КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии профессионального становления
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека – 35-40 лет. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. Проанализировав различные подходы к проблеме возрастной периодизации, Э.Ф.Зеер предлагает выделить следующие периоды и стадии возрастного развития человека: 1) дошкольное детство (стадии: младенчество, раннее детство, дошкольное детство); 2) школьный возраст (стадии: младший школьный возраст, отрочество, ранняя юность); 3) ранняя взрослость (стадия: юность); 4) взрослость (стадии: молодость, зрелость); 5) старость (стадии: пожилой возраст, старчество); 6) социальное бессмертие — представленность личности в социально-профессиональной деятельности после ухода из жизни. Введение в возрастную периодизацию социального бессмертия, считает он, позволяет рассматривать возрастные изменения как открытый процесс. Открытость означает динамичное равновесие взаимодействующих параметров системы и исключает ограниченность, замкнутость, предельность профессионального пространства. С позиции синергетики открытость является исходным понятием, объясняющим вариативность, вероятностность, нелинейность и необратимость профессиональной биографии человека. В настоящее время наибольшую известность в России приобрела периодизация жизненного пути профессионала, предложенная Е.А.Климовым, который предлагает в профессиональном становлении личности вычленять следующие стадии, или фазы [4; с.418-425]: · оптация – период выбора профессии и пути ее приобретения; · адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней; · фаза интернала – приобретение профессионального опыта; · мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности; · фаза авторитета – достижение наивысшей квалификации; · наставничество – передача опыта молодому поколению.
А.К.Маркова в качестве критерия для выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она различает пять уровней и девять этапов [5; с. 56-57]: 1) допрофессионализм – этап первичного ознакомления с профессией; 2) профессионализм у нее состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства; 3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободное владение профессией на уровне творчества, овладение рядом смежных профессий, самопроектирование себя как личности; 4) непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности. За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости (в некоторых изданиях – от 4 до 6 этапов): 1) рост – развитие интересов и способностей (до 14 лет); 2) исследование – апробация своих сил (14-25 лет); 3) утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года); 4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45-64 года); 5) спад – уменьшение профессиональной активности (после 65) [2; с.43].
Проанализировав различные классификации, Э.Ф.Зеер предлагает свою периодизацию профессионального становления личности, выбрав в качестве оснований для нее следующие факторы: 1) социальную ситуацию, характерную для данного возрастного этапа; 2) уровень реализации ведущей деятельности. В результате получилась такая картина.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. 1. Переход от одной стадии ПСЛ к другой означает: смену социальной ситуации развития; изменение содержания ведущей деятельности; освоение (присвоение) новой социальной роли и профессионального поведения. 2. Такие изменения личности не могут не вызвать ее психической напряженности, и как следствие, кризисов ПСЛ. Но это нормативные кризисы, которые, в отличие от ненормативных, не вызывают заметных профессиональных деструкций.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 16332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |