КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования уха
При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на характер болей (постоянные, периодические, ночные), наличие повышенной температуры, головокружения, тошноты, понижения слуха, гноетечения из уха, время появления перечисленных симптомов, предшествующие заболевания. Необходимо выяснить, страдает ли ребенок затрудненным носовым дыханием, хроническим насморком, воспалением придаточных пазух носа, бронхитом, пневмонией, болеет ли ангиной и острыми респираторными заболеваниями и как часто. Если речь идет о грудном ребенке, дополнительно выясняют, не вскрикивает ли он во сне, при кормлении, не трет ли уши о подушку или беспокойно двигает головой. Наружный осмотр и пальпация. Осматривают ушную раковину и позадиушную область. Следя за выражением лица пациента, отмечают, нет ли болезненности при пальпации области сосцевидного отростка, регионарных лимфатических узлов, асимметрии (поражение лицевого нерва). Отмечают цвет кожи ушной раковины и области сосцевидного отростка, пастозность, флюктуацию, изъязвление, свищи позади ушной раковины, сужение входа в слуховой проход. Пальпацию сосцевидного отростка лучше производить одновременно с обеих сторон, благодаря чему легче улавливается разница в конфигурации, консистенции мягких тканей. Отоскопия. Осмотр барабанной перепонки у детей представляет известные трудности. Грудного ребенка необходимо фиксировать (пеленать), ребенка более старшего возраста удерживает на колене помощник. Одной рукой помощник прижимает ребенка к своей груди, второй удерживает его голову. Осложняет осмотр рефлекторное приподнятие плеча на стороне обследуемого уха, для преодоления которого помощник наклоняет голову ребенка к плечу, противоположному исследуемому уху. Доверять фиксацию ребенка родителям не следует, поскольку дети в этих случаях ведут себя неспокойно, родители же в такой обстановке теряются, что в конечном итоге затрудняет осмотр. Отоскопия у грудных детей связана не только с техническими сложностями, но и с затруднениями при интерпретации картины барабанной перепонки. Для выпрямления слухового прохода, без которого отраженный рефлектором свет не дойдет до барабанной перепонки, необходимо указательными большими пальцами левой руки оттянуть ушную раковину вниз и назад. Узкий слуховой проход почти всегда заполнен слущивающимся эпидермисом и серой, которые необходимо удалить. Очистку слухового прохода производят тонким ушным зондом с ватой', пропитанной вазелиновым маслом. Нежными вращательными движениями зонд с ватой стараются вводить не слишком глубоко, чтобы не задеть барабанную перепонку и не вызвать искусственную гиперемию. Гиперемия барабанной перепонки наблюдается также вследствие продолжительного крика ребенка, что необходимо учесть при оценке отоскопической картины. Манипуляции при очистке слухового прохода необходимо осуществлять осторожно, без насилия во избежание травматизации легко ранимого эпидермиса. Воронку соответствующего размера вводят в слуховой проход нежно, вращательными движениями и не слишком глубоко. Барабанная перепонка у грудных детей расположена более наклонно и составляет с горизонтальной плоскостью угол в 20˚ (у взрослого - 45˚). На барабанной перепонке различают следующие опознавательные пункты: в передневерхнем квадранте выступает короткий отросток молоточка в виде беловатого бугорка, книзу от него и к середине барабанной перепонки идет беловато-желтая полоска – рукоятка молоточка, от середины барабанной перепонки (наиболее вдавленная часть) кпереди и книзу – световой конус. Угол, образованный рукояткой молоточка и световым конусом, направлен кпереди. Две складки кпереди и кзади от короткого отростка молоточка разграничивают натянутую часть барабанной перепонки от расслабленной. Все указанные опознавательные пункты барабанной перепонки меняют свои очертания при различных патологических состояниях среднего уха. У грудных детей через ушную воронку виден только верхнезадний квадрант барабанной перепонки. Лишь при наклоне ушной воронки кпереди становится видным рукоятка молоточка, передненижний квадрант нередко остается скрытым за костным выступом. Барабанная перепонка у грудных детей при осмотре невооруженным глазом выглядит утолщенной, с плохо выраженными контурами. Для того чтобы получить правильное представление о состоянии барабанной перепонки, необходимо пользоваться увеличительными линзами (+8Д). Отоскопия у детей старшего возраста. Для выпрямления слухового прохода необходимо оттянуть ушную раковину назад и кверху. Если одновременно оттянуть большим пальцем правой руки козелок, то примерно в половине случаев удается осмотреть барабанную перепонку без ушной воронки. При осмотре воронкой правая рука врача находится на темени ребенка и устанавливает голову в оптимальном для осмотра положении. Слущенный эпидермис, скопления серы удаляют осторожно при помощи зонда с ватой. Слизисто-гнойные выделения лучше всего отсосать при помощи маленького резинового баллона. В некоторых случаях для детального осмотра барабанной перепонки можно пользоваться увеличительными линзами или же операционным микроскопом. Определение степени подвижности барабанной перепонки производится при помощи пневматической воронки Зигле. Воронка закрыта снаружи увеличительной линзой, сбоку через выступ она соединена с резиновым баллоном. При герметическом закрытии слухового прохода воронкой, сгущение и разрежение воздуха при помощи баллона обусловливает колебания барабанной перепонки, которые наблюдаются через линзу. Определение проходимости слуховых труб возможно у старших детей при помощи продувания и выслушивания. Наконечник резинового баллона вводят в преддверие носа, а крыло носа противоположной стороны прижимают пальцем к носовой перегородке. Ребенку предлагают произносить «ку-ку», «шоколад», «пароход» и т. п. Нёбная занавеска при этом, приподнимаясь кверху, разобщает глотку от носоглотки. Если в этот момент сдавливать баллон, воздух под давлением проникает через слуховую трубу в барабанную полость с обеих сторон (способ Политцера). Разобщение носоглотки от ротоглотки происходит также в момент глотательного движения. Сдавливание баллона производят не очень резко, в противном случае могут возникнуть болевые ощущения в ухе. Обычно ребенок ощущает поступление воздуха в среднее ухо в виде легкого толчка. Если имеется необходимость произвести продувание каждого уха в отдельности, используют метод катетеризации (только у старших детей). Катетер представляет собою металлическую трубку, загибающуюся на конце в виде клюва. В начальной расширенной части трубки имеется колечко, расположение которого соответствует направлению клюва. После анестезии слизистой оболочки нижнего носового хода катетер вводят клювом вниз до носоглотки, после чего поворачивают кнутри и подтягивают до соприкосновения клюва с задним краем сошника. Если в этом положении катетера повернуть клюв на 180˚, он окажется в глоточном отверстии трубы. Пальцами левой руки фиксируют, катетер, а правой рукой вводят конец резинового баллона в расширенную часть катетера. Положение катетера и клюва необходимо изменять с большой осторожностью, чтобы предотвратить травматизацию слизистой оболочки носоглотки и возникновение после продувания эмфиземы. Большим препятствием для катетеризации является искривление носовой перегородки, гребни и шипы. Продувание уха не следует производить при наличии острого респираторного заболевания, слизи и гноя в носовых ходах, во избежание инфицирования среднего уха. Субъективные ощущения больных во время продувания нередко бывают обманчивы. Для точного определения проходимости слуховой трубы во время продувания следует пользоваться резиновой трубкой с двумя наконечниками. Один наконечник вставляют в наружный слуховой проход ребенка, другой в ухо врача. Если проходимость слуховой трубы не нарушена, врач воспринимает проникновение воздуха в барабанную полость в виде хорошо им слышимого нежно дующего шума. Различные патологические состояния среднего уха могут обусловить при продувании соответствующий акустический эффект. Так, например, при экссудативных катарах среднего уха, врач выслушивает во время продувания больного пузырчатые хрипы, при перфорации барабанной перепонки – резкий свист. Наиболее объективным методом определения проходимости слуховой трубы является ушная манометрия. Ушной манометр Воячека состоит из капиллярной трубки с каплей спирта и резинового колпачка, позволяющего герметически закупорить слуховой проход. Изменение давления в барабанной полости и движение барабанной перепонки обусловливают изменение давления в наружном слуховом проходе и движение капли спирта в трубочке. При хорошей проходимости слуховой трубы движение капли происходит при глотании. При нарушении проходимости движение капли определяется во время глотания при зажатых ноздрях (опыт Тойнби). При выраженном нарушении проходимости слуховой трубы больному предлагают делать глубокий вдох и после закрытия рта и носа – энергичный выдох. Воздух под большим давлением устремляется через слуховую трубу, в среднее ухо, больной ощущает в ушах треск (опыт Вальсальвы). Осмотр глоточного устья слуховой трубы, бужирование ее и введение лекарственных веществ под визуальным контролем осуществляют при помощи ушного оптического сальпингоманипулятора. Рентгенологическое исследование. У детей первого года жизни развита только одна воздухоносная клетка – антрум, в связи с чем нет необходимости в сложных укладках, применяемых у детей старшего возраста и у взрослых. Рентгенографию антрума производят через глазницу. На рентгенограмме вверху проецируются полукружные каналы, улитка, внутренний слуховой проход и кнаружи в виде треугольника, просветление – антрум. Для рентгенографии височной кости у взрослых используют укладки по Шюллеру, по Майеру и по Стенверсу. На снимках по Шюллеру четко выявляются антрум, периантральные клетки и характер пневматизации сосцевидного отростка, по Майеру стенки костного слухового прохода, барабанная полость, вход в пещеру и пещера, по Стенверсу – лабиринт, внутренний слуховой проход и верхушка пирамиды. При остром среднем отите наблюдается понижение прозрачности клеток сосцевидного отростка. Постепенно воздух вытесняется гноем и грануляциями, в связи с чем определяется затемнение пневматических клеток. При хронических средних отитах отмечается уплотнение структуры сосцевидного отростка, склероз. При холестеатоме на рентгенограмме виден небольшой дефект костной ткани чаще в области антрума без резких границ с окружающими клетками сосцевидного отростка.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |