КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 2. Этапы становления содержания физкультурного образования в общеобразовательной школе
Этапы становления содержания физкультурного образования в общеобразовательной школе. Еще на рубеже XIX - XX вв. в России одним из вопросов, привлекавших пристальное внимание педагогической общественности, было физическое воспитание школьников. Логично выделить (В. В. Пономарев) основные этапы становления содержания физкультурного образования в общеобразовательных школах связанные с характерными периодами общественного развития в нашей стране. • первый этап (1917 - 1927 гг.) - основное внимание в программах уделялось развитию физических качеств у учащихся; • второй этап (1928 - 1945 гг.) - содержание программ носило • третий этап (1946 - 1960 гг.) - упор в программах делался на • четвертый этап (1961 - 1980 гг.) - значительное внимание уделялось повышению массовости в занятиях физической культурой и спор • пятый этап (1981 - 1996 гг.) - впервые в содержаниях про- •шестой этап (с 1996 г. и по настоящее время) - содержание школьных программ по физическому воспитанию нацелено на возрождение здорового поколения страны через всеобщее физкультурное образование. В настоящее время в стране утверждены и работают около 20 различных министерских и авторских программ, в которых предусматривается 50 % базового и до 50 % вариативного компонента физического воспитания школьников. Содержание образования по физической культуре в школе сегодня рассматривается с позиции формирования физической культуры личности школьника. Независимо от программы основу физического воспитания школьников составляет система урочных занятий. 3. Урок – основная форма организации учебной работы. Необходимость формирования у студентов творческого, исследовательского, социально-активного отношения к педагогической деятельности учителя, преподавателя является очевидной. Учитывая, что основной формой организации учебной деятельности в процессе физического воспитания школьников является урок, задача практиканта в первую очередь быть готовым к проведению урока физической культуры. Однозначного ответа на вопрос: «Что такое «современный урок» физической культуры?», как и единого мнения, до настоящего времени – нет. Возможно, у каждого педагога свое представление о современном уроке, однако без стремления педагога к постоянному совершенствованию различных сторон учебного процесса, выходя на более высокий уровень, вызывающий личное удовлетворение, не может быть продвижения вперед. «Современный урок» (В.А. Муравьев, И.П. Залетаев, 2002) - это урок, - вовлекающий учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность; - развивающий познавательную инициативу; - обучающий самостоятельному использованию учащимися различных средств физического воспитания; - характеризующийся четко выраженным индивидуальным подходом к занимающимся; - направленный на физическое развитие, формирование личностных качеств и укрепление здоровья детей; - повышающий теоретическую подготовленность и характеризующийся усиленной образовательной направленностью; - воспитывающий интерес к занятиям физическими упражнениями и пропагандирующий здоровый образ жизни; - выделяющийся отсутствием шаблона и творческим разнообразием. Учитывая, что календарные сроки прохождения педагогической практики в школе приходятся на III четверть, считаю уместным рассмотреть особенности организации и проведения урока на примере спортивных игр, но при этом ни в коем случае, не умаляя значимость уроков по другим разделам программы. Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств. Непременными условиями эффективности урока по спортивным играм являются: соблюдение учителем дидактических принципов обучения, знание им теории, методики, техники и тактики игр, их специфики, умение определить оптимальную нагрузку и регулировать ее, рационально использовать имеющееся оборудование, инвентарь и технические средства. На уроке по спортивным играм, как и на любом другом уроке физической культуры, учитель должен одновременно обучать, развивать и воспитывать учащихся, опираясь на принципы демократизации, гуманизации и педагогики сотрудничества. Умение избирать оптимальный вариант содержания урока строится на основе учета связи нового материала с ранее пройденным, степени сложности новой темы и нерешенных задач. На подбор упражнений и методов организации учащихся в подготовительной части, большое влияние оказывает предстоящая основная деятельность на уроке и специфика спортивной игры. Первые подготовительные упражнения в уроке должны быть легкими по нагрузке, не требующими предварительной подготовки и хорошо знакомыми учащимся данного класса: разнообразная ходьба, бег с изменением направления, а затем и скорости, в чередовании с остановками и поворотами по различным сигналам; далее - подскоки, прыжки. Здесь же применяются строевые упражнения, упражнения на формирование осанки, освоенные на предыдущих уроках отдельные технические приемы. Положительные эмоции у детей вызывает использование в этой части урока полосы препятствий, подвижных игр и эстафет. Интересных и хороших упражнений много. Но из их обилия преподавателю нужно выбрать только несколько, наиболее эффективных упражнений, именно для подготовительной части данного урока, соответствующих особенностям игровой деятельности. Это в равной степени относится и к общеразвивающим упражнениям (ОРУ), исполняющим роль своеобразной разминки, большее число из которых, следует выполнять не на месте, а в движении. Необходимо включать в разминку специально направленные упражнения для подготовки мышц, связок, суставов к физическим нагрузкам в режиме, близком к предстоящей основной работе с целью профилактики травматизма. Надо чаще использовать упражнения в парах, с применением единоборств, преодолением пассивного и активного сопротивления партнеров; а также с предметами: мячами, скакалками и др. Продолжительность подготовительной части урока по спортивным играм не должна превышать 6 - 10 мин. В основной части (30 - 35 мин) урока осваиваются разнообразные технические приемы игры, взаимодействия игроков, и воспитываются физические качества. Поэтому структура основной части игрового урока бывает, как правило, сложной, состоящей из отдельных блоков, которые включают в себя несколько упражнений и направлены на решение конкретных задач. При этом следует руководствоваться следующим: - сложные по координации упражнения, новые движения надо выполнять и разучивать в первой половине основной части, а упражнения, предъявляющие повышенные требования к вегетативным функциям организма, - во второй; - если главная задача урока - изучение технических приемов, то в конце основной части целесообразно выполнять упражнения для развития выносливости; - когда основной задачей является воспитание координации движений, ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упражнения следует выполнять непосредственно после подготовительной части, когда учащиеся еще не утомлены; - упражнения для воспитания быстроты должны предшествовать упражнениям «на силу» и «на выносливость»; - если задача занятия - воспитание выносливости, то после подготовительной части применяются упражнения для воспитания анаэробных возможностей (скоростной выносливости), а во второй половине - аэробных (общей выносливости). Вместе с тем рекомендуется отойти от приоритета дифференцированного развития отдельных физических качеств и двигательных навыков к реализации установки на комплексную подготовку, в основе которой лежит использование интегрального подхода. Ведущими при внедрении интегрального подхода в практику проведения уроков по спортивным играм являются методы: сопряженных воздействий, игровой и соревновательный. Например, одним из основных видов деятельности школьников в основной части многих уроков по спортивным играм является либо двусторонняя игра, либо игры, подводящие к спортивным: "Пионербол", "Перестрелка", Снайпер". К сожалению, как показывает практика, такие игры недостаточно продуманы, слабо организованы и не всегда управляемы, т.к. внимание учителей, как правило, сосредоточено только на фиксации нарушений правил. В процессе двусторонних и подвижных игр необходимо уделять пристальное внимание конкретному заданию на игру и воспитанию дисциплинированности, инициативности, решительности, коллективизма и взаимовыручки. Школьники, не занятые в игре, должны по заданию и под контролем учителя выполнять в это время несложные упражнения за пределами площадки для воспитания физических качеств или развития отдельных мышечных групп. С этой целью рекомендуется использовать скамейки, гимнастические стенки, расположенные вдоль ее боковых линий, и другое оборудование и инвентарь. Через определенное время учащиеся, выполнявшие упражнения и игравшие меняются местами. В практике работы некоторых учителей физической культуры еще наблюдается недооценка роли заключительной части урока. Отсюда игнорирование ее частных задач, непродуманный подбор упражнений, скороговорка преподавателя при подведении итогов занятия. Задача постепенного снижения уровня физического и эмоционально-психологического возбуждения школьников особенно актуальна для игровых уроков, так как здесь один из пиков этих возбуждений приходится на конец основной части занятия - двустороннюю игру. По этой причине продолжительность заключительной части отдельных уроков баскетбола может быть увеличена до 5-7 мин. Специфика урока по спортивным играм (разнообразные перемещения и внезапные смены игровых ситуаций; использование, как правило, большого количества мячей, которые являются для школьников сильным раздражителем; частое применение игрового и соревновательного методов, еще более повышающих психологическое и эмоциональное напряжение занятия), предъявляет повышенные требования к организации деятельности учащихся. В связи с этим необходимо планировать и применять такие методы организации, которые наилучшим способом помогали бы учителю на каждом конкретном занятии решать поставленные задачи. На уроках в различной степени применяют фронтальный, групповой, индивидуальный методы и характеризующий их порядок выполнения школьниками заданий по времени: одновременно всеми или поочередно, поточно или раздельно. Кроме того, в последние годы широкое распространение получила такая эффективная форма организации деятельности учащихся на занятии, как круговая тренировка. Одной из важных особенностей современного урока по спортивным играм является комплексное освоение учебного материала. Четыре его компонента, относящиеся к изучению основ знаний, овладению двигательными действиями и навыками самостоятельных занятий, воспитанию физических качеств, должны составлять единый процесс. Итоги осмысливания деятельности педагога и учащихся отражаются в конспекте. В заглавной части конспекта школьного урока указывается номер урока по четвертному (годовому) плану, дата его проведения и название группы занимающихся. Далее перечисляются общие задачи урока - образовательные, укрепления здоровья, совершенствования физических качеств, воспитания качеств личности школьника. Здесь же указывается место проведения занятия, необходимый инвентарь, пособия и технические средства. В графе «Содержание» указываются частные задачи и средства их решения. Здесь же указываются способы организации занимающихся при решение каждой частной задачи. В графе «Дозировка» обозначается количество повторений, интенсивность и продолжительность заданий. В графе «Организационно-методические указания» должны быть предельно четко сформулированы требования к выполнению упражнения, особенности правил игры и игровых заданий, а также в этой графе могут даваться описания построений в игре. Разработкой «Плана - конспекта урочного занятия» заканчивается и весь цикл планирования учебного содержания программного материала, и непосредственно сама предварительная подготовка учителя к уроку.
4. Факторы, определяющие эффективность урока физической культуры на примере урока по гимнастике в начальных классах (просмотр видеозаписи урока физической культуры Заслуженного учителя физической культуры Коваленко Н.И. с ведением протокола педагогических наблюдений). Основные критерии оценки урока. 1. Проведение занятия: (подготовленность и эффективность использования мест занятия, оборудования, инвентаря; внешний вид преподавателя; правильность выбора места преподавателем во время проведения урока; методы проведения занятий, целесообразность их использования; качество использования словесного метода и показа упражнений; соблюдение мер безопасности, оказание помощи, страховки; регулирование нагрузки и плотность урока; соблюдение общих методических принципов). 2. Степень решения задач урока: (соответствие содержания урока поставленным задачам, разностороннему физическому развитию; степень решения образовательных задач; устранению каких недостатков в физическом развитии, технике выполнения упражнений, воспитанию каких волевых качеств уделялось особое внимание; имело ли место нравственное, интеллектуальное и эстетическое воспитание; эмоциональность занятия, интерес учащихся, их активность). 3. Общие выводы, замечания, предложения: (выполнение поставленных задач, оздоровительная, развивающая, образовательная и воспитательная ценность урока, общая оценка урока и рекомендации учителю). Список используемой литературы: 1. Анализ проведения урока физкультуры / Авт. – сост. В.А. Муравьев, И.П. Заметаев. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 92 с. (Физическая культура и спорт в школе). 2. Бальсевич В.К. Актовая речь. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2002. – 30 с. 3. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 112 с., ил. 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р). 5. Концепция развития ФКиС в Российской Федерации на период до 2005 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507-р). 6. Маслов В.И., Зволинская Н.Н., Корнилов В.М., Сургучев В.А., Ильина Л.Н. Квалификационная характеристика выпускника системы высшего физкультурного образования// Вестник учебных заведений физической культуры. – 2004. № 1 (2). – С. 2-13. 7. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.- Метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2003. – 526 с. 8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751). 9. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации (Справка к коллегии Минобразования России от 23 мая 2002 г.). 10. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – с. 197 – 200. 11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |