КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции общественного мнения
Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов, социальных групп или отдельных лиц, в первую очередь, от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Оценочная – это ведущая гносеологическая функция общественного мнения. В её компетенцию входит выражение ценностного отношения массового социального субъекта к актуальной проблеме социальной действительности. Посредством реализации оценочной функции субъект выражает своё одобрение или неодобрение, доверие или неудовлетворенность и т.д. Воплощается функция через высказывание оценок, имеющих в самом простом случае форму «да – нет». Познавательная – её смысл состоит в том, что общественное мнение способно выступать в качестве источника, средства и способа социального познания. Отражая реальность, оценивая и обдумывая ее, субъект способен и на обыденном уровне с привлечением определенных элементов теоретического знания обобщать свои оценки, интегрировать их в категории. Сводя воедино повседневные оценки разнокачественных объектов, осмысливая их, общественное мнение способно находить новые решения как житейских, так и более широких вопросов. Адаптирующая. В эту группу входят социальные роли, выполняемые общественным мнением под воздействием индивидуальных и групповых субъектов, по формированию их социальных качеств, привитию им норм и правил существования в обществе. Транслирующая – заключается в способности общественного мнения выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению. Моральные ценности, фольклорные образования и даже предрассудки, входящие в ткань народной культуры, хранятся в общественном сознании и в нужный момент становятся основой для социальных оценок, переходят в содержание общественного мнения. Целеполагающая – общественное мнение участвует в формировании содержательной стороны политики и управления. Данная функция отражает его роль в постановке целей развития общества. Консультативная – общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Управленческая – содержание этой функции заключается в осуществлении регулирующих воздействий на социальные субъекты общественного мнения в своей регулятивной функции обеспечивает реализацию определенных (выработанных самостоятельно, либо при внесённых извне) норм общественных отношений. Социологические опросы, опросы общественного мнения, Poll и полстер – понятия, которые были известны ранее лишь небольшому кругу специалистов, но теперь они прочно перекочевали из лексикона западных исследователей общественного мненияв словарь отечественных журналистов и не вызывают особого удивления у населения. Можно выделить следующие информационные потребности, которые оказали существенное влияние на формирование или адаптирование новых методологических приемов изучения мнения населения. Потребности в информации о политических процессах, происходящих в обществе, политических настроениях и общественное мнение различных социальных, национальных групп населения. В этом контексте появились новые названия исследований: предвыборные опросы (проводятся до момента голосования и направлены на долгосрочный прогноз); опросы на выборах (по американской терминологии exit poll), направленные на краткосрочный прогноз (на несколько часов вперед); поствыборные опросы, с помощью которых в основном пытаются дать детальную картину того, что произошло, и объяснить эти результаты. Изучение потребительского поведения населения, предпочтений; отношение к средствам массовой информации, рекламе. Основным стимулирующим фактором в данном направлении послужило развитие новых экономических структур и новых экономических отношений. Научное объяснение социальных и политических процессов, проверка теорий и гипотез. Ситуация быстрой перестройки российского общества, других постсоветских республик и восточноевропейских стран дала уникальную возможность верификации тех или иных теоретических построений. Родоначальником практики опросов общественного мнения в СССР можно считать Институт общественного мнения, существовавший в рамках редакции «Комсомольской правды» в 1960-1966 гг. (рук. д. ф. н. Б. Грушин) За годы своей деятельности институт провел 15 опросов, большинство которых имело всесоюзный характер, а два из них были международными. Среди проблем, по которым опрашивалось общественное мнение, были такие: «Удастся ли человечеству предотвратить войну?», «Как изменился уровень вашей жизни?», «Что вы думаете о своем поколении?», «Во имя чего вы учитесь?» и т. п. Укажем, что в 1960-е годы в СССР появились первые и по сей день наиболее фундаментальные работы по теме изучения общественного мнения монографического плана А. Уледова «Общественное мнение советского общества» и Б. Грушина «Мнения о мире и мир мнений» (Уледов А. К. Общественное мнение советского общества. М., 1963; Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М, 1967). Откликом на настоятельную необходимость научного, квалифицированного и целенаправленного изучения общественного мнения было создание в Институте конкретных социальных исследований Академии наук СССР (далее - ИКСИ АН СССР) Центра по изучению общественного мнения. В 1970-1972 гг. в рамках отдела ОМ ИКСИ АН СССР был осуществлен крупнейший в советской социологии исследовательский проект «Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов» (1967-1974). Общей задачей исследования, вошедшего в историю социологии под кратким названием «Общественное мнение», было функционирование общественного мнения в полном наборе формирующих и выражающих это мнение информационных каналов. Этими структурами также руководил д.ф. н. профессор Б. Грушин.
Создание при ВЦСПС и Госкомтруда СССР Всесоюзного центра изучения общественного мнения (директор – академик Т. Заславская, заместители – д.ф.н. Б. Грушин и д.ф.н. Ю. Левада) можно считать положительным изменением в этой области. Постановление ВЦСПС и Госкомтруда СССР «О создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам» было подписано 7 декабря 1987 г. Для тех лет это было важным событием научного и общественного значения, определенный свидетельством нарождающихся демократических преобразований. Это база наиболее известной и старейшей социологической структуры, работающей с 1988 г., исследующей общественное мнение в России (руководитель – д.ф.н., профессор Ю. Левада), занимающейся маркетинговыми, социальными и политическими исследованиями с использованием регулярных массовых опросов населения. Центр проводит исследования в России и странах СНГ. К своему десятилетию ВЦИОМ провел более 1000 исследований и опросил около 1,5 млн. респондентов. За годы работы во ВЦИОМе накоплен уникальный архив социологических данных, в котором собраны результаты более чем 2000 исследований. В архиве хранится информация о важнейших процессах трансформации социальной и экономической жизни общества за последние 15 лет. Это результаты опросов по следующей проблематике: потребительское поведение и стили жизни; рынок труда и безработица; уровень жизни, доходы населения; ценностные ориентации; экологические проблемы; проблемы семьи и женщин, проблемы молодежи; доверие социальным институтам и политическим лидерам; межнациональные отношения; политические ориентации; электоральное поведение; массовая культура и средства массовой информации. Кроме того, архив ВЦИОМа располагает информацией об основных рынках товаров и услуг в различных регионах России. Эта информация может быть востребована огромным числом потребителей. Услугами архива ВЦИОМа пользуются научные центры и университеты, правительственные организации, политические партии, средства массовой информации, рекламные агентства, консалтинговые фирмы – все, кто заинтересован в изучении происходящих в России процессов социальной трансформации или кому эти данные нужны для успешной коммерческой деятельности. ВЦИОМ выпускает ежемесячный информационный бюллетень «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения». На втором месте по времени возникновения находится фонд «Общественное мнение» – независимая некоммерческая исследовательская организация, созданная в конце 1991 г. (руководитель А. Ослон). Этот фонд сложился в результате отделения части коллектива Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), приступил к работе в начале 1992 г. В настоящее время региональная инфраструктура фонда включает отделения и постоянных партнеров более чем в тридцати городах России. Фонд проводит два регулярных опроса: еженедельный общероссийский экспресс-опрос «Цента» (проводится с начала 1992 г., выборка по 18 сельским и городским территориям РФ); ежеквартальный опрос «Монитор» (проводится с начала 1992 г., выборка по 28 территориям России включает 2500 респондентов плюс 1500 респондентов малых социальных групп). Помимо двух основных опросов ФОМ проводит большое количество малых опросов и фокус-групп коммерческого характера. Центр осуществляет общероссийские и локальные опросы населения, углубленные интервью с экспертами, групповые дискуссии (фокус-группы), телефонные, компьютерные опросы в Москве. Фонд пользуется региональной сетью, частично совпадающей с сетью ВЦИОМа в 22 регионах России, на Украине, в Молдове, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, странах Балтии, часть из отделений которой считается филиалами фонда. Первоначально фонд специализировался на политических опросах и анализе настроений различных групп общества. Этому способствовало и создание при фонде аналитического центра во главе с известным политологом И. Клямкиным. В октябре 1996 г. на базе аналитического центра фонда был создан Институт социологического анализа, который возглавил И. Клямкин. С 1993 г. основное направление исследований фонда начало смещаться в область исследований рынка рекламной продукции (особенно на телевидении), изучения аудитории телепрограмм, маркетинга продукции отечественных и зарубежных фирм. С начала 1996 г. фонд проводит серию регулярных исследований «Маркет-лоция». Помимо вышеперечисленных, существует ряд служб, также занимающихся изучением общественного мнения. Это организация под руководством Б. Грушина – «Vox Populi». КОМКОН 2 – основан в декабре 1991 г., имеет членство в ESOM AR (Европейское общество исследователей общественного мнения и рынка) с 1992 г. Специализируется в области СМИ, проводит маркетинговые исследования. Компания Gallup Media создана в 1994 г., специализируется в области медиаисследований и рекламы. РОМИР – независимый институт российского общественного мнения и рыночных исследований (руководитель Е. Башкирова) Некоторые социологические службы работают над тематическими проектами (Институт социально-политических исследований РАН, Институт социологии РАН, Российский независимый институт социальных и национальных проблем, факультет социологии МГУ) Итак, общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности. Общественное мнение выступает в оценочной, познавательной, адаптирующей, транслирующей, целеполагающей, консультативной, управленческой функциях.
Субъектом общественного мнения являются классы, группы, слои населения. Формирование общественного мнения может быть стихийным и сознательным. Мнение содержит в себе правильные и иллюзорные представления о действительности. Набирает силу и мировое общественное мнение, предметом которого являются глобальные вопросы сохранения жизни на Земле. Самый старый институт создан в 1875 г. – это сектор изучения общественного мнения при газете «Йомиури» (Япония). С 1923 г. существуют институты социальных исследований при Кельнском и Гёте университетах в ФРГ, несколько позднее созданы индийские институты: Гокхейльский институт политики и экономики (1930 г.), Индийский статистический институт (1931 г.), Исследовательский центр Эшби в Австралии (1936 г.) и Индийский институт социальных наук (Тата-институт, 1936 г.). В 1938 г. образован Институт французского общественного мнения.
Образование почти всех остальных институтов приходится на послевоенные годы, а именно на вторую половину сороковых – первую половину пятидесятых годов. Из стран Западной Европы деятельность по изучению общественного мнения наиболее развита в ФРГ. В стране насчитывается более 40 частных организаций, занимающихся общественным мнением. По количеству опросов на душу населения ФРГ перегнала США. Из 75 институтов, расположенных в странах с рыночной экономикой (кроме США), больше половины являются частными фирмами. Это положение полностью определяет тематику исследования институтов. На передний план выдвигаются проблемы, так или иначе связанные с рынком, – они преобладают в тематике 25 институтов. Сюда же надо отнести изучение эффективности рекламы (4 института). Далее следуют опросы общественного мнения, касающиеся средств массовых коммуникаций (10 институтов), кроме того, каждой из отдельных проблем: телевидение, радиовещание, кино, печать – занимаются еще по 6-8 институтов. С политическими проблемами связаны 14 институтов. В них изучаются следующие темы: эффективность пропаганды в избирательной компании, выбор избирателями той или иной партии, членство в политических партиях, реакция людей на международные события, политическая психология бывших военнопленных и т.д. Много внимания уделяется проблемам молодежи: ее отношению к образованию, труду, религии. Изучаются вопросы преступности. Встречается даже такие темы, как «Какие книги читают школьники» и «Идеологические основы воспитания детей». В сфере индустриальной социологии работают 14 институтов. Изучаются такие проблемы, как переход на 45-часовую неделю, исследование работоспособности людей, трудоспособность инвалидов, текучесть рабочей силы, социальные и физические последствия сменной работы, проблемы безработицы, досуга рабочих. Отдельные исследования посвящены социологии города: изучение мнения горожан о жилищном строительстве, об общественном транспорте, миграция и урбанизации населения. Изучается общественное мнение о здоровье, лечении, геронтологии. Рассматриваются социальные и культурные факторы детской смертности. Опросом общественного мнения изучаются такие социальные и социально-психологические проблемы, как социальная мобильность и ее демографические последствия, условия жизни рабочих иммигрантов в европейских странах. Среди экономических проблем особое внимание следует обратить на исследования уровня жизни (бюджеты семей). Также могут изучаться и специфические для отдельной страны проблемы: мнение населения о влиянии атомных взрывов на климат страны и на здоровье будущих поколений (Япония), мнение итальянцев относительно военных баз НАТО и т.д. Таким образом, в исследованиях проблематики общественного мнения в мировой социологии можно выделить два основных направления: изучение общественного мнения как определенного социального феномена (его структуры, роли в борьбе политических сил, отношения к общественным институтам, например к политической власти и т.д.), анализ информации о мнениях широких масс по поводу конкретного события, анализ мнений населения как потребителей при анализе рынка. США самый популярный институт исследования общественного мнения – Американский институт общественного мнения Дж. Гэллапа . В 1935 г. в США две фирмы начали регулярно публиковать результаты исследования общественного мнения. Сначала фирма Э. Роупера, созданная под эгидой журнала «The Fortune» – отсюда название «The Fortune Survey». А тремя месяцами позже впервые заявил о себе и Американский институт общественного мнения Дж. Гэллапа. Появлению последнего предшествовала двухлетняя экспериментальная работа Дж. Гэллапа и его сотрудников. В 1935 г. при поддержке ряда американских газет институт начал свои регулярные зондажи общественного мнения США. Результаты опросов появлялись (и появляются по сей день) еженедельно в 117 крупнейших газетах. Первый exit poll был проведен в США на выборах губернатора штата Кентукки в 1967 г. Ворреном Митофски. Это был exit poll в современном его понимании и рассматривался, тогда как апробация нового подхода к президентским выборам 1968 г. Были попытки проводить подобные исследования и ранее, но их методология сильно отличалась от той, которая применяется в настоящее время. В 1993 г. на всероссийском референдуме впервые в России и странах бывшего Союза Институт сравнительных социальных исследований совместно с Ворреном Митофски провел первый exit poll.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |