Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы определяющие уровень внутризаводской специализации




ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственная программа предприятия – это задание по производству и реализации определенного количества продукции в номенклатуре, ассортименте и качестве в установленные сроки.

Производственная программа является одним из центральных разделов планирования и регулирования экономической и хозяйственной деятельности предприятия. Как раздел комплекса управления, и планирования производства определенного ассортимента продукции предусматривает конкретную специализацию предприятий, развитие необходимых кооперативных связей. Производственная программа является тем разделом плана, на основе которого определяется потребность в трудовых, материальных и прочих производственных ресурсах. Она оказывает большое влияние на планы развития техники, капитального строительства, на рентабельность производства и финансы предприятия и др.

Оценка значимости производственной программы, исходя из сложившихся ранее экономических отношений, ориентированных только на производство, грозит большими осложнениями для предприятия, вплоть до банкротства.

В условиях перехода Украины к рыночной экономике получают развитие методы планирования производственной программы, основанные на знании теории и методов маркетинговой стратегии в производстве.

Производственная программа предприятия в новых условиях хозяйствования должна разрабатываться по всем разделам в тесной связи с планированием рынков сбыта, т.е. с полной реализацией продуктов производства.

 

 

 

Основные разделы производственной программы предприятия представлены схемой 5.1.

 

Схема 5.1. Основные разделы производственной программы предприятия

 

Показатели производственной программы разрабатываются и планируются как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Рассмотрим некоторые понятия и особенности разработки плана производства продукции в натуральном выражении, т.е. планирование номенклатуры, ассортимента и качества продукции.

Номенклатура – это перечень наименований выпускаемых изделий.

Ассортимент – разновидность продукции определенного наименования, отличающейся друг от друга технико-экономическими характеристиками (типоразмерами, производительностью, мощностью, качеством, внешним видом и т.д.).

Сущность планирования номенклатуры и ассортимента продукции в рыночных условиях хозяйствования заключается в определении размеров производства таких товаров, которые потребители могут купить, и которые им нужны в требуемом качестве, количестве и вовремя.

Поэтому большая часть решений, касающихся планирования номенклатуры и ассортимента продукции, принимается на уровне высшего руководства.

Однако постоянно растущее понимание первостепенного значения клиентуры (покупателей), как залога успешной деятельности предприятия, небывало возвысило роль руководителя сбыта в делах, касающихся планирования выпускаемой продукции в натуральном выражении. Поскольку управляющий сбытом (маркетингом) поддерживает с клиентурой более тесный контакт, чем другие руководящие работники предприятия, его роль в управлении (планировании) ассортиментом постоянно повышается.

Одну из наиболее сложных проблем в разработке раздела плана производства можно сформулировать так: что именно должно входить в состав ассортимента. Неразрывно с этим вопросом связан следующий: из каких товаров или модификаций должна состоять каждая предлагаемая серия.

Одновременно возникает вопрос цены, уровня качества и гарантий. Понятие качества включает в себя весь комплекс эксплуатационных характеристик и конструктивных особенностей товара.

Одной из важных задач планирования ассортимента является определение соотношений между выпуском товаров по спецзаказу, предназначенных для удовлетворения потребностей отдельных клиентов, и массовым производством ограниченной серии изделий. Принципиальное значение имеет вопрос о видах и степени технического и прочего обслуживания в предпродажный период, в момент и после продажи.

Сложным при разработке плана является и решение вопроса о том, какое количество товаров каждой номенклатуры (серии) следует производить и в какое время. С этим вопросом связана разработка принципов складирования и поддержания товарных запасов. Эффективность решения указанных проблем зависит от способности предприятия составлять прогноз сбыта.

Ошибочные оценки, ведущие к перепроизводству и недопроизводству, могут нанести предприятию значительный экономический ущерб.

Важным моментом планирования продукции в натуральном выражении (ассортименте) является проблема снятия с производства отдельных изделий или целых серий товаров. Эта сфера деятельности предприятия остается, пожалуй, менее организованной по сравнению с другими вопросами в планировании ассортимента.

При переходе на новые условия хозяйствования предприятий следует остановиться и на вопросе о порядке включения новых изделий в товарный ассортимент.

Обычно новые товары создаются или внутри предприятия, либо предприятия прибегают к копированию еще не запатентованных изделий, либо могут заключать соглашения о лицензионных платежах, либо приобретают у третьих лиц товар с правом его дальнейшего производства и сбыта, либо, что начало практиковаться и в Украине, закупают на корню предприятие со всем его ассортиментом, производственными мощностями и системой сбыта, совершенствуя и развивая его в дальнейшем для выдерживания конкурентного соперничества, с целью получения максимальных прибылей.

План производства в стоимостном выражении является следствием пересчета плана в натуральном выражении по установленным ценам на продукцию и услуги в денежном выражении.

Для характеристики плана в стоимостном выражении и динамики движения производства и сбыта продукции применяется ряд экономических показателей.

Показателями деятельности отраслей, предприятий, характеризующими объем выпуска продукции в денежном выражении, являются:

² Объем товарной продукции, QТП

 

где n – число типоразмеров готовых изделий (продукции);

– количество готовых изделий i-го типоразмера, подлежащих реализации, ед./период;

- оптовая цена изделия i-го типоразмера.

² Объем реализуемой продукции, QРП

где – соответств. остатки готовой продукции на складе на конец и начало планир–го периода;

– объем отгруженной продукции соответств. на конец и начало планир–го года.

² Объем валовой продукции, QВП

где – остатки незавершенного производства на конец и начало периода соответственно;

– соответств. остатки инвентаря, инструмента и оснастки на конец и начало периода (года);

z – число типоразмеров инвентаря, инструмента и оснастки своего производства.

В целях элиминирования прошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий экономических и др. показателей, ряд производств осуществляет планирование и оценку деятельности по чистой продукции или нормативно чистой продукции (НЧП). Показатель чистой продукции вновь приобрел значение в условиях введения в действие с 1 июля 1997 г. Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятия».

 

² Объем чистой продукции, QЧП

где – соответственно затраты на материалы, топливо, энергию;

– прочие материальные затраты;

– амортизационные расходы, связанные с усовершенствованием основных фондов.

 

² Объем нормативной чистой продукции, НЧП – рассчитывается как произведение количества выпускаемой продукции и нормативов чистой продукции по каждому изделию.

Норматив чистой продукции представляет собой (доход) часть оптовой цены изделия, включающей заработную плату, отчисления на социальное страхование, другие отчисления и прибыль. Норматив чистой продукции на конкретное изделие определяется по формуле:

где – основная и дополнительная зарплата производственных рабочих с отчислениями на соц.страх и др. отчислениями в плановой калькуляции и себестоимости изделия;

– прибыль, установленная по нормативу рентабельности;

– отношение фонда зарплаты промышленного персонала по обслуживанию и управлению производством к фонду зарплаты производственных рабочих

 

² Объем конечной продукции предприятия, QКП

где – объем всей реализуемой продукции;

– объем продукции, израсходованной внутри предприятия или выпускаемой для своих нужд.

 

Примечание. Снимают потребляемую продукцию внутри предприятия или отрасли для избежания повторного счета.

 

Производственная программа,кроме названных ранее разделов, включает разделы кооперированных поставок и внутризаводской специализации.

В сложившейся практике хозяйствования Украины предприятие составляет план кооперированных поставок, в случае если самостоятельно не производит готовую продукцию от начала до конца (пользуется полуфабрикатами других предприятий).

После установления государственности в Украине значительная часть связей со странами СНГ по кооперированным поставкам была разорвана. В настоящее время предприятия самостоятельно восстанавливают, создают новые производственные связи, а в значительных объемах переходят на замкнутые кооперированные поставки внутри Украины, внутри отрасли, а порой и внутри предприятий, объединений, ассоциаций, корпораций и др. Многие зарубежные фирмы, создавая крупные объединения, учитывают вопросы эффективности внутренней кооперации.

Общая специализация предприятия, которая дифференцируется во внутризаводскую, определяется характерными особенностями его производств. Специализация производства, производственных процессов, непосредственно связанных с разработкой производственной программы предприятия во внутризаводских подразделениях, зависит от многих взаимосвязанных факторов.

Признак заводской специализации Производственные процессы
Назначение изготовляемой продукции (выполняемых работ) ² Основные, вспомогательные, обслуживающие
Степень технической оснащенности ² Техпроцесс (работа), операция
Степень непрерывности ² Прерывные (дискретные), непрерывные
Степень укрупненности элементов ² Ручные, машинно-ручные, машинные, автоматические, аппаратурные
Степень участия человека в производстве ² Процесс труда, отдых (перерывы и т.д.)

 

Внутризаводская (внутрицеховая) специализация производства и планирование характеризуются таким и показателями готовой продукции:

² партия деталей на участке (в цехе);

² комплекты партии деталей на участке (в цехе);

² изделие (узлы) на предприятии (в цехе).

Процесс производства изделий осуществляется на основе графиков технологического организационного движения заготовок, деталей, узлов по мере изготовления их на участке, в цехе, на предприятии. При крупных и сложных изделиях детали нумеруются, индексируются по производствам, подразделениям, определяется количество потоков, параллельно направленные, изготавливающие одно и то же изделие (узел), исходя из заданий.

Элементы организационно-технического движения заготовки на производстве (в цехе) представлены нижеследующей схемой.

 

 

Схема 5.2. Организационно–техническое движение заготовки на производстве (в цехе)

 

где – склад

– рабочее место

– организационная связь

– технологическая связь

А,В,С – индексы подразделений

11,12 – номера узлов.

Уровень внутризаводской специализации существенно зависит от типа производства. Тип производства характеризуется коэффициентом закрепления операций. Кз:

 

где n – количество деталей;

m – количество операций по обработке i-ой детали;

Чрм – численность рабочих мест.

 

Для машиностроительных предприятий:

Кз > 40 – единичный тип производства;

1 < Кз < 40 – серийный тип производства;

Кз < 1 – массовый тип производства.

Внутризаводское планирование (схема 5.3) является одним из определяющих разделов производственной программы предприятия.

 

 

Схема 5.3. Система внутризаводского планирования

Система оперативно-производственного планирования (на примере машиностроительного предприятия)

Производственные характеристики Система планирования
Подетальная Комплексная Позаказная
       
Планово-учетная единица Деталеоперация, деталь Машинокомплект, узел, технологический групповой комплект Заказ (изделие, серия изделий)
Система календарно-плановых нормативов Размер партии деталей, длительность производственного цикла, задел, ритм, такт Размер партии комплектов, длительность цикла комплекта Длительность цикла выполнения заказа
Область применения показателей по типам производства Массовый и крупно-массовый Мелкосерийный и единичный Единичный

Размер партии - оптимальное количество готовой продукции, единоразово выпускаемой в каком-то производственном подразделении.

Длительность производственного цикла - величина полезного производственного времени, необходимого для изготовления узла, детали, комплекта.

Задел - оптимально переходящий остаток неоконченного объема работ (деталей, узлов, изделий) на определенный период времени в календарном плане.

² Ритм, Pi - время, обеспечивающее равномерное, синхронное выполнение объема работ в производственном цикле изделия:

где tл - такт поточной линии;

Zi - количество деталей в партии 1-го изделия, шт.

 

² Так, tл - время, необходимое на изготовление одной детали (узла) на поточной линии:

 

где d – количество поточных линий;

Fg – действительный фонд времени работы к–той поточной линии за плановый период:

Ni – производственная программа на плановый период i-го изделия, шт.

 

Зная возможности выпуска продукции в единицу времени, определяют полный объем выпускаемой продукции за текущий календарный период на участке, в цехе и на предприятии. При анализе загрузки цеха (участка) объем предполагаемого выпуска продукции сравнивают с производственной мощностью.

Производственная мощность цеха (предприятия) – это потенциальная способность к максимальному выпуску продукции в планируемой номенклатуре и ассортименте в единицу времени (обычно год) при полной загрузке и использовании оборудования и производственных площадей в условиях передовой технологии, организации производства и труда, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества.

Производственная мощность измеряется объемом годовой продукции и формируется под воздействием рынка сбыта и исходящих из этого факторов (номенклатура, ассортимент изделий, трудоемкость, длительность производственного цикла, уровень квалификации рабочих кадров, уровень специализации, наличие рабочих площадей, особенности машинного парка и др.). Постоянное движение (обновление, усовершенствование) машинного парка в календарном периоде производства изменяет производственную мощность цеха (предприятия). В этом случае определяют среднегодовую мощность производства.

² Среднегодовая мощность, , определяется выражением:

 

где Fgi – действительный фонд времени работы i-го станка (линии);

z – количество станков;

t – время (в станко–часах), необходимое для изготовления одного изделия.

 

При обосновании производственной мощности следует различать мощности: паспортную, установленную и действительную.

Мощность паспортная - максимально возможная мощность оборудования;

Мощность установленная - максимальная мощность в данных условиях установки оборудования.

Мощность действительная - фактический съем продукции с оборудования.

Мощность паспортная больше мощности установленной.

 

Если в течение года вводятся новые мощности, то для определения ее среднегодовой величины мощности, пользуются выражением:

 

где – установленная мощность ввода;

– период времени (в месяцах в году), в котором данное оборудование работает.

 

(Например: по мероприятиям предусматривается ввод и начало работы станков с 1 апреля, тогда tвв = 12–3=9 месяцев).

Если предусматривается в текущем году вывод производственных мощностей (определенного парка машин), для определения среднегодовой мощности вывода, пользуются выражением:

 

где – установленная мощность вывода;

– период времени (в месяцах в году), в котором данное оборудование не работает.

 

(Например: снятие устаревшего парка машин предусматривается по календарному графику со второго полугодия, тогда tвд = 6 месяцев).

² Среднегодовой баланс производственных мощностей, М, определяется выражением:

 

(1)

 

где Мо – исходящая мощность на начало года.

отм, DМрм - соответственно прирост мощностей, обеспечивающие совершенствование технологии и организации производства, реконструкция и модернизация оборудования.

 

В практике планирования и анализа объемов производственной программымощность, определяемую выражением (1), принимают за напряженную производственную программу при условии максимального производства необходимой для сбыта продукции.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.