КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Высокий профессионализм и непревзойденное качество разработок–интегральная часть культуры
Большинство компаний делают ставку на наем профессионалов с соответствующим уровнем подготовки. Иногда в процессе найма производится оценка, «впишется» ли потенциальный сотрудник в рабочую среду компании или нет. Однако после того как претендент принят на работу, не делается практически ничего, чтобы помочь ему усвоить культурные ценности компании. Такой подход ощутимо снижает эффективность работы новичка. Система бережливой разработки продукции предполагает, что, взяв на работу одного из лучших выпускников престижного университета, можно гарантировать лишь одно: новый сотрудник – способный молодой человек, который станет настоящим инженером, если будет прилежно учиться. Формальное образование в Toyota считают фундаментом, который бесполезен, пока новичок не впитает культуру компании. В организационном аспекте культура Toyota определяется следующими принципами. • Компанией управляют инженеры, а иерархия определяется уровнем профессионального мастерства. • По существу, Toyota — производственная компания, которая занимается добавлением ценности в процессе изготовления продукции, тогда как прочие виды деятельности призваны поддерживать производство. • Компания неустанно заботится о повышении технического мастерства, применяя научный метод обучения на практике. • Важнейшее звено системы разработки продукции — инженер. • Обучение и непрерывное совершенствование (кайдзен изо дня в день) — неотъемлемая часть подхода к работе. • Все, и в первую очередь лидеры, должны строго соблюдать дисциплину, упорно трудиться и быть преданными делу. • Первоочередное внимание уделяется данным. Фундамент этой культуры заложил Сакити Тоёда, «король изобретателей», который своими руками создал ткацкий станок с паровым двигателем. Следуя примеру отца, Кийтиро Тоёда досконально изучил технологию автомобилестроения. В свете такой традиции может показаться странным, что Фудзио Тё, который стал президентом Toyota Motor Company в 1999 году, не только не принадлежал к семье Тоёда, но и не был инженером. В 1960 году Тё закончил Токийский университет, получив диплом адвоката. Как адвокат, не разбираясь в технике, мог управлять производственной компанией, спросите вы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать путь, который прошел Тё, осваивая культуру Toyota. Поступив на работу в Toyota, Тё проработал 14 лет на различных должностях. В 1974 году ему вместе с Тайити Оно поручили заняться внедрением TPS в сфере управления. С этого момента жизнь Тё круто переменилась. Он стал учеником Оно. Стиль работы его наставника представлял собой чудовищную смесь жесткого прессинга, наказаний, лести и уговоров. С его помощью Тё понял, что если он хочет усовершенствовать процессы управления, ему придется изучить основы TPS на производстве. Пройдя нелегкую школу освоения TPS под руководством Оно – обучение происходило исключительно в цехе, – Тё в конечном счете стал экспертом по TPS. Он пользовался таким уважением в Toyota, что в 1988 году ему поручили открыть первое стопроцентное дочернее предприятие Toyota в США – завод в Джорджтауне, штат Кентукки. На этом заводе Тё ежедневно обходил цеха и лично обучал TPS рабочих и лидеров команд. Он так хорошо изучил технологию производства и методы работы в цехе, что Университет штата Кентукки присвоил ему почетную степень доктора. Огромный опыт и блестящее знание TPS позволили Тё стать президентом Toyota Motor Company. История Тё имеет два аспекта. Во-первых, это наглядный пример того, как Toyota воспитывает и обучает свой персонал, не жалея на это времени и средств. Во-вторых, она показывает, что такое культура высочайшего профессионализма. Все сотрудники Toyota, от рабочего до президента, убеждены, что цель компании – добавлять ценность, и что достижение этой цели требует неустанного совершенствования технологии. С точки зрения бережливого мышления работа людей по совершенствованию технологии имеет для компании исключительное значение. Вспомогательный персонал содействует выполнению этой важной миссии. Toyota – это производственная компания, которой управляют инженеры. Это чрезвычайно важно для системы бережливой разработки продукции, поскольку это делает инженера важнейшим звеном системы,– именно инженеры, объединяясь в команды, подотчетные главному инженеру, принимают все решения, определяют ход всех процессов и подают все идеи. Они совершенствуют свое профессиональное мастерство, занимаясь практической работой, а не на курсах повышения квалификации. Быть инженером в системе бережливой разработки продукции – это скорее призвание, чем работа. Все это вместе формирует в компании культуру высочайшего профессионализма, как при разработке продукции, так и при ее изготовлении. Культура поддерживает процесс Многие автомобилестроительные компании хотели бы взять на вооружение процесс бережливой разработки продукции Toyota. Они развертывают крупные программы по освоению опыта Toyota, но очень часто эти начинания не оправдывают ожиданий. В этих компаниях пытаются составлять отчеты формата A3, организуют мероприятия по крупноблочной сборке кузова, вводят должность главного инженера, занимаются хосин-планированием и создают базу данных по ноу-хау. Каждый из этих инструментов на какой-то момент позволяет добиться результатов, но со временем его эффективность сходит на нет и им перестают пользоваться. В большинстве случаев инженеры и менеджеры теряют интерес к новшествам и возвращаются к старым, не самым эффективным, но проверенным методам. Трудности, с которыми сталкиваются компании на пути освоения этих простых, разумных принципов, объясняются главным образом различием культур. На рисунке дается сравнительная характеристика культуры Toyota и культуры NAC, компании, подход которой представляет полную противоположность бережливому мышлению.
Рис. Сравнение культуры Toyota с культурой NAC С первого взгляда видно, что подходы Toyota и NAC диаметрально противоположны. Деятельность NAC определяется интересами бизнеса, высшая цель компании – оправдать ожидания аналитиков Уолл-стрит по показателям квартальных прибылей. Преобладающее влияние на культуру компании оказывают финансовые соображения. Техническое совершенство для NAC вторично, главное – это конечный результат, которого нужно добиться любой ценой. В то время как в Toyota уважают высокий профессионализм и не жалеют сил и средств на развитие людей, представители высшего менеджмента NAC любят повторять: «Затраты ходят на двух ногах», и бросают все силы на сокращение штатов, даже если при этом они могут потерять лучших специалистов. Toyota придает огромное значение процессу. Правильный процесс дает желаемые результаты. В NAC делают ставку на самые современные подходы и технологии, которые упрощают и ускоряют работу, то есть помогают найти кратчайшее расстояние между двумя точками. Зачем корпеть над рабочим проектированием или сборкой машин, – это банально и скучно. Toyota, напротив, неустанно совершенствует методы повседневной работы. Здесь привыкли не жалеть сил на детальное планирование. NAC, нацеленная на конечный результат, руководствуется принципом «просто делай». Здесь не прилагают никаких усилий, чтобы извлечь уроки из собственного опыта и использовать полученные знания при выполнении очередного проекта. Toyota учится на опыте каждого проекта и каждого инженера. Интересоваться, что уже делалось раньше, считается в NAC дурным тоном и признаком некомпетентности. Мимолетная улыбка и жизнерадостное «у нас нет проблем» – типичное поведение инженера NAC, какой бы сложной ни была порученная ему работа. В Toyota подобное поведение вызывает недоумение. Как можно выполнить работу в соответствии с принципами дао Toyota, не задавая вопросов, не прибегая к немаваси, не увидев ситуацию своими глазами, не поделившись своими догадками и открытиями с командой и не занимаясь обучением в масштабах организации?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |