Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресоциализация и социальная адаптация осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы




Отбывание наказания в виде лишения свободы, как известно, связано с рядом негативных факторов, которые нередко затрудняют социальную адаптацию лиц, освобожденных из ИУ. Усвоение элементов криминальной субкультуры, ослабление семейных и родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов, неумение принимать конструктивные решения в различных жизненных ситуациях, настороженное отношение со стороны окружающих на свободе создают освободившимся осужденным значительные трудности, особенно, в течение первых месяцев свободной жизни.

В связи с этим, большинство ученых - пенитенциаристов и практических работников УИС высказывают идею создания системы социальной адаптации для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Такая система должна носить двусторонний характер, включающая в себя создание, с одной стороны, специальной структуры (службы) для подготовки к освобождению осужденных внутри ИУ, а также создание службы по приему осужденных за пределами ИУ. Только в этом случае можно говорить о позитивной социальной адаптации освободившихся, при которой обеими службами осуществляется необходимая социально-психологическая, педагогическая поддержка, помощь в трудовом и бытовом устройстве, а также социальная профилактика рецидивной преступности.

Деятельность службы внутри ИУ регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ предусмотрена отдельная глава, регламентирующая вопросы оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. За шесть месяцев до освобождения администрация ИУ проводит работу по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства, направляет в органы местного самоуправления уведомления о предстоящем освобождении осужденного. Сотрудниками, непосредственно в ИУ, проводится воспитательная и психологическая работа с осужденными, разъясняются права и обязанности лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Особое внимание уделяется и предусмотрены дополнительные социальные гарантии следующим категориям осужденных: осужденные, которые нуждаются по состоянию здоровья в постороннем уходе; осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие малолетних детей; несовершеннолетние осужденные; осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы; осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет.

Для всех освобожденных от уголовного наказания предусмотрен бесплатный проезд к месту жительства. Администрация ИУ снабжает освободившихся продуктами питания на время следования, выделяет одежду и обувь по сезону. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 800 от 25.12.2006г. освобождаемым может выдаваться единовременное денежное пособие в размере 720 рублей.

Необходимость решения вопросов социальной адаптации освобождающихся послужило толчком к созданию в ИУ групп социальной защиты осужденных, функционирование которых нормативно закреплено приказом Минюста России № 262 от 30.12.2005г. «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» и приказом № 2 от 13.01.2006г. «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». Кроме этого, по инициативе ФСИН совместно с Минюстом и МВД для рассмотрения в Государственную Думу внесен проект закона по проблемам социальной реабилитации осужденных.

Термин «ресоциализация» в широком его понимании обычно используют для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социа­лизации или смены социокультурного окружения.

Применительно к осужденным ресоциализация представляет собой «комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества».

Фундамент ресоциализации закладывается с самого первого дня пребывания осужденного в исправительном учреждении. Поэтому содержание в местах лишения свободы должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению осужденных в общество в качестве законопослушных, общественно полезных граждан.

Особая сложность ресоциализации осужденных заключается в специфике самих пенитенциарных учреждений. По мнению С.А. Старостина, осуществление указанного процесса в местах лишения свободы «содержит в себе взаимнопротивополжные тенденции: с одной стороны, мы изолируем человека от общества, разрывая положительные социальные связи, изменяя сферу общения, окружающую социальную среду, с другой - ставим цель его исправления и последующего включения в общественные отношения».

К сожалению, процесс исполнения наказания до сих пор во многом строится на инструментальном подходе к работе с осужденными. Осужденный в лучшем случае рассматривается как объект воспитательного воздействия, а не как субъект, который должен быть включен в процесс решения проблем, определяющих его дальнейшую судьбу. Это подавляет их и без того скромные возможности по преодолению дезадаптированности в будущей жизни на свободе, снижает эффективность социальной работы с осужденными.

Представляется, что преодолеть данную ситуацию в какой-то мере позволит создание в исправительном учреждении специальной социально ориентированной среды, отвечающей требованиям подготовки осужденных к предстоящей самосто­ятельной жизни на свободе. Принципы, в соответствии с которыми создается данная среда, следующие: определение осужденного как активного субъекта процесса ресоциализации, включенного в него на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности; ориентация осужденного на саморазвитие в ходе социальной интеграции; учет его индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, коммуникативных способностей, наличия сохранившихся позитивных социальных связей; моделирование в процессе ресоциализации социального содержания будущей жизни осужденного вне исправительного учреждения.

Таким образом, к числу основных направлений деятельности социальной службы ИУ по ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, можно отнести следующие:

- развитие правомерных контактов с внешним миром в целях получения осужденными информации, необходимой для формирования адекватного представления о реальной действительности;

- внедрение и реализация специальных программ подготовки осужденных к освобождению;

- активизация общественного воздействия на осужденных со стороны общественных объединений, религиозных организаций, родственников, способных оказывать на них положительное влияние;

- более широкое применение индивидуального и группового социально-психологического консультирования в целях формирования у осужденных активной жизненной позиции, уважительного отношения к человеку, обществу, труду; нейтрализации дезадаптирующего влияния социальной среды, в которой находятся осужденные; преодоления антисоциальных установок; стимулирования правопослушного поведения; получения навыков позитивного коллективного взаимодействия;

- использование предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством основных средств исправления, в целях последующего включения осужденных в конструктивные общественные отношения.

Особенно негативно разрушительные последствия лишения свободы сказываются на уровне социального развития несовершеннолетних осужденных, поскольку именно в раннем возрасте идет активное усвоение грамматики социального поведения, формируются механизмы внутреннего контроля (идеалы, честь, совесть, достоинство, порядочность и т.п.), навыки разрешения различного рода проблем. Для адаптации несовершеннолетних осужденных и их социальной реабилитации необходимы совершенно особые методики психологической, правовой, социальной подготовки, которые проводились бы не только на территории колонии, но и вне ее.

С этой целью при ВК УФСИН России по Рязанской области в 2002 году образован реабилитационный центр подготовки к освобождению сирот и социальных сирот, которые длительное время не были на свободе и нуждаются в социальной и психологической подготовке к ней. Речь идет о жилом комплексе на 20-30 человек, оборудованном всем необходимым для проживания, с созданием условий для продолжения образования, занятий творчеством и спортом, а также с непременным участием в трудовой деятельности на базе швейного производства ВК, подсобном хозяйстве, работе на других объектах за территорией колонии.

Находясь в реабилитационном центре, девушки сталкиваются с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающая действительность, но, принимая непосредственное действенное участие в их решении, опираются на поддержку и социальный опыт наставников в лице воспитателей, психологов, социальных работников, мастеров сельхозучастка и производства, администрации колонии. Постепенное привыкание к новой социальной роли полноценной личности, ведущей правопослушный образ жизни и способной самостоятельно обеспечить себя материально, они избегают травмирующего воздействия неожиданности и неподготовленности к будущему погружению в реальность, которая не всегда к ним благосклонна. Таким образом, девушки во многом избегают соблазна «ухода от проблем» за счет возвращения в мир криминальной среды, алкоголя и наркотиков.

Подготовленная заранее программа социальной адаптации для каждой из воспитанниц, которая, в том числе, включает обеспечение связи с регионом, в котором она хочет проживать (в плане подготовки трудового места) позволяет девушкам чувствовать себя увереннее, ощущать опеку общества, настраиваться на правопослушный образ жизни, что и является основными целями создания реабилитационного центра.

Содержание многих ресоциализационных программ заключается в интенсивной реадаптации несовершеннолетних осужденных после их выхода из пенитенциарного учреждения. Так, специалистами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГУ ВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологды» была разработана программа «Надежда». Основными задачами программы являются:

- информирование подростков о возможности получения дальнейшего образования, трудоустройства при выходе из пенитенциарного учреждения;

- восстановление, поддержка и развитие семейных связей подростков;

- оказание помощи родителям в воспитании подростков, развитие родительской компетенции;

- пропаганда здорового образа жизни и конструктивных семейных отношений;

- развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, решающими задачи социальной поддержки семьи и детей.

В большинстве ИУ активно проводится работа в рамках «Школы подготовки к освобождению», где сотрудники группы социальной защиты обеспечивают осужденных необходимой информацией относительно тех инстанций, где им могут посодействовать в решении проблем после освобождения, формируют навыки социально активного поведения. Данные занятия проводятся с привлечением специалистов различных ведомств, заинтересованных в благоприятной социальной адаптации освобождающихся. Одним из важнейших блоков занятий в «Школе подготовки к освобождению» является информация о трудоустройстве после освобождения. На данном этапе важно сформировать у осужденных мотивацию к трудоустройству, обеспечить их необходимой информацией, научить применять полученные знания на практике. Большое значение в этой связи имеет профориентационная работа.

В рамках «Школы подготовки к освобождению» группа социальной защиты осужденных активно взаимодействует с психологической службой ИУ. Совместно проводятся семинары-тренинги с осужденными на актуальные для освобождающихся осужденных темы. Психолог со своей стороны для успешного разрешения возникающих перед освобождением социальных проблем создает благоприятные психологические условия (разрешение психологических проблем, актуализация позитивных личностных качеств, оптимизация системы отношений и др.).

Во многих регионах в рамках ресоциализации и социальной адаптации освобождающихся из мест лишения свободы, имеется положительный опыт взаимодействия исправительных учреждений с государственными учреждениями, общественными и религиозными организациями. Так, при Управлении социальной защиты населения Орловской области созданы две специализированные структуры, оказывающие помощь в социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы – социальная гостиница и Ивановский специализированный дом-интернат для престарелых и инвалидов. Кроме того при поддержке администрации Орловской области созданы Центры социально-трудовой реабилитации «Надежда есть» (для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью), «Эра милосердия» (для женщин, утративших социально-полезные связи). В рамках такого сотрудничества гражданам, освободившимся из мест лишения свободы предоставляется временное жилье и трудоустройство, психологическая поддержка и медицинская помощь.

В ходе взаимодействия ИУ с социальными учреждениями и общественными организациями по ресоциализации и социальной адаптации осужденных особую актуальность приобретает социальное посредничество, т.е. содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи.

Специалист по социальной работе ИУ в качестве посредника в обязательном порядке выявляет соответствие требований освобождающегося осужденного профилю деятельности тех ведомств, которые могут оказать ему профессиональную, компетентную помощь. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей специалиста по социальной работе. Это позволяет ему быстро реагировать на проблемы, оценивать их и давать осужденному четкие разъяснения о том, кто и как ему может помочь.

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист по социальной работе не может предложить пути и средства решения проблемы осужденного самостоятельно в своем учреждении. Тогда он взаимодействует с соответствующими государственными ведомствами, которые могут спо­собствовать решению проблемы осужденного. Организационно в посреднической деятельности специалиста по социальной работе по подготовке осужденного к освобождению можно выделить четыре этапа:

1. Определение проблемы освобождающегося осужденного, оценка возможностей ее решения.

2. Оценка и выбор государственного ведомства, способного наилучшим образом решить проблему освобождающегося осужденного.

3. Помощь осужденному в установлении контакта и содействия с соответствующими государственными ведомствами в решении его проблемы.

4. Проверка результативности контакта, продвижения в решении проблемы.

В практической деятельности группа социальной защиты осужденных взаимодействует со многими организациями и ведомствами для решения различных социальных проблем, возникающих у осужденных перед освобождением из ИУ.

Наиболее тесное взаимодействие при подготовке осужденных к освобождению осуществляется с паспортно-визовой службой, Пенсионным фондом и Управлением социальной защиты.

Взаимодействие с паспортно-визовой службой связано с оформлением и обменом паспортов граждан РФ, консультированием осужденных по вопросам регистрации после освобождения. Данные консультации ведутся в ходе бесед с осужденными, проводимыми в учреждении сотрудниками ПВС.

С Управлением пенсионного фонда сотрудничество организуется в направлении оформления пенсий осужденных, а также консультирования по вопросам назначения и перерасчета пенсий, изменений в действующем законодательстве, определяющих пенсионные и социальные выплаты.

Решение вопросов назначения социальных выплат происходит при сотрудничестве с Управлением социальной защиты населения.

С центрами занятости решаются вопросы трудоустройства и консультирования по вопросам рынка труда (во многих регионах действует совместное соглашение о консультировании и квотировании рабочих мест для освобождающихся из мест лишения свободы).

Наряду с этим осуществляется сотрудничество с органами местного самоуправления по избранному месту жительства осужденных для решения проблем, связанных с жильем и трудоустройством.

В Республике Карелии действует социальная программа «Адресная социальная помощь освобождающимся из мест лишения свободы», в рамках которой предусмотрены мероприятия по подготовке осужденных к освобождению и их дальнейшей ресоциализации. В рамках «Региональной целевой программы профилактики правонарушений на 2006-2010 гг.» утвержден «План совместных мероприятий Управления ФСИН России по Республике Карелии и Управления ФГСЗН по Республике Карелии по социальной реабилитации граждан, подлежащих освобождению из исправительных учреждений ФСИН России на 2006-2007 гг.». В соответствии с данным документом были заключены договоры исправительных учреждений республики с центрами занятости Петрозаводска, Медвежьегорска и Сегежа. В соответствии с планом совместных мероприятий, сотрудники Петрозаводского, Медвежъегорского и Сегежского центров занятости организуют и проводят групповые консультации с осужденными исправительных учреждений, где им разъясняются положения законодательства о занятости населения в РФ, способы поиска работы. Проводимая работа предоставляет осужденным возможность получить минимум правовых знаний, необходимых для трудового и бытового устройства после освобождения. Также службами занятости для распространения в исправительных учреждениях ежемесячно предоставляется информационный бюллетень «Трудовой вестник Карелии».

Для оказания помощи осужденным в решении вопросов ресоциализации и социальной адаптации разрабатываются памятки для освобождающихся, в которых разъясняются права на трудоустройство, ре­комендации по решению других проблем.

Для решения проблем освобождающихся осужденных, не имеющих постоянного места жительства и утративших социально полезные связи, в ИУ проводится работа по оказанию им помощи в бытовом и трудовом устройстве. Для этого за шесть месяцев до освобождения осужденными заполняется заявление о том, нуждаются ли они в трудовом и бытовом устройстве, выявляются лица, которым необходима данная помощь. Затем в областные центры реабилитации направляются письма с ходатайством об оказании помощи осужденному в устройстве в выбранном осужденным центре. В письме указываются конец срока осужденного, наличие паспорта, профессии, обстоятельства получения статуса БОМЖа.

Центры социальной реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, могут создаваться при Управлениях внутренних дел, где освободившиеся осужденные, в частности, получают бесплатную регистрацию. В различных регионах открываются Центры социально-трудовой реабилитации для лиц, не имевших до осуждения определенного места жительства и постоянной работы. В целях ускорения процедуры приема освободившихся из ИУ в эти центры, а также во избежание повторного медицинского освидетельствования при приеме, осужденным выдается медицинская справка на предмет отсутствия заболеваний, являющихся противопоказанными для приема, и направление.

Важное место в социальной адаптации осужденных занимает взаимодействие ИУ с религиозными организациями. По договоренности с епархиальным управлением Русской православной церкви осужденные (из числа верующих и по их желанию) после освобождения из исправительных учреждений могут направляться в монастыри. В частности при участии РПЦ на территории Прионежского района Республики Карелия создается Центр адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В настоящее время и в других субъектах Российской Федерации приняты специальные нормативные акты по социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы. А в Ивановской области и Санкт-Петербурге уже открыты общежития для граждан, освободившихся из ИУ. Однако Федеральная служба исполнения наказаний намерена сделать такие исключения правилом. Для этого разработана новая программа по строительству реабилитационных центров для бывших осужденных. Первый такой Центр для освободившихся осужденных женщин и несовершеннолетних планируется открыть в ближайшее время в Москве при поддержке межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным. Центр рассчитан на 500 человек, средний срок пребывания в нем будет составлять два месяца. С бывшими осужденными женщинами и девочками-подростками будут работать психологи, их обучат компьютерной грамотности. На компьютерах будет установлена база данных по трудоустройству, где бывшие осужденные смогут сами подыскивать себе работу.

Полагаем, что комплексная помощь лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, будет наиболее эффективной и продуктивной при условии укрепления и расширения межведомственных связей, более тесного сотрудничества Федеральной службы исполнения наказаний с органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, службами занятости, миграционной службы, благотворительными и религиозными организациями. Только тогда проводимые мероприятия позволят создать реальные условия для успешной ресоциализации и социальной адаптации осужденных в обществе, развития и саморазвития их социального потенциала, становления у них независимого социального статуса, перехода от социального выживания к оказанию помощи себе и другим.

В первом параграфе «Правовой статус освобождаемых: пенитенциарный и постпенитенциарный аспекты (постановка проблемы)» излагается следующее.

Несмотря на наличие в теории и науке уголовно-исполнительного права различных юридических категорий, смежных с понятием «правовое положение освобождаемых от отбывания наказания» (правовой статус, правовой комплекс личности, правовой модус), автор приходит к выводу о целесообразности использования именно этого понятия и как его синонима – термина «правовой статус». Затрагивая полемику ученых о составляющих вышеуказанной категории, мы согласны с позицией тех правоведов, которые считают, что правовой статус состоит из четырех основных элементов: субъективных прав, свобод, законных интересов и юридических обязанностей.

Особенность правового статуса граждан, освободившихся из мест лишения свободы, заключается в наличии у них судимости, которая влечет за собой появление различных правоограничений, запретов и возложение дополнительных обязанностей. Придерживаясь позиции многих авторов о том, что все ограничения можно разделить на уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и общеправовые, соискатель, насколько это было возможно, раскрыл их содержание и значение.

Во втором параграфе «Характеристика осужденных, освобождаемых от отбывания наказания в виде лишения свободы» представлены основные характерные особенности лица, готовящегося к освобождению из мест лишения свободы:

а) освобождаемый – возраст 32 года, до осуждения не имевший семьи (68,8 %), поддерживающий в период отбывания наказания связи с близкими родственниками (83,5 %), проживавший до осуждения в отдельной квартире или доме (93,9 %), со средним либо средним специальным образованием (74,0 %), без постоянного источника дохода (60,3 %), испытавший в прошлом трудности в трудовом и бытовом устройстве (44,1 %), не имеющий желания возвращаться на предприятие, в котором работал ранее (87,2 %);

б) привлечен к уголовной ответственности за преступления корыстной направленности (разбой, грабеж, кража и вымогательство) – 51,1 %, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет (55,1 %), с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого вида режима, частично или полностью признавший свою вину в совершенном деянии (32,0 и 44,4 % соответственно), ранее имевший две и более судимости (89,5 %), что говорит о повышенной социальной опасности его личности;

в) ранее этот гражданин освобождался по окончании срока лишения свободы (43,4 %) либо условно-досрочно (47,0%) и намеревался вести законопослушный образ жизни (90,6 %), однако не предпринял для этого никаких мер, зависящих от него (48,3 %);

г) при отбывании наказания он был трудоустроен на производстве исправительного учреждения (67,6 %), но обеспечен работой не по своей специальности (59,5 %). Считает, что в местах лишения свободы не сможет приобрести желаемую и нужную на свободе специальность (64,4 %), в связи с чем в 77,5 % случаев после освобождения полученные трудовые навыки ему не пригодятся. При освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы он предполагает иметь в наличии не более 900 рублей и не рассчитывает на единовременную материальную поддержку со стороны государства в лице исправительного учреждения (71,3 %).

Глава вторая «Правовое регулирование трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «История развития института правового регулирования трудового и бытового устройства освобождаемых из мест лишения свободы в России» нами установлено, что:

а) на первом этапе начиная со второй половины ХVIII века, когда экономическое и социальное развитие российского общества не отличалось стабильностью, могуществом, институт трудового и бытового устройства существовал, даже не имея должного и четкого законодательного закрепления (Соборное уложение 1649 г., Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения 1767 г. при Екатерине II);

б) с дальнейшим развитием в России общественных институтов, унаследуя пример США, Дании, Англии, Швейцарии, в первой половине XIX века появляются различные учреждения (организации, общества), предназначенные для оказания постпенитенциарной помощи, носившие название «патронаты». В сферу их деятельности входила помощь осужденным и освобожденным, опека семей заключенных, устройство их детей, содержание приютов, работных домов, домов трудолюбия;

в) правовое регулирование трудового и бытового устройства освобождаемых из мест лишения свободы в советский и постсоветский период определялось следующими нормативными актами, составляющими правовую систему общества этого периода: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, Исправительно-трудовые кодексы (ИТК РСФСР 1924, 1933, 1970 годов), законодательство о занятости населения, другие законы, положения, постановления правительства, ведомственные нормативные акты, постановления органов местного самоуправления;

г) отличительными чертами всех перечисленных нормативных актов, регулирующих трудовое и бытовое устройство освобождаемых, оказание им социальной помощи, является их чрезмерная множественность, порой противоречивость и неполнота. В результате этого эффективность столь важной для общества деятельности и в социальном контроле за освобождаемыми, и в вопросах их трудового и бытового устройства не достигала желаемых и требуемых результатов, что незамедлительно сказывалось на состоянии рецидивной преступности в стране.

Во втором параграфе «Содержание, сущность и значение трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений и оказания им иных видов социальной помощи» мы приходим к следующим выводам:

а) построение правового государства, обязательным условием которого является всемерное обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, удовлетворение ее социально значимых потребностей (в жилье, одежде, питании, работе и др.), предполагает осуществление решительной борьбы с преступностью, в том числе среди лиц, освобождаемых из исправительных учреждений, которые, по существу, являются самой криминогенной категорией граждан. Изоляция их от общества, даже на непродолжительные сроки, влечет ослабление и утрату социально полезных связей, ряд других негативных последствий. Вместе с тем, как бы хорошо ни был организован процесс исправления осужденных в местах лишения свободы, он не может считаться безоговорочно полным, так как протекает в искусственно созданных условиях изоляции человека от общества. Следовательно, логичным представляется выдвижение задачи о необходимости продления воспитательного процесса, осуществляемого в период отбывания наказания (пенитенциарный период), специфического воздействия (помощь в трудовом и бытовом устройстве, налаживание социально полезных связей), оказываемого как во время отбывания наказания, так и после освобождения (постпенитенциарный период) в целях реализации профилактической и адаптивной составляющих уголовного наказания в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 43 УК РФ, ч. 2 ст. 1 УИК РФ);

б) термин «трудовое и бытовое устройство» в научной литературе по уголовно-исполнительному (исправительно-трудовому) праву, криминологии, педагогике, психологии, социальной работе используется довольно широко. Однако определение этого понятия в целом и по отдельным его составляющим не было сформулировано. В большинстве источников под трудовым и бытовым устройством понимается обеспечение работой и жилищем. В действующем отечественном законодательстве (Конституция РФ, Жилищный, Трудовой кодексы РФ) каких-либо правовых гарантий в части предоставления жилья и трудоустройства лиц, освобождаемых из исправительных учреждений, не содержится. Для раскрытия сущности указанного термина предпринята попытка разграничить его с такими схожими по смысловому значению понятиями, как «социальная адаптация», «социализация», «ресоциализация»;

в) отнесение в соответствии с законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (так же, как и в ст. 185 УИК РФ), предполагает лишь содействие им в трудовом и бытовом устройстве, что в условиях рыночных отношений, как нам представляется, явно недостаточно;

г) результаты изучения проблемы трудового и бытового устройства освобождаемых подтверждают данные ранее проведенных исследований о том, что если освобожденный, вернувшийся из исправительного учреждения, не трудоустроился в шестимесячный срок с момента освобождения, то вероятность его трудоустройства в последующем невелика. Помимо этого, представлены основные факторы субъективного (образовательный и культурный уровень, склонность к употреблению алкоголя и наркотических средств, неумение приспосабливаться к изменениям окружающей обстановки и т.д.) и объективного характера (наличие семьи, ближайшее социальное окружение, значительное сосредоточение преступного элемента в основном в городах и др.), влияющие на процесс адаптации освобожденного;

д) оказание освобождаемым из исправительных учреждений иных видов социальной помощи осуществляется в соответствии со ст. 98, 181 УИК РФ, регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минюста России (переписка по подтверждению трудового стажа, сбор необходимых документов для назначения пенсий, выдача единовременной материальной помощи, проездных документов к месту жительства и работы, при необходимости одежды и обуви, сухого пайка или денежной компенсации, устройство отдельных категорий граждан в дома инвалидов и престарелых).

В третьем параграфе «Особенности правового регулирования трудового и бытового устройства и оказания социальной помощи освобождаемым в зарубежных странах» установлено, что в работе по оказанию содействия этим лицам в таких странах, как Финляндия, Югославия, Франция, ФРГ, Польша, Чехия, Словакия, Япония, Швеция, Швейцария, США и Великобритания, принимают участие государственные и общественные организации, отдельные должностные и частные лица. В некоторых из них приняты специальные законы об оказании помощи лицам, отбывшим наказание.

При анализе разработанных форм помощи в различных государствах они могут быть разделены, по крайней мере, на три направления:

во-первых, это создание специализированных общежитий для кратковременного проживания лиц, отбывших наказания и не имеющих жилья (такой опыт имелся в Калининграде, Ярославле). Подобная форма помощи направлена на то, чтобы решить проблему жилья для освобожденных на относительно непродолжительный период (несколько дней), в течение которого они могут подыскать иное постоянное или временное место проживания;

во-вторых, это существование специфических организаций, оказывающих освобожденным более разностороннюю помощь (предоставление временного жилья, трудоустройство, правовая, материальная и медицинская поддержка). Имеются в виду центры социальной адаптации, создание которых в последнее время признается все более перспективным (Санкт-Петербург, Самара);

в-третьих, деятельность общественных организаций, объединений, фондов, прямой задачей которых является содействие лицам, отбывшим наказание, в трудоустройстве, подыскании жилья, оказание при необходимости материальной помощи.

Опыт зарубежных стран, анализ нормативных актов и деятельности различных органов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что трудовое и бытовое устройство освобожденных из исправительных учреждений, являясь одной из важных социальных задач, не в достаточной степени урегулировано посредством правовых предписаний. Несмотря на национальные и другие особенности, опыт рассмотренных государств позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть местные условия, особенности и разработать, возможно, более эффективную российскую систему ресоциализации лиц, преступивших закон и находящихся в местах лишения свободы.

В четвертом параграфе «Российское законодательство в сфере трудового и бытового устройства и оказания иной социальной помощи освобождаемым из исправительных учреждений» рассматриваются основы правовой системы, регулирующие данное направление деятельности уголовно-исполнительной системы, которую составляют: 1) отдельные законы, кодексы РФ, ведущее значение среди которых принадлежит Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации; 2) подзаконные нормативные акты, которые, в свою очередь, делятся на три подгруппы: а) акты высших представительных и исполнительных органов власти: указы Президента РФ, постановления, решения Правительства РФ, указы, постановления президентов, глав субъектов РФ, постановления, решения правительств субъектов РФ; б) ведомственные нормативные акты Минюста, МВД, ФСИН России (в том числе совместные с другими министерствами и ведомствами); в) локальные акты – решения органов местного самоуправления.

Все они, на наш взгляд, пока не на должном уровне решают вопросы бытового устройства и оказания социальной помощи освобождаемым из исправительных учреждений, а отдельные, крайне необходимые акты по непонятным причинам до сих пор не приняты.

Указанное состояние правовой базы является одним из факторов неудовлетворительного состояния ресоциализации граждан, освобождаемых из исправительных учреждений, что закономерно побуждает на поиск конкретных мер по совершенствованию правового регулирования рассматриваемой нами сферы деятельности.

Глава третья «Совершенствование механизма трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений» посвящена проблемам правового и организационного характера, с которыми приходится сталкиваться практическим органам уголовно-исполнительной системы, предложены конкретные возможные пути их решения. К числу последних можно отнести следующие:

а) за последние три года количество освобождающихся из мест лишения свободы и нуждающихся в помощи по-прежнему остается высоким, а процесс трудового и бытового устройства, по мнению практиков, считается неудовлетворительным, что обусловлено, в первую очередь, несовершенством действующей нормативной базы, регулирующей данную сферу общественных отношений. В связи с этим налицо отсутствие должного взаимодействия государственных органов, общественных формирований, непосредственно заинтересованных вопросом социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы, результатом чего является их инертность, нежелание предпринимать какие-либо кардинальные меры. Поэтому автор приходит к выводу о необходимости возложения координирующих функций в этой деятельности на органы местного самоуправления;

б) значительная часть лиц, ранее отбывавших уголовное наказание, имели постоянное жилье (81,5 %) и, как правило, после освобождения были зарегистрированы по месту предполагаемого жительства (76,8 %), они могут рассчитывать на это и в будущем (86,6 %). Наличие у большинства из них прочных социально полезных связей обусловило желание родственников (89,0 %) оказать им необходимую помощь как в трудовом, так и бытовом устройстве, при этом сами освобождаемые в основном рассчитывают на поддержку родителей (60,5 %), братьев и сестер (30,0 %), друзей, знакомых (22,5 %). Те, у кого социально полезные связи не сохранились, рассчитывают только на себя и не будут прибегать к помощи и содействию администрации ИУ (77,2 %);

в) основная доля родственников (88,0 %) готова в среднем до трех месяцев предоставить освобождаемым необходимые денежные средства. Но надо учитывать, что они большей частью (60,9 %) относятся к семьям среднего уровня достатка. Подобные заверения родных, близких после освобождения привели к тому, что многие освобождающиеся (60,1 %) не испытывают какой-либо внутренней напряженности перед выходом на свободу;

г) хуже складываются обстоятельства с трудоустройством освобождаемых. Практика показывает, что только около 3 % их трудоустраивается с помощью государственных и местных органов, по предварительной договоренности исправительных учреждений с предприятиями – около 10 %. Ситуация осложняется тем, что больше половины освобождаемых (59,3 %) не знали законоположений об их правах на трудовое и бытовое устройство после освобождения (ст. 182 УИК РФ), предусмотренных социальным законодательством. К тому же, по мнению освобождаемых (93,4 %), администрация никаким образом не способствовала обеспечению их работой. Как было выявлено, тесных контактов с трудовыми коллективами и правоохранительными органами исправительные учреждения практически не устанавливают, одной из причин подобного является незначительный (шестимесячный) срок (ч. 1 ст. 180 УИК РФ), отведенный законодателем для подготовительной работы (94,7 %);

д) отрицательно сказывается на данном процессе и то, что ряд руководителей предприятий не желают принимать на работу ранее судимых, а последние в основной массе (78,7 %) не будут отстаивать свои права в судебном порядке, причем 58,7 % вообще не желают трудиться и вести законопослушный образ жизни (54,6 %), хотя родственники считают, что совместные усилия администрации ИУ и ГО(РО)ВД способны удержать их родственников от совершения новых преступлений (51,0 %). В связи с этим было внесено предложение дополнить ст. 64 Трудового кодекса РФ (Гарантии при заключении трудового договора) абзацем следующего содержания: «Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам по мотивам наличия у них судимости, если иное не установлено федеральным законодательством». Это отвечает требованиям ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», относящей освобожденных из мест лишения свободы к категории особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

е) в числе отдельных предложений, способствовавших, по нашему мнению, повышению эффективности социальной адаптации, следует урегулировать в законодательстве право предоставления краткосрочного выезда осужденным за шесть месяцев до их освобождения для решения вопросов трудового и бытового устройства. Вследствие чего считаем возможным п. «а» ч. 1 ст. 97 УИК РФ изложить в следующей редакции:

«а) … краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье). Осужденные, за исключением лиц, состоящих на профилактическом учете и находящихся на строгих условиях отбывания наказания, имеют право на краткосрочный выезд для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения (выделено нами. – А.С.).

В Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений уместно было бы предусмотреть отдельный пункт 115¹, имеющий следующее содержание: «Осужденному, которому предоставлен краткосрочный выезд для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства, выдаются также запросы, которые он обязан предоставить в соответствующие органы и организации и с отметками их руководителей, заверенными печатями, по прибытии в исправительное учреждение сдать социальному работнику. Невыполнение данных требований влечет дисциплинарную ответственность».

Рассмотрены различные формы государственного контроля за освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы, отмечается отсутствие законодательной базы его регламентации, излагается мнение по поводу необходимости воссоздания института, сходного с ранее действовавшим административным надзором (контролем) в пределах течения судимости (ст. 86 УК РФ).

В заключении подводятся итоги, обобщаются основные выводы, предложения и рекомендации, которые изложены в диссертационном исследовании.

Основные выводы, предложения и рекомендации

1. Сформулирована особенность и раскрыто содержание статуса граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, заключающиеся в наличии у них судимости, влекущей появление различных ограничений, запретов и возложение дополнительных обязанностей.

2. Представлена развернутая характеристика личности осужденного, освобождаемого от отбывания наказания в виде лишения свободы, выделены основные проблемы, учет которых необходим при решении вопросов трудового и бытового устройства, а также оказания иных видов социальной помощи.

3. Проведено исследование правового регулирования трудового и бытового устройства освобождаемых в советский и постсоветский период, которое осуществлялось путем анализа Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, ИТК РСФСР (1924, 1933, 1970 годов), законодательства о занятости населения, других законов, постановлений правительства, ведомственных нормативных актов, постановлений органов местного самоуправления. Отличительными признаками перечисленных нормативных актов, регламентирующих трудовое и бытовое устройство освобождаемых, оказание им социальной помощи, является их чрезмерная множественность, порой противоречивость и неполнота.

4. В большинстве юридических источников под трудовым и бытовым устройством освобождаемых понимается обеспечение жильем и работой. Однако действующее отечественное законодательство (Конституция РФ, Жилищный, Трудовой кодексы РФ) не содержит каких-либо правовых гарантий в части предоставления жилья и трудоустройства лиц, освобождаемых из исправительных учреждений. Отнесение в соответствием с законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1072-1 «О занятости населения в Российской Федерации» лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (так же, как и в ст. 185 УИК РФ), предполагает лишь содействие в трудовом и бытовом устройстве, что в условиях свободного рынка трудовых ресурсов явно недостаточно.

5. Правовое регулирование трудового и бытового устройства освобождающихся из мест лишения свободы, оказание им иных видов социальной помощи определяется: 1) отдельными законами, кодексами РФ, ведущее место среди которых принадлежит УИК РФ; 2) подзаконными нормативными актами, включающими в себя акты высших представительных и исполнительных органов власти, указы Президента РФ, постановления, решения Правительства РФ, указы, постановления президентов, глав субъектов РФ, постановления, решения правительств субъектов РФ; ведомственными нормативными актами Минюста, МВД, ФСИН России (в том числе совместными с другими министерствами и ведомствами; 3) локальными актами – решениями органов местного самоуправления.

6. Указанное состояние правового регулирования трудового и бытового устройства, оказания иных видов социальной помощи стало одним из факторов неудовлетворительного состояния ресоциализации граждан, освобожденных из исправительных учреждений, обоснования необходимости внесения изменений в Трудовой, Уголовно-исполнительный кодексы РФ, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 16468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.