КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Укрепление Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Междоусобица после смерти Владимира закончилась победой его сына Ярослава, получившего за продуманную государственную политику прозвище Мудрый. Правление Ярослава Мудрого (1019-1054): — разгромил печенегов, набеги которых на Русь прекратились; — закрепил русские позиции в Прибалтике походом на прибалтийскую чудь; — расширил международные связи Киевской Руси (жена Ярослава — шведская принцесса; дочери — замужем за французским, венгерским и норвежским королями; сестра стала польской королевой, а внучка — женой германского императора; сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (в дальнейшем сын Всеволода Владимир получил — укрепил самостоятельность Русской Православной Церкви — — провел третью общегосударственную реформу — начал составление свода законов — «Русской Правды» — важнейшего государственного и юридического документа, отразившего многие нюансы социального устройства Киевской Руси. (При Ярославе были написаны первые 17 статей — «Правда Ярослава», «Древнейшая Правда», остальные приняты после смерти князя.) Составление «Русской Правды» вызывалось сложными социальными процессами периода оформления и укрепления государственности. Требовалось письменное закрепление юридических норм, регулировавших отношения свободных людей. «Русская Правда» опиралась на так называемое обычное право — неписаные правила, неоднократно и традиционно применявшиеся при вынесении судебного решения, основанием которого служил прецедент (случившееся ранее похожее событие) или ссылка на древность. «Правда Ярослава» ограничила существовавший обычай кровной мести. Теперь на нее имел право не весь род убитого, а только ближайшие родственники. Сохранение в законе права на кровную месть свидетельствовало о живучести остатков родоплеменного строя. Ограничение этого права показывало, что государство достаточно окрепло, чтобы вмешиваться в дела родов. Умирая, Ярослав Мудрый призывал сыновей: Изяслава (1054-1078), Святослава (умер в 1076 г.) и Всеволода (1078-1093) — жить в мире и во всем слушаться старшего брата. Однако личные амбиции князей, стремление к обогащению, сложность династических расчетов при лествичной системе наследования власти — привели к военным столкновениям. Ремесленное население ряда городов было недовольно междоусобиями и политикой Ярославичей. В конце 60 — начале 70-х гг. XI в. в Киеве, Ростове, Новгороде возникли массовые восстания. В ответ князья и бояре потребовали изменения законодательства для усиления защиты жизни и собственности феодалов. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения. Жизнь старших дружинников, огнищан и княжеских приближенных оценивалась в 80 гривен. За убийство свободного мужа штраф составлял 40 гривен (за смерда и за раба — 5 гривен). В XI в. социальное неравенство было законодательно закреплено. Это означало изживание первобытного равенства и свидетельствовало о готовности государства защищать интересы господствующего класса. Характер наследования власти в древней Руси был родовым (династическим). Власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало, как уже указывалось, так называемое «лестничное» право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роду следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имеет власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы древней Руси. С другой стороны, продолжается, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя, что создает духовные предпосылки для развития авторитарной тенденции и укрепления княжеской власти. При этом следует учесть, что в средние века поведение людей определялось идеальными факторами не в меньшей мере, чем социально-экономическими и политическими. Политические формы древнерусского государства не были застывшими и под влиянием различных факторов претерпевали определенные изменения. Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими «в отца место», начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Святослава, правившего в Черниговской земле, и Всеволода, к которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина — Суздальская земля. С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097), созванном по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласили принцип: «Кождо да держит отчину свою», приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии — отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не было единственно возможным. Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя. Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |