КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научные предпосылки разработки акмеологической концепции
Научные предпосылки разработки концепции. Тема 3. Акмеологическая концепция развития профессионала.. 2.Содержание акмеологической концепции: подсистема профессионализма деятельности, подсистема профессионализма личности, подсистема формирования продуктивной Я-концепции. На этапе становления акмеологии как науки наиболее разработанными являются те ее направления, которые связаны с особым видом прогрессивного развития зрелой личности – личностно-профессиональным развитием. При этом центральной проблемой данного направления стали поиск и определение закономерностей, механизмов, условий и факторов такого развития субъекта труда до уровня профессионала. Описания акмеологических методов, технологий и моделей являются наглядным свидетельством больших возможностей акмеологии в решении данной научной проблемы и решении актуальных практических задач, связанных с нею. К этим практическим акмеологическим задачам в первую очередь относят: ♦ акмеологический анализ, то есть преимущественное определение акмеологических условий и факторов, способствующих прогрессивному личностно-профессиональному развитию; ♦ прогноз возможностей и перспектив такого развития до уровня профессионализма (акмеологического уровня), ♦ разработка акмеографических описаний на уровне общего и особенного акмеологического знания и индивидуальных акмеограмм; ♦ разработка программ и планов индивидуального личностно-профессионалъного развития, в том числе и профессиональной карьеры; ♦ выбор методов и акмеологических технологий для осуществления данного развития; ♦ реализация данных программ и планов с необходимыми в таких случаях мониторингом и коррективами. Как видно из данного перечня, акмеологические задачи сгруппированы таким образом, что совместно представляют собой целенаправленный алгоритм личностно-профессионального развития. Его последовательная реализация создаст необходимый фундамент профессионализма. В то же время данный алгоритм может быть успешно реализован лишь в том случае, когда имеются некие эталонные модели профессионала, которые станут необходимым ориентиром или системообразующим фактором для успешного личностно-профессионального развития. Данные эталонные модели, или «образы-цели», по определению Б. Ф. Ломова, создаются на основе концептуальных представлений об их акмеологической сущности и содержании. Поэтому важной составляющей любого акмеологического исследования и практической работы является разработка концепций развития профессионализма или профессионала как единого определяющего замысла, системы аргументированных теоретических взглядов, подтвержденных эмпирическими исследованиями и практикой, представляющих способ решения проблемы. Как отмечалось, многие обобщающие акмеологические исследования отличаются в первую очередь своей концептуальностью, что позволило в короткие сроки разработать теоретико-методологические основы акмеологии. В качестве иллюстрации к сказанному приведем краткое изложение психолого-акмеологической концепции профессионализма деятельности специалистов в особых и экстремальных условиях. Данная концепция сформировалась из анализа психологической сущности деятельности в особых и экстремальных условиях, в которых разнообразные действующие экстремальные факторы обусловливают возникновение у субъектов труда негативных функциональных состояний, изменяющих регуляцию деятельности и снижающих ее эффективность и надежность. Выходом из создавшейся ситуации, на первый взгляд, является осуществление внешнего регулирования экстремальных факторов и проведение профессионального отбора. Однако многие экстремальные факторы имеют объективный характер и не подлежат прямому регулированию, а профотбор дает ограниченные результаты Акмеологический анализ проблемы позволил предложить конструктивный выход, заключавшийся в формировании у субъектов труда функциональных (прежде всего интеллектуальных, деятельностных и эмоционально-волевых) резервных возможностей компенсаторного типа, проявляющихся в виде разнообразных универсальных и целенаправленных профессионально важных качеств и умений. Данные резервные возможности включаются по мере начала действия экстремальных факторов, компенсируя их. Однако их высокий уровень развития позволяет основной деятельности быть по существу инвариантной со стабильно высокими показателями качества и надежности. Так был сформулирован принцип инвариантности, являющийся одним из основополагающих в теории профессионализма Он привел к обоснованию общих и особенных акмеологических инвариантов профессионализма. Таково сущностное содержание данной концепции, которая была сформулирована, подтверждена эмпирически и практически и стала базисной. В акмеологии были разработаны и другие концепции, в частности, духовного и нравственного развития личности, культуры мышления, профессионального творчества, акмеологического тренинга программно-целевой направленности, гуманитарно-технологического развития, профессионального становления государственных служащих, развития рефлексивной культуры личности, информационно-психологической безопасности личности и пр. (см. рекомендованную литературу). Некоторые из них стали основой для формирования прикладных направлений акмеологии. Обсуждая концептуальность акмеологии, отметим, что в акмеологии и других смежных с ней науках, разрабатывающих проблемы профессионализма, в настоящее время, нами это неоднократно подчеркивалось, преобладают исследования профессионализма деятельности и профессионального мастерства. Существенно меньше работ, связанных с изучением профессионализма личности, и совсем мало – с изучением развития субъекта труда до уровня профессионала. Иными словами, доминируют разработки деятельностного аспекта проблемы, что не в полной мере соответствует важному методологическому принципу единства личности и деятельности, значимость которого нами отмечалась не раз. Данная гетерохронность является характерной для многих гуманитарных наук. В результате нарушаются требования комплексности акмеологических исследований, снижается уровень практической значимости работ. Поэтому необходимо усилить внимание к личностному аспекту проблемы профессионализма в дополнение к существующим работам, ориентированным на деятельностный аспект решения проблемы. Важной составляющей теоретических основ такого «личностно-деятельностного» направления акмеологических исследований являются психологические и акмеологические работы по изучению развития зрелой личности. Напомним, что в общей проблематике исследований прогрессивного развития зрелой личности особое место принадлежит собственно ее личностно-профессиональному развитию до уровня профессионализма. Кроме того, личность развивается в деятельности, а большинство видов деятельности являются профессиональными. В личностно-профессиональном развитии отмечена устойчивая связь: с одной стороны, особенности личности субъекта труда оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой – само развитие личности происходит под влиянием специфики профессиональной деятельности. В науке накоплено немало фактов, свидетельствующих, что профессиональная деятельность, выполняемая субъектами труда, обязательно приводит к известному сходству их личностных черт и качеств, однонаправленно влияет на систему отношений личности, ее установки, интересы, нормы регуляции поведения и даже в известной степени – на ее образ жизни. Эти данные привели к обоснованию категории «профессиональный тип личности». Поэтому акмеологическая концепция развития профессионала находится в предметном поле психологического феномена «профессионального типа личности». Отмеченные моменты позволяют пояснить предлагаемый подход к проблеме формирования и развития субъекта труда до уровня профессионала. Главными моментами в разработке концепции развития профессионала являлись акмеологические представления о сущности категорий: профессионал, профессионализм личности и личностно-профессиональное развитие, рассмотрение личности в таком развитии с позиций принципа активности и субъектности, отражающих стремление личности к самоорганизации, позволяющей играть роль детерминирующего начала в собственной активности и развитии, разрешать существующие противоречия между существующими возможностями и наличными потребностями. 2.Содержание акмеологической концепции: подсистема профессионализма деятельности, подсистема профессионализма личности, подсистема формирования продуктивной Я-концепции. Акмеологическая концепции имеет два подхода: содержательный и структурно -процессуальный. Содержательно развитие субъекта труда до уровня профессионала рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного «обогащения», включающего повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, отхода от неадекватных личностных установок и стандартов. В данном понимании опора осуществляется на методологический принцип субъектности. Признаками субъектности, согласно данным акмеологических исследований, являются следующие «параметры активности» человека: ♦ активная ориентировка (в новой ситуации, материале); ♦ осознание (структуры своей деятельности, качеств личности, этапов жизненного пути); ♦ инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, предвосхищение; ♦ интенсивная включенность в деятельность; ♦ стремление к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции, самокомпенсации), владение приемами саморегуляции; ♦ осознание противоречий своего развития, их устранение, обеспечение баланса и гармонии; ♦ постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление; ♦ стремление к самореализации и творческому созиданию; ♦ интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочение своего профессионального опыта и опыта других. Эти субъектные параметры были учтены при формировании концепции развития профессионала. Процессуальное развитие субъекта труда до уровня профессионала, согласно проведенному анализу, следует рассматривать с системных позиций, а именно в связи с изменениями и развитием подсистем профессионализма личности и деятельности, нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизации и в плане раскрытия творческого потенциала личности. Их содержание раскрывается на уровне общего с конкретизацией на уровне особенного для определенных видов профессиональной деятельности (для иллюстрации взяты государственные служащие систем федерального и регионального управления, представляющие один из самых сложных видов управленческой деятельности). Рассмотрим данные системные представления в виде описания психолого-акмеологического содержания подсистем и связей между ними. Подсистема профессионализма деятельности. Подсистема профессионализма деятельности профессионала характеризуется гармоничным сочетанием высокой профессиональной компетентности и профессиональных умений и навыков на уровне профессионального мастерства, а также акмеологических инвариантов профессионализма, выступающих в качестве специальных базисных умений. Главным когнитивным компонентом подсистемы профессионализма деятельности является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность в психологии труда и профессиологии определяется как сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов. Профессиональная компетентность прямо связана и с профессионализмом личности – собственно сфера ведения, круг знаний имеют самое непосредственное отношение к ней. К подструктуре же профессионализма деятельности относится лишь та ее составная часть, которая связана с умениями эффективно действовать в сфере этого профессионального ведения. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяются спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежностью к определенным типам. В структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек – человек», «человек – группа или коллектив» и «человек – большие социальные группы», особая роль принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем. Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидульную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность в самом общем виде состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: ♦ гностического, включающего систему необходимых психологических знаний; ♦ проектировочного, связанного с процессами прогнозирования и предвосхищения; ♦ регулятивного или конструктивного, заключающегося в умении оказывать влияние; ♦ коммуникативного, проявляющегося в эффективном общении. Принято считать, что существует пять основных взаимосвязанных видов психологической компетентности: 1) социально-перцептивная компетентность (знание людей, ее основу составляют наблюдательность и проницательность); 2) социально-психологическая (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу, коллектив); 3) ауто-психологическая (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность); 4) коммуникативная (знание различных стратегий и методов эффективного общения); 5) психолого-педагогическая (знание методов осуществления влияния). Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно проводятся исследования структуры и содержания профессиональной компетентности специалистов и руководителей в различных видах профессиональной деятельности. Профессиональные умения и навыки являются главным компонентом подсистемы профессионализма деятельности. Это умения использовать знания в практических целях с высокой эффективностью. В данную группу входит также и освоение новых алгоритмов и способов решения профессиональных задач и использование новых технических средств деятельности. Эти умения и навыки должны соответствовать уровню профессионального мастерства. Все это приобретается вместе с опытом работы и проявляется в виде единой системы обобщающих и специальных знаний и умений. Умения и навыки должны сочетаться с умениями творчески, нестандартно, но весьма эффективно решать профессиональные задачи. Более детальное описание подструктуры профессиональных умений должно быть ориентировано на конкретные виды деятельности. Общие акмеологические инварианты профессионализма в подструктуре профессионализма деятельности выступают как эффективные специальные умения осуществлять надежные и точные прогнозы – основы планирования и реализации любой деятельности, умения принимать ответственные и эффективные решения, в том числе в экстремальных и нестандартных ситуациях, умения осуществлять самоконтроль и саморегуляцию на высоком уровне. Особенные акмеологические инварианты профессионализма представляются как умения, отражающие специфику профессиональной деятельности. Например, профессионалы в системах «человек – человек», «человек – коллектив» должны обязательно обладать развитыми коммуникативными умениями влиять, убеждать, внушать, полемизировать, выслушивать и пр. Разитие подсистемы профессионализма деятельности может осуществляться различным образом – в виде самостоятельной работы, путем переподготовки или повышения квалификации, освоения смежных профессий, стажировок и пр. Подсистема профессионализма личности. Как отмечалось, профессионализм личности и деятельности находятся в единстве и имеют тесные функциональные связи. Профессионализм личности достигается во многом в процессе и в результате развития способностей и их обогащения. Это важные характеристики возобновляемого потенциала субъекта труда. Здесь речь в основном идет о так называемых сложных и частных способностях как качествах личности, определяющих успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней. Например, как показали акмеологические исследования профессионализма личности государственных служащих, таковыми способностями являются интеллектуальные (в основном аналитические), общие способности к управленческой деятельности, психологические и коммуникативные способности. Было отмечено, что развитие профессионализма личности сопряжено с интенсивным развитием сложных и частных способностей до уровня одаренности. Среди сложных и частных способностей, как было отмечено, особая роль принадлежит интеллектуальным, которые как бы обладают системным свойством, так как основой всякого развития является прежде всего развитие интеллектуальное. В акмеологических исследованиях подчеркивалось, что «...отличительной особенностью познавательной сферы профессионала являются: активное отражение действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Благодаря продуктивно работающему интеллекту они (профессионалы) на высоком уровне объективности фиксируют все основные связи в этой действительности, субординируют по степени важности процессы, которые в ней происходят. В картинах мира... запечатлевается прежде всего самое существенное,...они демонстрируют в каждой ситуации, как находить оптимальное решение и умение его осуществлять». Заметим, что развитие способностей может совершаться без каких-либо серьезных ограничений. Профессионализм личности зависит от уровня развития профессионально важных качеств (ПВК) субъекта труда, то есть таких качеств личности, которые влияют на результативность деятельности. ПВК определяются в процессе исследований условий и факторов развития профессионализма. Таковыми часто являются интегральные психические свойства личности – внимание, память, воображение, а также психологические характеристики – эмоциональная теплота, обаяние, устойчивость, терпеливость и др. В акмеологических исследованиях особо подчеркивалась роль силы личности и волевых качеств, являющихся необходимым условием для достижения поставленных масштабных целей и внутренним регулятором саморазвития и самосовершенствования. Развитие силы личности, воли, умений осуществлять волевые усилия, волевой стойкости является одной из главных задач стремящегося стать профессионалом. Иногда в системе профессионально важных качеств выделяют специальную группу так называемых личностно-деловых или личностно-профессиональных качеств. К ним относят главным образом: ♦ организованность; ♦ ответственность; ♦ дисциплинированность; ♦ инициативность; ♦ внимательность. Возможно в процессе конкретных исследований выявление и других качеств. Развитие профессионально важных и личностно-деловых качеств успешно осуществляется с помощью психологических и акмеологических технологий. Психологические и акмеологические исследования свидетельствуют, что развитие профессионализма личности коррелирует с рефлексивной организацией деятельности и рефлективной культурой субъекта труда. В последние годы отмечается повышенное внимание к проблеме рефлексии. Рефлексия рассматривается как сущностная характеристика человеческого сознания, объяснительный принцип для раскрытия содержания психологических и социальных феноменов. Научный статус категории рефлексии даже приравнивается к деятельности. Рефлексивная организация личности проявляется в поведении, деятельности и отношениях. Система способов организации рефлексии, построенная на основе ценностных и интеллектуальных критериев, считается рефлексивной культурой. Раскрытие творческого потенциала личности, творческая самореализация в профессиональной деятельности являются важным залогом роста профессионализма личности. Креативность личности обязательно реализуется в профессиональной деятельности, творческом поиске новых, более эффективных способов решения задач, нетривиальных выводах. Психологи неоднократно отмечали, что сам творческий процесс, полученные новые результаты являются мощным стимулом усиления творческой активности личности – «новое рождает стремление к новому». Раскрытие инновационного потенциала личности. Креативность, безусловно, является необходимым условием формирования профессионала, но в то же время это качество личности должно иметь вполне определенную направленность, связанную со спецификой профессиональной деятельности. Акмеологи данную направленность называют инновационной. Действительно, достижение профессионализма немыслимо без новаторского подхода, который может проявляться в освоении новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, в нетривиальном решении профессиональных задач.. Развитие инновационного потенциала и направленности личности может осуществляться в первую очередь путем выбора соответствующих эталонов и следования им. Хорошие результаты дают некоторые акмеологические технологии рефлексивного содержания. Субъект труда стремится к личностно-профессиональному развитию и достижению профессионализма в том случае, когда у него сильные, но адекватные мотивы профессиональных достижений и профессиональной самореализации. По мнению одного из основателей гуманистической психологии К. Роджерса, поведение и деятельность человека всегда регулируется неким объединяющим мотивом – потребностью актуализации, то есть «свойственной человеку тенденции развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Сходные мысли высказывала и Н. В. Кузьмина относительно роли так называемых стартовых условий личности, ее особенностей, среды общения, побуждающих ее к постоянному саморазвитию. У людей с потенциалом профессионала эта тенденция развита особенно сильно «...подлинный и последовательно осуществляемый процесс саморазвития, как правило, имеет место лишь у тех людей, которые настроены именно на достижение крупномасштабных целей в жизни. Это заставляет их направленно работать над развитием у себя... индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, развитием отношений и способностей, которые все вместе оказываются одной из обязательных предпосылок осуществления намеченных жизненных целей». Мотивация, или потребность, достижения – одна из разновидностей трудовой мотивации, связанная с потребностью личности добиваться успеха и в меньшей степени – избегать неудач. Формирование мотивации достижения тесно связано с социализацией личности и может проявляться как «стремление к повышению уровня собственных возможностей». Лица с высоким уровнем мотивации достижения отличаются следующими чертами: ♦ настойчивостью в достижении поставленных целей; ♦ неудовлетворенностью достигнутым; ♦ постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше; ♦ склонностью сильно увлекаться своей работой; ♦ переживанием радости от успеха в работе; ♦ неспособностью плохо работать; ♦ потребностью изобретать новые приемы работы при выполнении обычных дел; ♦ неудовлетворенностью легким успехом; ♦ отсутствием духа нездоровой конкурентности, желанием, чтобы другие тоже достигли высоких результатов; ♦ готовностью принять помощь и оказать ее другим. Хотелось бы отметить, что у прогрессивно развивающейся личности цели, эталоны и стандарты постоянно изменяются, возвышая свой уровень. Подсистема нормативности деятельности и поведения. Настоящий профессионал, имеющий высокие эталоны качества профессиональной деятельности и отношений, имеет довольно жесткую систему нормативной регуляции, побуждающей его постоянно придерживаться этих эталонов и стандартов. Данные нормы выступают еще и как нравственный регулятор поведения и отношений. Нравственные или моральные нормы профессионала являются своеобразной личностной проекцией норм профессионально-групповых и социальных. Профессионально-групповые нормы профессионалов – совокупность правил и требований, вырабатываемых реально функционирующей профессиональной общностью, нормативно не заданных, но играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной профессиональной группы, характера их взаимоотношений взаимодействия и общения. Профессионально-групповые нормы, базирующиеся на принятых эталонах, позволяют повысить устойчивость группы, осуществлять социальный контроль над ее членами и тем самым снизить вероятность возможного уклонения от норм профессионализма. Профессионально-групповые нормы приобретают качество нравственных в случае, когда они имеют главным образом позитивную направленность, с преобладанием тех, которые стимулируют развитие и обеспечивают нормативность мотивов. Формирование нравственных механизмов регуляции поведения и отношений на сегодняшний день является одной из важнейших задач развития профессионализма. Не секрет, что сегодня проблема нравственной регуляции поведения является далеко не приоритетной. В частности, социально-психологические исследования свидетельствуют, что такие всегда значимые и ценные качества личности, как честность и порядочность, ставятся немалым числом государственных служащих лишь на седьмое место, а предпринимателями – еще ниже. Многие ведущие электронные журналисты утверждают, что показатели нравственности не должны входить в систему оценки их профессионализма, оправдывая тем самым мнение, что журналистика является «второй древнейшей профессией». Политики же вообще о нравственности предпочитают не говорить, потому что их приоритетами являются политические (считай, экономические) интересы и цели. Низкая моральная нормативность поведения и деятельности у политиков и предпринимателей имеет свое объяснение. Как показали исследования, такое положение дел связано прежде всего с наличием разных психологических дистанций по отношению к людям, что как бы подталкивает руководствоваться и различными правилами поведения по отношению к ним. Думается, эта причина не единственная. Как бы то ни было, развитие профессионала должно независимо от сферы его деятельности обязательно сопровождаться формированием позитивного отношения к моральным и этическим нормам поведения и отношений. Структура системы нравственной регуляции деятельности и поведения у профессионалов отличается сложностью и включает в себя следующие базисные взаимосвязанные компоненты: ♦ мотивационный (положительное отношение к данному виду деятельности, стремление к самореализации и достижениям, нравственные и профессиональные установки и интересы); ♦ когнитивный (знания о профессиональной этике, представления о нравственности и нравственных нормах); ♦ регулятивный (владение способами и приемами, необходимыми для понимания смысла нравственных норм и предписаний); ♦ позиционный (положительное отношение к лицам, с которыми осуществляются профессиональные взаимодействия, обязательность и ответственность перед ними); ♦ эмоционально-волевой (способность к нравственному сопереживанию, способность чувствовать удовлетворение от работы, инициативность); ♦ оценочный или рефлексивный (нравственная самооценка своей подготовки, результатов деятельности и отношений) Гармоничное единство данных компонентов и составляет нормативную систему нравственной регуляции поведения и отношений профессионала. Подсистема формирования продуктивной Я-концепции. Личностно-профессиональное развитие субъекта труда до уровня профессионала возможно при наличии продуктивной Я-концепции, то есть устойчивой осознанной и переживаемой неповторимой системы представлений субъекта о самом себе, своих возможностях и перспективах, на основе чего он строит свои отношения и взаимодействия. Адекватные представления позволяют сформировать реалистичные личностно-профессиональные стандарты, программы развития и саморазвития, выстроить гармоничную и продуктивную систему профессиональных взаимодействий и отношений. Я-концепция – это целостный, хотя, возможно, не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», он выступает как установка по отношению к самому себе и включает следующие компоненты: ♦ когнитивный (образ своих качеств, способностей, социальной значимости и пр., то есть проявление самосознания); ♦ эмоциональный (самоуважение, себялюбие и пр); ♦ оценочно-волевой (стремление завоевать уважение). Основу Я-концепции составляют различные представления о самом себе, отличающиеся различной степенью адекватности ♦ «Я» реалистичное в настоящем времени; ♦ «Я» идеальное (т. е. каким субъект стремится быть, ориентируясь на моральные нормы); ♦ «Я» динамическое (каким намерен стать в будущем в процессе своего развития); ♦ «Я» фантастическое (каким желал бы стать, если это оказалось бы возможным). В акмеологических исследованиях было показано, что развитие профессионализма личности предполагает гармоничность составляющих Я-реального (настоящего), Я-идеального, Я-фантастического и Я-будущего. Адекватность Я-настоящего обусловливается развитием системы самооценки, самоконтроля, рефлексией. Я-идеальное и Я-будущее являются стимулом для личностного развития в случае их реалистичности и адекватной оценки своей индивидуальной ресурсности и возможности ее усиления. Я-фантастическое способствует формированию высоких личностных и профессиональных стандартов. Явное доминирование какого-либо компонента может стать тормозом для становления профессионала. В процессе развития следует помнить о том, что в силу гетерохронности отдельных этапов их роль неравнозначная. Акмеологические представления о сущности продуктивной Я-концепции развивающейся личности базируются главным образом на анализе личностно-профессионального развития управленческих кадров и государственных служащих. Именно в этой области, по нашему мнению, получены наиболее конструктивные результаты. В этих исследованиях было показано, что для функций Я-концепции развивающейся личности характерно следующее: ♦ они находятся в тесном взаимодействии с социально-психологическими механизмами идентификации, интериоризации, рефлексии, психологической защиты динамического равновесия, стереотипизации, локуса контроля, аттракции, эмоциональной самоподдержки, эмпатии, подражания и психологического заражения; ♦ продуктивность их проявления связана с природными и социальными качествами субъекта труда; ♦ выражены они у субъекта в разной степени и обладают акцентами доминирования; ♦ их разнообразие pi гармоническое единство обеспечивает продуктивность развития; ♦ осознанные негативные проявления являются основой для самосовершенствования. При этом отмечалось, что для развития продуктивной Я-концепции необходимы: ♦ гностические умения (прежде всего анализировать ситуацию, характеристики субъектов и объектов деятельности и взаимодействий); ♦ проектировочные умения (адекватно представлять существующие причинно-следственные и функциональные связи); ♦ конструктивные умения (выстраивать и корректировать систему поведенческих, «деятельностных и отношенческих» стратегий); ♦ коммуникативные умения (устанавливать, реализовывать и корригировать взаимоотношения, адекватно регулировать отношения внутри группы, устанавливать эмоционально положительные контакты, управлять и влиять на поведение и отношения); ♦ рефлексивные умения (реагировать адекватно ситуации и субъектам взаимодействия); ♦ социально-перцептивные умения (выбирать соответствующую ролевую позицию, осуществлять сотрудничество, действовать с учетом индивидуальных особенностей субъектов взаимодействия). Я-концепция личности весьма динамична, а порой и противоречива, однако с развитием профессионализма личности ее компоненты гармонизируются, приобретают прогрессивный стимулирующий характер. Продуктивный образ Я-профессионал как раз и отличается конгруэнтностью реального, идеального и фантастического «Я». Сформированный образ «Я» влияет на характеристики самоуважения личности и представления о собственном статусе. Это в свою очередь усиливает эффект нормативной регуляции поведения.
Семинар:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |