Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические механизмы процесса самоопределения

 

Самоопределение – это обретение и реализация человеком своего ценностно-смыслового единства в мире (в том числе и в мире профессий).

Зарубежным аналогом понятия «личностное самоопределение» является категория «психосоциальная идентичность», введенная Э. Эриксоном. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни, а также уверенности во внешнем одобрении.

Механизмы идентичности бывают разными: от испытания разных ролей до принятия моральных норм. В случае успешного разрешения кризиса идентичности формируются ясные цели последующего развития личности. Механизмы идентификации вплотную связаны с формированием идеала, системы ценностей. Они определяют содержание категорий «добро» и «зло», а также оказывают непосредственное влияние на развитие мировоззрения.

Функциональной характеристикой, лежащей в основе человеческой деятельности, и одной из существенных особенностей сознания является способность человека самостоятельно образовывать цели.

На пути достижения отдаленной, но главной на данном этапе жизни человека цели может выстраиваться цепочка «встроенных мотивов», реализация которых будет неуклонно приближать человека к намеченной цели. Стимулирующая функция мотива, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели, позволяет говорить о силе мотива. Наличие в мотиве цели также позволяет ему осуществлять направляющую функцию. Структурирующая функция мотива опять же связана с конечным результатом (целью), который стимулирует более тщательный анализ ситуации, приводит к нахождению большего количества путей ее решения и к их критической оценке. [2, 161].

Важную роль в целеобразовании играет смыслообразующая функция мотива, включающая в себя компонент «личностного смысла», который А.Н.Леонтьевым рассматривался как отношение мотива к цели. Возможно, благодаря единству смыслов, и осуществляется направленная деятельность в движении к цели.

По мнению Леонтьева, по ходу выполнения действий мотив не осознается, осознаются только цели действия. Понимание того, чего я хочу добиться, означает понимание цели; понимание почему – потребности; а понимание для чего – раскрывает смысл действия или поступка.

Классификация мотивов может быть различной, в зависимости от целей. С началом действия мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию. А цель действия фиксируется в механизме его контроля – «аппарате» сличения в виде эталона, с которым сопоставляется достигаемый результат. При достижении запланированного результата и удовлетворения потребности мотив теряет свою актуальность и как побуждение «здесь и сейчас» утрачивает свою энергию, но закрепляется в долговременной памяти как опыт.

Мотив становится «знаемым», как и его компоненты – потребности и цели, а также пути их достижения. По мере развития личности возникает своеобразный «мотивационный банк данных», хранящий в долговременной памяти основные и регулярно возникающие потребности, средства и способы их удовлетворения и образующийся при этом мотивационный фон (эти потребности могут становиться ценностями).

Человек усваивает жизненный опыт в форме его значений, которые есть обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятий, знания или даже умения или обобщенного образа действия, норм поведения и т.д.

Привнесение субъективного значения в это знание А.Н.Леонтьев называл личностным смыслом и считал, что личностный смысл порожден отношением мотива деятельности к цели действия.

А.Н.Леонтьев считал, что понятие «смыл» лучше определять в контексте субъективно устанавливаемой и личностно переживаемой связи между людьми, предметами, явлениями, окружающими человека в пространстве и времени как текущих, так и бывших или предлагаемых событий. Смысл увязывает, связывает всю материю душевной жизни. Он есть неспецифический личностный смысл этой связи, разрозненного, рассыпанного бытия. Поэтому смысловая вертикаль – это передача по цепи некоторых, самых общих принципов, секретов соединения, способных проявить себя на самом разнообразном жизненном материале.

В каждой смысловой внутренней реалии так или иначе присутствует, явно или совсем смутно, весь смысловой ряд, вся смысловая вертикаль, смысловая иерархия данного человека. При ее разрушении обесценивается, обесцвечивается, теряется сам вкус жизни.

Это явление связано с еще одной формой существования смысла – эмоцией, которая, по мнению В.К. Вилюнаса, представляет собой «конкретно-субъективную форму существования биологического и личностного смысла» [Вилюнас, 1976, с.92] и является основой целепобуждения. Поэтому возникновение целевого конфликта, связанного с конфликтом смыслов, сопровождается яркими эмоциональными переживаниями тревоги и страха, в то время как достижение цели также сопровождается эмоцией радости и ликования. Невозможность достижения цели часто порождает внутренний конфликт. [2, 163].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность профессионального самоопределения | Содержательно-процессуальная модель ПСО
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.