КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Учение об иммунитете. Отношение говорящего к предмету (явлению)
Отношение говорящего к предмету (явлению). Использование эпитетов, суффиксов, жестов, интонации, мимики, а также непосредственное описание своих эмоций сообщает слушателю (собеседнику), как говорящий относится к данному объекту, каков смысл этого объекта лично для него. Выражение отношения к предмету (явлению) – это экспрессивная функция речи. 3. воздействие на чувства, мысли, поведение собеседника или слушателя. Речь, как считают отечественные ученые, развивалась в совместной деятельности, ее первоначальной функцией была координация действий или побуждение к определенным действиям. Говоря, мы редко всего лишь передаем информацию; мы хотим заинтересовать, убедить, внушить (вспомните рекламные обращения), отвратить, вызвать сомнение или напротив веру, смутить или ободрить, изменить отношение слушающего к чему-то. Воздействие на чувства, мысли, поведение собеседника или слушателя – это побудительная функция речи. Будучи деятельностью, речь всегда исходит из определенных мотивов и преследует определенную цель. Учет условий, ситуации общения превращает акт речи в задачу, которую говорящий должен решить.[3] Некоторые виды животных имеют довольно сложную систему звуков, но ее нельзя считать речью. В отличие от человека, животное рефлекторно реагирует на определенную ситуацию определенным звуком (например, брачные песни птиц или жалобный писк голодного котенка). Другие животные так же рефлекторно реагируют на эти звуки. В этих звуках не отражается своеобразие, индивидуальность субъекта, «говорящий» не имеет возможности выбрать способ передать свою мысль с учетом своего настроения, ситуации, отношения к собеседнику. Речь человека – это форма, в которой выражается его сознание. Сознание, в свою очередь – это отражение бытия, осознание бытия. Сознание уникально, поэтому речь всегда носит отпечаток уникальности субъекта. Виды речи Выделяют следующие виды речи:
Жестовая речь возникла на более раннем этапе развития языка, чем звуковая. Жесты использовались для передачи смысла, когда язык был беден, и каждое слово имело несколько значений. Жестовая речь повествует о конкретных объектах и в текущей ситуации, тогда как звуковая носит более абстрактный характер. Как размышлял герой одной из книг: «Как сказать жестами «Я тебя уважаю»? «Я» - показал на себя; «тебя» - показал на него. А «уважаю»?..». Возможности жестовой речи невелики по сравнению со звуковой, но она – мощное средство дополнения звуковой речи. Посредством мимики и пантомимики можно указать на предмет, передать свое отношение к ситуации или предмету разговора, выразить свое настроение и состояние, темперамент и культуру. Некоторые жесты и мимика могут изменить смысл слов на противоположный. Умение расшифровывать значение жестов и мимики собеседника, а также адекватное выражение своих мыслей и чувств этим способом – одно из измерений социального интеллекта. Бедная мимика и жесты производят впечатление равнодушия или скрытности человека, хотя это не всегда соответствует истине. Устная и письменная речь выполняют разные функции. Устная речь – это речь для беседы, она подразумевает наличие конкретного собеседника (или аудитории). Говорящий учитывает особенности своего слушателя и ситуацию, в которой происходит общения. В свою очередь, собеседник имеет возможность регулировать речь своего визави: показать отношение к предмету беседу, попросить изменить громкость или темп речи, переспросить, уточнить термин и т.д. Письменная же речь направлена на передачу отвлеченного содержания неопределенному собеседнику. Отсюда следуют различия в построении речи и ее средствах. Пишущий не имеет возможности пользоваться невербальными средствами (мимика, жесты, интонация, паузы и т.д.). Поэтому он должен активнее использовать богатство языка, больше соблюдать логическую стройность и последовательность речи, полно раскрывать связи между идеями. Письменная речь требует большей сознательности от субъекта, продуманности его речи, так как читать лишен возможности регулировать и адаптировать речь с учетом своих возможностей. Письменная речь может носить частный характер (письмо), а может общественный (научный трактат). Обращаемая к частному лицу, выражающая частное мнение, письменная речь становится более разговорной. В свою очередь устная речь может носить более индивидуальный характер (диалог, беседа), а может общественный (лекция, выступление). К публичному выступлению предъявляются более строгие требования систематичности и последовательности, по структуре она должна больше походить на письменную речь. Но С.Л. Рубинштейн пишет: «вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, лекцию нельзя превращать в чтение некоторого текста: лекция должна быть чуть-чуть беседой, то есть … учитывать реакцию аудитории…»[4] Внешняя (устная) речь всегда предназначена для общения, направлена к собеседнику. В отличие от нее внутренняя речь является скорее способом мышления, превращения мыслей в словесные формулировки. Называние, обозначение, проговаривание всегда способствует осознанию ситуации или идеи (возможность описать и уточнить свои переживания и таким образом лучше осознать их – одно из достоинств психотерапевтической беседы). Внутренняя речь является менее связной, чем внешняя. Она больше напоминает конспект или оглавление. Часто в ней присутствует утверждение по поводу объекта, но отсутствует обозначение объекта. Так, например, влюбленная девушка, проведя весь день в ожидании, вечером мысленно констатирует: «Не позвонил». Внутренняя речь еще более сжата, чем устная, так как еще большее количество аспектов не нуждается в пояснении. С другой стороны, внутренняя речь может быть выполнять и функцию общения – мысленного диалога с самим собой или воображаемым собеседником. Мы конструируем диалог с отсутствующим, чтобы высказать то, что не успели в реальности, восстановить в памяти личность дорогого человека или взглянуть на ситуацию глазами другого. в этом случае внутренняя речь будет больше напоминать внешнюю, так как она приобретает функцию общения. Итак, речь – это форма существования мысли, отражение сознания. Развитие сознания и развитие речи взаимосвязаны.
[1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, «Питер», 1999. – 720 с. С. 309. [2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, «Питер», 1999. – 720 с. С. 382. [3] Напомним, что задача – это цель, данная в условиях (автор определения А.Н. Леонтьев). [4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, «Питер», 1999. – 720 с. С. 392. План. 1. Понятие об иммунологии и иммунитете. 2. Формы и виды иммунитета. 3. Иммунная система орг-ма человека: её функции, органы, клетки. 4. Уровни защиты организма и механизмы противомикробной резистентности: 1) Клеточные факторы защиты; 2) Гуморальные неспецифические и специфические факторы защиты – антитела (At). 5. Общая хар-ка Ag. Взаимодействие At с Ag.
Д.з. по уч. Прозоркиной стр.102-119, Черкес с.180-197.
1. Иммунология – это общебиологическая и медицинская наука, изучающая иммунные реакции организма на генетически чужеродные вещества – антигены (Ag) экзо - и эндогенного происхождение. Иммунитет (лат. immunitas - освобождение) - способ защиты генетического постоянства внутренней среды организма (гомеостаза) от чужеродных веществ или тел, т. е. невосприимчивость организма к антигенам. В настоящее время иммунные защитные реакции рассматривают как физиологические. Иммунная реакция (серологическая, гуморальная) - взаимодействие Ag и At. 2. Формы иммунитета:
a) Врождённый (пассивный иммунитет новорожденного) b) Приобретённый (активный гуморальный иммунитет, связанный с антителами)
а) Активный (долговременный) – вакцина b) Пассивный (кратковременный) – сыворотка. Виды иммунитета: 1) Врождённый (видовой) – присущ тому или иному виду животных, передается по наследству. а) Абсолютный – люди не восприимчивы к чуме КРС. б) Относительный (опыты Пастера) – при охлаждении лапок кур они заболевают сибирской язвой. 2) Приобретённый: a. Активно-приобретённый: · Естественный - в результате перенесённого заболевания или скрытой инфекции · Искусственный – после вакцинации. Устанавливается через одну и две недели после заболевания и сохраняется долго (после кори - пожизненный иммунитет). б. Пассивно – приобретённый: · Естественный - в результате трансплацентарной передачи и с грудным молоком (до 7 месяцев – к кори) · Искусственный – при введении в организм антител, полученных от переболевших, вакцинированных людей или животных. Устанавливается через несколько часов после введения и сохраняется недолго. 3) Стерильный – характеризуется полным освобождением организма от возбудителей заболевания. 4) Нестерильный (инфекционный) – обусловлен наличием в организме микроба-возбудителя, поэтому человек невосприимчив к новому заражению (при ТБС, сифилисе). 5) Антибактериальный. Когда защитные силы организма направлены на подавление размножения и уничтожение м/о. 6) Антитоксический. Происходит обезвреживание токсических продуктов м/о при столбняке, ботулизме, газ.гангрене. Для определения напряженности иммунитета при дифтерии используют кожную пробу Шика. 7) Местный (по А.М.Безредко) – обусловлен иммуноглобулинами класса А на поверхности слизистых оболочек при ОРЗ и ОКИ.
3. Иммунная система орг-ма человека: её функции, органы, клетки. Иммунная система -это совокупность тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа. Представлена лимфоидной тканью (1-2% от массы тела), число лимфоцитов =1012. К центральным (первичным) органам иммунной системы относятся: тимус (вилочковая железа), красный костный мозг. У птиц сумка (бурса) Фабрициуса, здесь происходит лимфопоэз иммунокомпетентных клеток: Т- и В-лимфоцитов. Функции центральных органов: органы рождения, созревания, размножения и дифференцировки клеток иммунной системы. Периферические (вторичные) органы: селезёнка, лимфоузлы (функция биосита), миндалины(6шт.), лимфа, пейеровы бляшки кишечника, пластинчатые тельца в аппендиксе, лимфоциты крови. Здесь происходит иммуннопоэз (пролиферация и вторичная дифференцировка под влиянием антигенов). Задача иммунной системы: иммунный надзор за гомеостазом. Основные защитные функции иммунной системы - распознавание и элиминацию чужеродных макромолекул - осуществляют иммунокомпетентные клетки (лимфоциты), а также продуцируемые и секретируемые ими макромолекулы - антитела (иммуноглобулины). 1) В-лимфоциты – костно-мозгового происхождения – способны распознавать антигены, вырабатывать антитела (Ig) и отвечать за развитие гуморального иммунитета. 2) Т-лимфоциты – (тимус-зависимые) - обеспечивают силу и продолжительность иммунной реакции, регулируют клеточный иммунитет. Являются основными клетками, обеспечивающими аллергические реакции замедленного типа (ГЧЗТ): Т – хелперы – главные, регулирующие иммунный ответ клетки, синтезируются гамма-интерфероном; Т – супрессоры - блокируют развитие гуморального и клеточного иммунитета; Т – эффекторы (киллеры) – осуществляют цитотоксический эффект, NK- киллеры обеспечивают противоопухолевый иммунитет. 3) Макрофаги. С помощью СМФ - с-мы мононуклеарных фагоцитов расщепляют Ag и передают его лимфоцитам. Фагоцитам присущи 3 функции: защитная, секреторная, представляющая клеткам.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |