Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории поликультурного образования




Теория, практика и перспективы поликультурного образования

ЛЕКЦИЯ 1

Основные категории поликультурного образования. Подходы и концепции к поликультурному образованию и воспитанию. Культурологический подход в образовании. Гуманистическое содержание поликультурного образования. Теория Дж. Бэнкса как методологическая основа для моделирования поликультурного образования. Опыт Америки по организации поликультурного образования. Поликультурное образование как приобщение к «общечеловеческим» ценностям-законам через «открытие» общего в разных суб- или этнокультурных традициях. Психолого-педагогические предпосылки и проблемы поликультурного образования. Взаимосвязь культуры и психологии. Кросс-культурная психология.

Одной из характерных черт начала XXI века является усиление взаимодействия и взаимозависимости стран и народов с целью взаимообогащения культур. В этих условиях проблема толерантного сосуществования различных этнических и социальных общностей осознается учеными всего мира, поскольку в нем практически нет моноэтнических государств. Следовательно, акцентируется значимость поликультурного образования, позволяющего человеку обрести способность толерантного отношения к инокультурному опыту.

Основные категории поликультурного образования: образование, культура, поликультурность.

Сегодня традиционное понимание процесса «образования» как ов­ладения учащимися знаниями, умениями и навыками вытесняется более широким взглядом на него как на становление человека, формирование его познавательных интересов и развитие творческого потенциала.

Из представленных в современной пед. науке концепций содержания образования можно выделить четыре главных составляющих, благодаря которым происходит образование личности – знания, умения, опыт творческой деятельности и духов­ное развитие. Учет в содержании образования данных составляющих реализуется пу­тем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Современное образование должно быть ориентировано прежде всего на сохранение, развитие и трансляцию культуры. Современные концепции выявляют глубокую взаимосвязь культуры и образования, а также тот факт, что идея культуры оказывает сущест­венное влияние на образование, так как при определении важных педагогических категорий приходится опираться на такое очень емкое понятие, каким является культура.

В философии понятие «культура» представлено в тесной взаимосвязи с человеком, его деятельностью, что предопределяет духовное, нрав­ственное развитие и совершенствование личности.

Для педагогики, психологии, социологии наиболее актуаль­ным является антропо-социологический подход к куль­туре, акцентирующий внимание на ее формирующей силе, способности органи­зовывать и образовывать жизнь конкретного индивида и общества в целом.

В ХХ в. крупнейший социолог мира П.А. (Питирим Александрович) Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Ценность – это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека. Ценность выражает человече­ское измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человече­ского бытия, человеческого существования.

Мир человека – это мир культуры. В своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного.

В широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

Положение о том, что образование – часть культуры объясняет тот факт, что именно культурологический подход является методологической основой в системе образования, ориентированной на человека. Этот подход имеет гуманитарную и аксиологическую направленность. Он ориентирует систему образования на диалог с культурой человека. Человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

Образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы, Е.В. (Евгения Васильевна) Бондаревская называет культурологическим, личностно ориентированным. Такое образование обеспечивает личностное смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность каждой личности, ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Международная энциклопедия образования (1994) рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Поликультурное образование дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения. Эти различия отражены во вкусах людей, их предпочтениях и отношениях, стиле жизни и взглядах на мир и являются продуктом эволюции каждого народа и его приспособления к своей среде обитания и обстоятельствам жизни с целью удовлетворить потребности, общие для всех групп, для всех народов.

Поликультурное образование поможет учащимся увидеть в этом многообразии общее. Каждый народ создает материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда, собственность и пр., в соответствии со своими потребностями и условиями жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя, формальная и неформальная система образования и передачи национальных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.