Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования общественного мнения

Третий этап – функционирование (действие) общественного мнения.

Второй этап – формирование общественного мнения.

 

Этап характеризуется интенсивным обменом индивидуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное, а на его основе – общественное мнение. Данный обмен мнениями может происходить стихийно, либо организованно, под влиянием целенаправленного идеологического воздействия (средства массовой информации и т.д.). На этом этапе эмоциональный компонент содержания общественного мнения, преобладающий на первоначальной стадии, дополняется рациональным, который становится доминирующим.

 

На этом этапе мнение-оценка выступает как суждение большинства. Оно характеризуется выраженной направленностью, содержанием и устойчивостью. На данном этапе доминирует волевой компонент содержания общественного мнения, способствующий его переходу от вербальной (словесной) формы к поведенческой.

Следует считать, что временные рамки этих этапов весьма динамичны. Эта динамика определяется содержанием объекта. Одно дело, когда в поле зрения общественного мнения попадает яркий, но не имеющий большой временной протяженности факт (например, необычное или совершенное с особой жестокостью преступление или преступление, направленное против известного лица). В этом случае процесс развития общественного мнения почти мгновенен. Другое дело, когда объект, вокруг которого формируется общественное мнение, малоизвестен, противоречив, интерес к нему большинства не проявляется. В этом случае формирование общественного мнения происходит поэтапно.

Основные факторы формирования общественного мнения:

экономическое и политическое состояние в обществе,

уровень культурного развития,

образовательный уровень населения,

утвердившийся образ жизни и т. д.

Эти факторы могут способствовать или препятствовать подготовке людей к участию в обсуждении по предмету мнения, восприятию соответствующей информации, готовности открыто высказывать свои суждения и вырабатывать согласованные позиции. Ясно, что в формировании общественного мнения важную роль играют все институты общества, прежде всего политические. Особенно важна роль в этом процессе средств массовой информации.

Изучение общественного мнения осуществляется на двух уровнях: на уровне теоретических исследований имеет своей целью разработку теории, на уровне эмпирических социологических исследований цель заключается в выработке практических рекомендаций.

Наиболее распространенными источниками получения информации об общественном мнении являются: письма в управленческие органы, газеты, журналы; вопросы, задаваемые лекторам, пропагандистам, докладчикам; непосредственные контакты руководителей с населением; решения и другие материалы собраний, совещаний, конференций и других форумов; социологические исследования.

Социологическое изучение общественного мнения предполагает количественный анализ сторонников конкретного мнения, выявления его источников, шкал категоричности и эмоциональности оценок, наличие альтернативного мнения, динамику оценок и суждений, уровень их вербальности, категоричности, установления типичных ошибок.

При изучении общественного мнения используют различные методы:

опросы,

массовые наблюдения,

анализ документов,

общенародные обсуждения.

При этом необходимо придерживаться следующих правил:

используемые методы должны давать и количественную, и качественную характеристику общественного мнения;

характеризовать его не только в статике, но и в динамике;

методы должны применяться к совокупности, комплексно.

Изучение общественного мнения осуществляется на двух уровнях: на уровне теоретических исследований имеет своей целью разработку теории, на уровне эмпирических социологических исследований цель заключается в выработке практических рекомендаций.

Наиболее распространенными источниками получения информации об общественном мнении являются: письма в управленческие органы, газеты, журналы; вопросы, задаваемые лекторам, пропагандистам, докладчикам; непосредственные контакты руководителей с населением; решения и другие материалы собраний, совещаний, конференций и других форумов; социологические исследования.

При изучении общественного мнения используют различные методы:

опросы,

массовые наблюдения,

анализ документов,

общенародные обсуждения.

При этом необходимо придерживаться следующих правил:

используемые методы должны давать и количественную, и качественную характеристику общественного мнения;

характеризовать его не только в статике, но и в динамике;

методы должны применяться к совокупности, комплексно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первый этап – зарождение | Функции общественного мнения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.