Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательность стадий анализа данных




Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят трендовые, лонгитюдныеи панельные исследования.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени с целью анализа изменений на уровне определенной группы, совокупности. Различают когортные тренды и исторические тренды. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время повторных обследований. Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорты и время проведения обследования изменяются.

При проведении панельного исследования обследованию подвергаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости, а также общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между обследованиями являются произвольными. Исследования проводятся по одинаковой методике. Соблюдение единообразия при проведении панельного исследования – важнейшее условие точности его результатов.

При проведении панельных исследований получают информацию именно об индивидуальных изменениях в обследуемой совокупности. Если же моменты повторного обследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным.

После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования – один из важнейших социологических документов.

Программа состоит из двух разделов (блоков) – теоретико-методологического и методико-процедурного.

В теоретико-методологической раздел программы входят:

формулировка и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации);

определение объекта и предмета социологического исследования;

определение цели и задач исследования,

интерпретация и операционализация основных понятий,

формулировка гипотез.

Данный раздел требует основательной теоретической подготовки социолога, осуществляющего исследование, умения логически анализировать обозначенные явления.

Методико-процедурный раздел программы предполагает:

определение выборочной совокупности,

характеристику методов сбора первичной социологической информации,

последовательность применения инструментария для ее сбора,

логическую схему (или программу) обработки собранных данных на ЭВМ,

стратегический план исследования.

Постановка проблемы является начальным звеном любого социологического исследования, так как сама проблема – это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий.

Классификация проблем:

гносеологические (недостатки познавательной информации);

предметные (реальные социальные противоречия);

по носителю (стратификационные, демографические, семейные и т. д.);

по масштабам (глобальные, региональные);

по времени (кратко-, средне-, дальнесрочные);

по глубине (одноплановые, комплексные, системные).

В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.

Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречие между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации.

Для этого необходимо следующее.

Перевести интуитивно улавливаемые противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

Предварительный анализ проблемной ситуации: внешние наблюдения; свободные интервью с участниками проблемной ситуации; анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований; свободные - интервью с экспертами.

Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.

Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.

Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направленность):

теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере;

практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

Обозначенная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации. Она формулируется в виде ясных вопросов или установок, в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Например, если для исследования выбрана проблема повышения эффективности высшего образования, то в качестве предмета исследования могут быть выделены: способы отбора наиболее талантливой молодежи, материальные условия учебы и быта студентов, квалификация преподавателей, организация учебного процесса, участие студентов в самоуправлении, внимание общества к проблемам высшей школы и др.

Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию – теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование?

Чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач. Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном – прикладным. Неосновные задачи помогают выявить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.

Логический анализ основных понятий предполагает точное и всестороннее объяснение содержания и структуры понятий, а также уяснения элементов и свойств изучаемого процесса или явления. Разделяется логический анализ понятий на две процедуры, связанные между собой: интерпретацию и операционализацию.

Наряду с определением проблемы, выделением объекта и предмета социологического исследования обязательным процедурным моментом исследования является формулировка гипотез.

Для чего нужна гипотеза в научном исследовании? Какова ее роль? Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода «спусковым механизмом» для перехода к важным эмпирическим процедурам, признанным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

В социологии гипотезы, которые разрабатываются до эмпирического исследования, называются рабочими, или исследовательскими гипотезами.

В современной социологической теории разработана некоторая система общих предпосылок и требований построения рабочих гипотез.

Во-первых, гипотеза должна быть научно обоснована. Это значит, что она не должна содержать утверждений, которые противоречат уже доказанным положениям, фактам.

Во-вторых, рабочая гипотеза должна быть адекватной исследуемой проблеме, т.е. она должна иметь смысл в рамках проблемы.

В-третьих, гипотеза должна проверяться эмпирически. В противном случае она останется лишь предположением, высказыванием, выражающим субъективное мнение.

В-четвертых, логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю непротиворечивость.

Рабочие гипотезы можно классифицировать по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяют на описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы – это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные), о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные).

Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее «сильные» гипотезы, они требуют экспериментальной проверки.

Прогнозные гипотезы – это такие гипотезы, которые содержат не только предположения о фактическом состоянии предмета и описание причин такого состояния, но и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития данного объекта.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные гипотезы формулируются до сбора эмпирических данных. Если они опровергаются, то взамен выдвигаются вторичные гипотезы.

По степени общности предположений гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Кроме общих предпосылок и требований к построению социологических гипотез, разработана система фаз их построения.

Первая фаза – сбор информации по исследуемой теме. Любое социологическое исследование начинается с изучения имеющейся по теме литературы и других источников информации: отчетов, статистических данных, материалов других исследований, часто сведений, полученных от экспертов. Здесь уместно использовать и свой собственный опыт, если таковой имеется. Главное, приступая к сбору информации, социолог должен иметь определенный, четкий план этой процедуры.

Вторая фаза – собственно формулирование гипотез. На этой фазе социолог на основе собранной и критически осмысленной информации формулирует рабочие гипотезы. Практика проведения социологических исследований показывает, что в процессе формулирования гипотез важно, во-первых, иметь представление о том, имеются ли достаточно теоретически разработанные положения о той области социальной действительности, которая исследуется; во-вторых, необходимо учитывать уровень профессиональной подготовки исследовательского коллектива; в-третьих, необходимо учитывать сложность исследуемой проблемы. Одно дело – исследовать проблему текучести кадров на предприятии, и другое дело – исследовать проблему ценностных ориентации молодежи (первая проблема проще второй). Кроме того, при формулировании гипотез надо учитывать количество и качество имеющейся у социологов информации по проблеме.

Третья фаза – группировка гипотез. Здесь социолог должен определить основные и неосновные гипотезы, уметь их привести в определенную систему.

Вторая часть исследовательской программы начинается с обоснования типа выборки и ее репрезентативности.

Определение исследовательской стратегии зависит от глубины знаний социологов об изучаемом объекте и предмете, а также выдвинутых гипотез. Различают три основные исследовательские стратегии и разные варианты их комбинаций.

Первая стратегия называется – разведывательная. Она используется в случаях недостатка знаний для формулирования должной системы гипотез. Разведывательный план предполагает:

изучение имеющихся по данной теме литературных источников;

беседы с компетентными по данной проблеме людьми (их называют экспертами);

наблюдение за изучаемым объектом по специальной методике.

В итоге исследовательских процедур появляется информация, позволяющая уточнить формулировки гипотез, а иногда и предмет, и задачи исследования.

Вторая стратегия – описательная. Она нацелена на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик. Эта, безусловно, более ценная стратегия возможна при условии такого знания объекта и предмета, которое позволяет определить всю систему гипотез без предварительной разведки.

Третья стратегия – экспериментальная. Ее целесообразно применять лишь тогда, когда, во-первых, цель исследования сводится к выяснению причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта; во-вторых, – гипотезы имеют объяснительный характер, т.е. содержат обоснованные предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте.

Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее, без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование.

Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем работы – научной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).

Первый раздел предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, которое покажет, как «работает» инструментарий. И если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно внести коррективы и в инструментарий, и в программу исследования. Когда документы для работы полностью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интервьюерам.

Второй раздел включает все организационные и методические виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки.

Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» информации. При выполнении этих процедур исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощи специальных компьютерных программ, и исследователи получают сводные таблицы цифр, процентов – табуляграммы.

Четвертый раздел – это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, делают выводы, формулируют практические рекомендации.

Интерпретация – трактовка основного понятия, выявление интересующих ученого сторон и свойств объекта изучения.

Интерпретация делится на два вида:

теоретическую,

эмпирическую.

Варианты теоретической интерпретации:

интерпретация понятий через установление связей с более общими понятиями и категориями;

интерпретация понятий через понятия меньшей степени общности;

теоретическая интерпретация эмпирически установленных фактов.

В эмпирической интерпретации понятий выделяют:

прямую (установление эмпирических признаков, представляющих содержание теоретических понятий,

основную интерпретацию (она осуществляется на основе логических связей установленных эмпирических признаков).

Интерпретация основного понятия – это вычленение его составляющих, более частных понятий с целью выявления главных сторон предмета исследования.

Операционализация – продолжение и детализация интерпретации основных понятий, их деление на составные элементы, получение более простых (операциональных) понятий, поддающихся социологическому «замеру».

Степень операционализации понятий зависит от вида социологического исследования. Различают структурную и факторную операционализацию.

Структурная операционализация – расчленение основного понятия на структурные элементы, главные характеристики предмета исследования.

Факторная операционализация представляет собой процедуру выявления факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого явления, процесса. Основные требования и этапы процедуры операционализации понятий:

создание образа (общего представления о предмете, объекте исследования);

построение «сетки» (перечня) характеристик объекта (понятия);

выбор индикаторов (показателей);

построение индексов.

Операционализация зависит от целей исследования, особенностей исследуемой проблемы, сформулированных гипотез, характера используемых понятий.

3. Анализ и обобщение социологической информации

Последовательность действий социолога при анализе эмпирических данных может быть представлена следующим образом.

Стадии анализа данных Исследовательские задачи данной стадии анализа Основные приемы анализа
первая стадия Выявление аномалий, ошибок и пропусков в исходных данных, коррекция выборки, описание простых распределений. Качественное осмысление сгруппированных данных; использование приемов описательной статистики; Расчеты средних тенденций, вариаций, асимметрии.
вторая и третья стадии Уплотнение исходной информации и ее описание в зарегистрированных показателях с тем, чтобы избавиться от излишней детализации, избежать ошибок последующего анализа вследствие «провалов» в исходных распределениях, повысить уровень обобщения. Приемы укрупнения исходных шкал, логические комбинации частных признаков, построение индексов, эмпирическая и теоретическая типологизация, факторный анализ
вторая и третья стадии Выявление прямых и косвенных связей, интерпретация и объяснение основных зависимостей и свойств изучаемых явлений, проверка главных и второстепенных гипотез исследования Построение двухмерных, многомерных таблиц, расчет корреляций, регрессий, энтропии и ассоциации распределений, использование корреляционных графов детерминационных моделей
четвертая стадия Прогноз изучаемых процессов и явлений на основе объяснительных гипотез. Приемы мысленного и, если возможно, натурально экспериментирования, повторные и сравнительные исследования, контрольные опросы экспертов для проверки итоговых выводов, моделирование динамических процессов.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.