КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление и речь
План: 1. Мышление как психический процесс. 2. Интеллект как общая способность. 3. Речь как психический процесс. Мышление как психический процесс Когда человек совершает ошибку, окружающие часто говорят: «Надо было думать, прежде чем делать». Но что это значит? Попробуйте объяснить своими словами, что значит «думать». В чем заключаются особенности процесса мышления, чем он отличается от других процессов? Мы спрашиваем: «Ты хорошо подумал?», но каковы критерии качества мышления? Как понять, хорошо ли мы думаем – то есть правильно, качественно – или нет? И можно ли научиться думать хорошо, эффективно? Нам кажется, что мы думаем все время, когда не спим. Но наука отличает процесс мышления от ассоциативного течения интеллектуальных процессов. Хорошо знакомый нам внутренний монолог – описание происходящего или одни и те же переживания, вопросы без ответов – это и есть ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Выглядит оно примерно так: «Как не хочется вставать… в комнате так холодно… где же тапочки… зачем я вчера так поздно лег…». А вот пример процесса мышления: «В квартире тихо… Родители еще спят или уже ушли? Чайник еще теплый… Значит, они уже позавтракали и уже ушли». В чем разница между двумя этими примерами? Процесс мышления характеризуется направленностью и продуктивностью. Другими словами, у него всегда есть цель и есть результат. Если мы не можем четко ответить на вопрос «О чем ты думаешь?», значит, это ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Процесс мышления всегда начинается с проблемы, с постановки вопроса, и всегда приводит к определенному результату. Это может быть решение проблемы, формулировка ответа или констатация того, что для решения задачи не хватает информации, но мы в любом случае получаем какой-то результат, приращение знания. Нам становится известно больше, чем до начала процесса мышления. И это знание мы получаем не напрямую – путем наблюдения или в результате общения – мы получаем его самостоятельно из уже имеющихся у нас фактов. «Мышление – это отражение отсутствующего», или, другими словами, специфика мышления как психического процесса в том, что с его помощью мы можем раскрыть, узнать то, не дано в восприятии (то есть непосредственно). Как это возможно? «Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения и через отношения раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства».[1] Сравнение – это основа мышления. Только в процессе сравнения мы можем выделить свойства предметов и явлений, а также степень выраженности этих свойств. Совокупность существенных свойств предмета выражается в понятии. Процесс мышления невозможен без манипуляций с понятиями, находящимися в определенных отношениях, связях друг с другом.
Формы мышления Итак, мышление есть установление связи между понятиями. Понятие как совокупность существенных свойств предмета или явления – это базовая форма мышления. Понятия выражаются словами или словосочетаниями. Понятие может отражать уникальный предмет, явление, или категорию предметов и явлений. В первом случае это единичное понятие, во втором – общее понятие. Примеры единичных понятий: Россия, поэтесса Анна Ахматова, космический корабль «Восток-1». Примеры общих понятий: государство, поэт, корабль. В обыденной речи часто используются псевдопонятия, или общие представления. Они характеризуются тем, что их смысл не уточняется в процессе общения, в результате чего у собеседников может быть абсолютно разное представление о сути разговора. Например, фразой «Я регулярно занимаюсь спортом» один человек описывает еженедельные походы в бассейн, где он стоит у бортика и разговаривает с друзьями, а другой – две часовые тренировки в день, после которых его одежда становится мокрой от пота. В науке использование псевдопонятий недопустимо, ведь цель науки – получение объективного знания. Поэтому в научной или учебной литературе раскрытие темы начинается с определения понятий. Характер связи между понятиями выражается в суждении. Суждение – это форма мышления, которая утверждает или отрицает наличие связи между предметами или явлениями. Утверждение или отрицание могут носить общий или частный характер. Таким образом, имеется 4 вида суждений: 1) общеутвердительные: «Все психические процессы относятся к психическим явлениям»; 2) частноутвердительные: «Некоторые психические процессы являются познавательными»; 3) общеотрицательные: «Ни одна амеба не обладает интеллектом»; 4) частноотрицательные: «Некоторые животные не обладают интеллектом». Серия взаимосвязанных суждений порождает умозаключение. Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений (так называемых посылок) выводится новое суждение. Например: Ни одна амеба не обладает интеллектом. (I посылка) Это животное обладает интеллектом. (II посылка) Следовательно, это животное – не амеба. (Умозаключение). Операции мышления Как в процессе мышления конструируется понятие? Напомним, что понятие – это совокупность существенных свойств предмета или явления. Следовательно, чтобы получить понятие, недостаточно просто увидеть объект, соприкоснуться с ним. Нужно обнаружить его свойства и выделить среди них существенные. Чтобы обнаружить свойства предмета (явления), нужно сопоставить его с известными нам предметами (явлениями). Представим, что снег описывает человек, который видит снег впервые. Он назовет его цвет, температуру и структуру (мягкий, рассыпчатый и т.д.). Делая это, он таким образом проводит различие между этим веществом и другими. Когда он говорит, что снег «холодный», это означает, что ему известны другие предметы и вещества, более теплые. Какие еще свойства снега заметит этот человек? Говорят, в языках северных народов есть несколько десятков слов для обозначения разных видов снега. Это значит, что каждое слово обозначает уникальный набор свойств данного вида снега. Так как это жизненно важно для обитателей Крайнего Севера, они выделяют больше значимых свойств, и, соответственно, имеют более полное представление о состояниях и видах снега, чем мы. Чтобы получить эти десятки понятий, необходимо было внимательно наблюдать и сопоставлять разные виды и разные условия, в которых идет снег. Таким образом, сравнение – это основа мышления. На основе сравнения происходит анализ свойств и выделение приоритетных из них. Чтобы лучше изучить определенное свойств, не отвлекаясь на другие, мы абстрагируемся от объекта, концентрируя свое внимание только на этом свойстве, рассматривая его отдельно, хотя отдельно оно существовать не может (например, мы не можем представить себе просто «белое» – это белое что-то; или просто «бежать» – бежит кто-то или что-то, в каком-то направлении). Более того, мы можем сформировать понятие о предмете или явлении, которое не наблюдали непосредственно. Например, как вы будете описывать морскую свинку человеку, который никогда ее не видел? Скорее всего вы воспользуетесь сравнениями: она размером с…, форма тела у нее как у…, мордочкой она похожа на …, бывает таких-то расцветок. Ваш собеседник объединит (синтезирует) эти свойства, и него получится некий образ, благодаря которому он сможет опознать это животное. Далее, когда он увидит нескольких свинок, отличающихся по размеру или расцветке, он сделает вывод, что эти параметры могут в определенных пределах изменяться, но это все тот же вид животных. Другими словами, он обобщит свой опыт – у него появится схематичное представление о свинках: какие они в общем. Имея такое общее представление, он каждый раз конкретизирует его, встречая данное животное (или его описание без названия): «Да это же морская свинка!». В конкретном образе или понятии как бы сливаются, сращиваются выделенные путем абстракции свойства предмета или объекта (в переводе с латыни concresco – «срастаться»). Таким образом, мышление – это деятельность, которая включает в себя следующие операции: Сравнение – сопоставление выделенных признаков предметов (явлений), посредством чего происходит обнаружение сходных и различных свойств. Анализ – разъединение образа (понятия) явления или предмета на отдельные компоненты, выделение его свойств, элементов, связей. Синтез – мысленное объединение различных частей, компонентов предмета или целых предметов, в результате которого формируется целостное представление. Абстракция (абстрагирование) – мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств. Обобщение – мысленное объединение ряда предметов или явлений в определенную категорию на основе общих для них существенных свойств. Формирование общих понятий происходит именно путем обобщения. Конкретизация – обнаружение общего понятия о категории объектов (явлений) в конкретном предмете (явления), определение данного предмета (явления). Мыслительная деятельность может носить как теоретической, так и практической. Хотя мышление может казаться нам чисто психическим, невидимым и неосязаемым процессом, в действительности оно зародилось как система практических действий. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Виды мышления Выделяют два вида мышления – теоретическое (абстрактное, понятийное) и практическое (конкретное, образное), в зависимости от того, с чем происходят мыслительные операции – с понятиями или с образами. Наша способность оперировать абстрактными понятиями увеличивается с возрастом, она восходит от конкретного, наглядного к абстрактному. Обратите внимание, что описывая мыслительную деятельность, мы используем речевые обороты, подходящие для описаний действий с конкретными предметами, например: «Рассмотрим эту проблему с разных сторон» (как если бы проблема была чем-то видимым и осязаемым). Или: «Давайте разберем этот вопрос подробнее» (раздробим его). Для развития мышления ребенку необходимо иметь большой опыт взаимодействия с предметами, которые он будет разбирать и собирать, сортировать по категориям, выстраивать определенные последовательности, создавать целостную картину или строение. В обучении таким операциям и состоит функция многих игрушек. Только тот, кто умеет оперировать конкретными предметами, сможет эффективно оперировать абстрактными понятиями. Другими словами, различие между абстрактным и конкретным мышлением состоит не столько в том, что мыслящий делает с объектом, а в том, с какими объектами он совершает эти действия. По этому признаку выделяют следующие виды мышления: 1. НАГЛЯДНОЕ: 1.1. наглядно-образное (конкретное). Этот вид мышления обязательно связан с восприятием предметов, с которыми производятся действия, и невозможен без нее. Ребенок использует его, когда собирает пирамидку; взрослый – когда укладывает вещи в чемодан; собака – когда открывает дверь нажатием на ручку. Конкретное мышление присуще не только приматам и дельфинам, но и некоторым другим видам млекопитающих (собакам, волкам) и птиц. 1.2. наглядно-действенное. Этот вид мышления состоит в понимании механизма взаимодействия между предметами или механизма какого-либо явления, и использовании этого принципа в деятельности. идеи многих идей заимствованы у природы: радар – это воплощение способа ориентировки летучей мыши, морские и воздушные суда имеют обтекаемую форму рыб и морских животных, застежка-липучка устроена по принципу репейника. 2. АБСТРАКТНОЕ (ПОНЯТИЙНОЕ): 2.1. теоретически-образное. Этот вид мышления подразумевает операции с образами, которые хранятся в памяти или создаются воображением. Развитое теоретически-образное мышление абсолютно необходимо художнику, режиссеру, дизайнеру, парикмахеру, костюмеру, модельеру, архитектору и т.п. 2.2. теоретически-понятийное. Этот вид мышления подразумевает операции с абстрактными понятиями, идеями, концепциями, теориями. Оно развито у ученых, философов, математиков. Именно этот вид мышления стремится развить современная система образования.
Понятие интеллекта Для обывателя понятие «интеллект» ассоциируется с энциклопедическими познаниями, сложными научными терминами и бесстрастными людьми, умножающими в уме четырехзначные числа. Но в действительности дело обстоит иначе. В 1904 г. Чарльз Спирмен использовал это понятие, чтобы определить способность человека решать повседневные задачи, адаптироваться к окружающим условиям. Эту способность он назвал «общий фактор», или фактор G (general). Спустя 30 лет другой ученый, Л. Тёрстоун, после масштабных исследований выделил 7 измерений такой способности: 1. Счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия. 2. Вербальная (словесная) гибкость – способность подбирать подходящие слова для выражения своих мыслей, эмоций и опыта. 3. Вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь. 4. Способность представлять себе предметы и формы в пространстве, так называемое пространственное мышление. 5. Память. 6. Способность к логическому мышлению. 7. Быстрота обнаружения сходства и различия между предметами или явлениями. Дж. П. Гилфорд попытался детализировать понятие интеллекта, выделяя различные его факторы в зависимости от того: 1. о чем мы думаем (содержание – изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий); 2. как мы думаем (операции – познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), 3. к чему приводит умственная деястельность (результаты – элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). У него получилось 120 факторов, систематизированных в кубической модели интеллекта Гилфорда. Коэффициент интеллекта (IQ) определяется следующим образом. Тестирование тысяч взрослых нормальных людей позволило выявить средний уровень умственных способностей, принятый за 100. Отклонения на 20 баллов в ту или другую сторону характеризуют умственную норму. Результат меньше 80 баллов означает умственную отсталость, которая имеет 3 степени: I. Дебильность – от лат. debilus – «увечный, слабый» (50-70 баллов). Легкое психическое недоразвитие, что проявляется в следующих признаках: недостаточность абстрактного мышления, внушаемость, подражательность, при этом развитое личное самосознания и эмоциональное отношение к окружающему. II. Имбецильность – от лат. imbecillus – «слабый телом, вялый» (20-50 баллов). выраженное психическое недоразвитие, для которого характерны: словарный запас достигает 200-300 слов; хорошая механическая память, возможность обучению элементам счета, чтения, письма. III. Идиотия – от греч. idioteia – «невежество» (меньше 20 баллов). Это наиболее тяжелая форма умственной отсталости: примитивные эмоции, речь сводится к воспроизведению отдельных часто искаженных слов, понимание грубо нарушено; замедленные, нескоординированные движения, расстройство навыков стояния и ходьбы. Результат свыше 120 баллов означает интеллектуальную одаренность. Результат свыше 180 баллов встречается крайне редко. Понятие интеллектуального коэффициента подчиняется закону нормального распределения: 16% людей имеют IQ 20-84 балла, 34% людей имеют IQ 84-100 баллов, 34% людей имеют IQ 100-116 баллов, 16% людей имеют IQ 116-180 баллов. Интересна взаимосвязь между IQ и творческими способностями. У людей с IQ<120 творческие способности, как правило, не выражены. Однако если известно, что человек интеллектуально одарен (то есть его IQ>120), это еще не значит, что он творческая натура. Что препятствует развитию креативности? Ответ на этот вопрос в следующем разделе. В настоящее время принято выделять различные виды интеллекта, в зависимости от того, какого рода задачи решаются с его помощью: абстрактно-логический, вербальный, эмоциональный, социальный, практический, физический. Тесты IQ измеряют прежде всего логическую, вербальную и пространственную составляющие интеллекта. Итак, интеллект – это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. IQ, коэффициент интеллекта, отражает(настолько, насколько верны тесты, его измеряющие) эффективность, уровень развития процесса мышления. Частично (по различным данным, на 45-60%) интеллект зависит от наследственности, в остальном – от условий развития и основных видов деятельности человека. Выделяют 2 группы факторов, определяющих развитие интеллекта (без учета личных усилий человека): 1. Генетические факторы (действующие от зачатия до рождения): 1.1. хромосомные аномалии (болезнь Дауна); 1.2. нарушения питания плода вследствие недостаточного питания матери; 1.3. некоторые заболевания матери в период беременности (например, краснуха) замедляют или искажают формирование мозга ребенка; 1.4. употребление матерью некоторых веществ (алкоголь, наркотики, многие виды лекарств); 2. Факторы окружающей среды: 2.1. питание ребенка в первые 18 месяцев жизни; 2.2. психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка (впечатления, общение, игрушки); 2.3. число детей в семье: первый или единственный ребенок чаше обладает высоким логическим и вербальным интеллектом; у детей в большой семье лучше развиваются социальные навыки; 2.4. социальный статус семьи: материальное положение (определяет, приходится ребенку работать или есть возможность учиться), уровень образования родителей, ценность образования в семейных установках. Поскольку мышление, как нам теперь известно, является не только способностью, но и суммой навыков оперирования различными объектами (образами, понятиями, символами), тренировка этих навыков повышает IQ человека. Некоторые системы развития мыслительной способности изложены в следующих книгах: Д. Халперн «Психология критического мышления»; Г.С. Альтшуллер «Как научиться изобретать». По некоторым данным, если человек занят монотонным трудом, пассивно проводит свободное время и избегает приобретения новых навыков и знаний, его IQ снижается на 5 баллов каждое десятилетие. После 60 лет нетренированный ум стремительно деградирует (так называемое старческое слабоумие).
Творческое мышление и его барьеры Уже известный нам Джой Пол Гилфорд выделял два типа мышления: Конвергентное – предполагает нацеленность на единственное правильное решение задачи (например, математической). Дивергентное – процесс мышления ради процесса: поиск решения задачи происходит по различным направлениям, элементы задачи рассматриваются с разных сторон, мыслитель отбрасывает их или добавляет новые. В результате появляется много вариантов решения, из которых выбирается наиболее подходящий в данной ситуации. Большинству из нас присуще конвергентное мышление – мы крайне неуютно чувствуем себя, когда надо решить задачу, не имеющую однозначного решения. Другими словами, мы привыкли усваивать алгоритм и использовать его, как только видим, что тип задачи нам знаком. Этот вид мышления называется также репродуктивным (воспроизводящим алгоритм). Однако многие задачи, которые встречаются нам в жизни – от распределения своего времени до выбора спутника жизни – требуют дивергентного (продуктивного) мышления, или, другими словами, творческого подхода. Пытаясь решить такие задачи конвергентным способом, ища один-единственный правильный вариант поведения, мы, скорее всего, проиграем. Почему же развитое творческое мышление встречается относительно редко? Процесс воображения (который является основой творческого мышления), как мы знаем, присущ любому психически здоровому человеку. Таким образом, творческими способностями обладают практически все люди. Но на пути их развития и применения стоят следующие барьеры: Конформизм. Для существования общества необходимо единство мнений людей и определенное единообразие их действий. Поэтому общество поощряет стандартные реакции и способы решения задач – пусть они не оптимальны. Нестандартные реакции, непредсказуемое поведение вызывает инстинктивный страх окружающих; кроме того, нестандартное решение требует большего внимания и интеллектуального напряжения, чтобы оценить его. Необходимость приложить больше усилий для понимания вызывает раздражение у окружающих (это знают почти все дети, предлагавшие нестандартные решения задач в школе). Страх и раздражение, которые демонстрируют взрослые, часто приводит к тому, что ребенок перестает проявлять творческий подход. Страх критиковать других и страх стать объектом критики. Являясь стайными животными, люди очень чувствительны к тому, как относятся к ним другие – ведь хорошее отношение других – залог выживания. Предлагая новые модели поведения, оригинальные способы решения повседневных задач, мы рискуем вдвойне: если наш способ окажется лучше общепринятого, то это может задеть самолюбие других, будет выглядеть критикой их умственных способностей. Если же новый метод хуже общепринятого, творец становится объектом насмешек: зачем изобретать велосипед, тратить силы и время на уже решенную задачу. Таким образом, творческий подход требует незаурядной уверенности в себе и независимости от мнения окружающих. Завышенная оценка значимости своих идей. Не останавливаясь здесь подробно на понятии самооценки, отметим лишь следующую закономерность. Завышенная самооценка – это, как правило, замаскированная неуверенность в себе. Она выражается в высокомерии и стремлении манипулировать другими. Человек может считать себя выдающимся, талантливым, особенным в каких-либо сферах, но проверить наличие таланта возможно, лишь реализовав свои идеи и предположения. Однако проверка может выявить их несостоятельность. Человек со здоровой, адекватной самооценкой уважает и ценит себя независимо от того, плодотворными или нет оказались его идеи. Он ошибается, делает выводы и идет дальше – так происходит развитие личности. Для совершения ошибок требуется запас мужества и уважения к себе. Неуверенный в себе человек таким запасом не обладает. Поэтому его поведение и отношение к людям часто выглядит следующим образом: он неуважительно отзывается об окружающих как о «серой массе», которая «ничего не понимает» и «ни на что не способна»; он избегает общения или контактирует лишь с теми, кто заведомо уступает ему в уровне развития; он лелеет грандиозные планы, которые не пытается воплощать в жизнь и развивает оригинальные концепции, которые никогда не будет проверять практикой или общением со специалистами в данной сфере. Объяснение иррациональности и бесплодности своего поведения он ищет в действиях окружающих, придумывая себе могущественных врагов, завистников и заговоры. Развитие личности и ее творческих сил при таком подходе становится невозможным. Тревожность. Нестандартные решения требуют времени, энергии, свободы в мыслях, относительной незаинтересованности в конечном результате. Человек, зажатый в тиски жестких требований и ожиданий, ожидающий наказания за неправильное решение, живущий в атмосфере недоверия и унижения, весьма мало способен к творчеству. В стрессе человек способен мыслить только стереотипно, привычно. Поведение испуганного, спешащего человека довольно предсказуемо, что хорошо известно манипуляторам. Поэтому, как правило, результат авторитарного воспитания и тоталитарного режима в стране – формирование заурядных, пассивно-агрессивных личностей с автоматическими реакциями. Это хорошо показано, например, в романе братьев Стругацких «Обитаемый остров» и в одноименном фильме. Творческие личности необходимы для развития общества. Однако для формирования творческой личности необходим целый ряд условий: довольно высокий уровень интеллекта, демократичная и гуманная атмосфера, энергичность и уверенность в себе. Каждый человек может развить свои творческие способности. Наш соотечественник Г.С. Альтшуллер, инженер и изобретатель, во второй половине ХХ века создал систему алгоритмов мышления ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Она преподается в некоторых школах и вузах. Первоначально ТРИЗ предназначалась именно для технических работников, но в настоящее время она применяется для решения экономических, управленческих и повседневных жизненных задач. Понятие и функции речи «Речь, – пишет С.Л. Рубинштейн, – размыкает для меня сознание другого человека, делая его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий… Речь – это форма существования сознания для другого».[2] Действительно, речь – это в первую очередь инструмент общения, деятельность общения посредством языка. Она отражает содержание сознания человека. Посредством речи выполняются три задачи (функции): 1. обозначение предмета (явления). Словами и словосочетаниями мы передаем информацию о предмете, его свойствах, состоянии, действиях и т.д. важно, что в слове отражается не только предмет, но и его функции для человеческой деятельности. Мы даем обозначения предметам постольку, поскольку они значимы для нас. Поэтому слово - это зачастую не просто уникальный способ обозначить предмет, но и руководство к использованию или характеристика предмета. При этом звуки, которыми обозначается данный предмет, почти всегда произвольны. Звучание слова не дает информации о его значении. Только в поэзии звучание слова имеет значение; обычно мы не воспринимаем слово как набор звуков, а сразу «видим» за ним образ обозначаемого предмета (явления). Само по себе звучание слова воспринимается нами в исключительных случаях: например, слово на иностранном языке, имя любимого человека; или многократное повторение слова временно обессмысливает его и у нас остается «голый» набор звуков. Обозначение предмета или явления – это коммуникативная функция речи.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |