Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки и этапы развития логистики как научной дисциплины и как сферы хозяйственной деятельности

Широкое распространение принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в задачах материально-технического снабжения американской армии, дислоцированной в Европе.

Логистика как наука и инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в конце 50х гг. прежде всего в США.

Эволюция понятия «логистика» тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин укоренился и стал повсеместно применяться в бизнесе лишь с конца 1970-х годов. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия.

До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Система распределения, как правило, не планировалась. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.

Однако к началу 60-х годов резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений, оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалось ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс. Кроме того, использующие логистику поставщики могли гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляли для потребителя большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивали. Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов стала обеспечиваться за счет:

· резкого снижения себестоимости товара

· повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т.п.).

Вторая причина, обусловившая необходимость применения логистики в экономике - энергетический кризис 70-х годов. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

60-е гг. в современной экономике принято считать первым этапом становления и совершенствования логистики. На этом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов. В 60-х годах развитие логистики в США называют этапом физики распределения, - в итоге был создан специальный комитет по "физическому" распределению. В это время в США родилась философия маркетинга. Сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка.

Второй этап (80-е гг.) связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли, особенно в области автоматизации. Европейский и американский ответ на экономическую "агрессию" Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда требование к интеграции планирования и управления производством и распределением.

Интеграционная основа логистики в этот период расширилась и стала охватывать и производственный процесс. С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются следующим:

· быстрый рост стоимости физического распределения

· рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами

· долгосрочное планирование в области логистики

· широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля над логистическими процессами

· централизация физического распределения

· резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях

· четкое определение действительных издержек распределения

· определение и осуществление мер по уменьшению стоимости

· продвижения материального потока до конечного потребителя.

Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм. Здесь к взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключатьсяпланирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

 

Период с начала 80х практически до конца XX века характеризуется стремительным развитием логистики во всем мире. За этот период теория и практика логистики шагнула далеко вперед, намного превзойдя то, что было сделано за предыдущие десятилетия. Доминантная идея – максимальное объединение – интеграция – логистических видов деятельности в компании, охватывающее полный функциональный цикл – цикл выполнения заказа клиента: «закупки – производство – дистрибьюция – продажи – прослепродажный сервис» для достижения конечной цели бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.

В рамках рассматриваемого исторического периода произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета. Основными из них являются:

· Широкое внедрение персональных компьютеров и революция в информационных технологиях.

· Глобализация рынка.

· Изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики.

· Повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством.

· Расширение партнерства и стратегических союзов.

· Структурные изменения в организациях бизнеса.

 

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. Ключевое значение играет компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем.

Революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими информационными потоками.

В последние двадцать лет произошли существенные изменения в транспортном законодательстве ряда стран, прежде всего США и стран ЕС, в результате чего были созданы благоприятные политические условия для развития транспортного сервиса в логистике.

 

Сейчас логистика переживает этап ускоренного становления, для которого характерны такие черты, как спонтанное возрастание числа компаний, имеющих логистические отделы и службы, расширяющаяся практика использования стандартных логистических технологий в различных сферах бизнеса компаний, попытки позиционирования логистики как важного элемента корпоративной стратегии и пр.

Основные тенденции:

1. Быстрое увеличение числа компаний, имеющих выделенные организационные структуры управления логистикой.

2. Совершенствование управления логистикой в компании на основе процессной интеграции.

3. Развитие рынка логистического сервиса и комплексного аутсорсинга логистических услуг (рынка 3PL провайдеров).

4. Развитие логистической инфраструктуры промышленных и торговых компаний, а так же международных транспортных коридоров.

5. Рост интереса том-менеджмента компаний к внедрению концепции и технологий управления цепями поставок – SCM.

6. Интенсивное внедрение информационных систем и программных приложений, поддерживающих логистику и SCM.

Основные отрасли, в которых наиболее активно используются логистические знания – предприятия по добыче и переработке нефти и газа, металлургические и автомобилестроительные заводы, крупные розничные сети.

На данный момент особое значение приобретает перестройка восприятия логистики многими высшими руководителями предприятий – от центра затрат к центру прибыли.

Необходимо уметь продать следующие уникальные результаты хорошо построенной логистической системы:

· Воздействие логистики на увеличение объемов продаж за счет высокого качества логистического сервиса

· Снижение операционных расходов

· Повышение производительности элементов логистической инфраструктуры

· Оптимизация уровней материальных запасов (повышение рентабельности активов).

Развитие российского рынка логистических услуг будет зависеть от действия таких факторов, как повышение инвестиционной привлекательности России, от принятия России в ВТО, роста торговли с ведущими мировыми державами, в частности с Китаем, от развития структуры и объемов транзита по международным транспортным коридорам м др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что такое современная логистика применительно к бизнесу? | Логистика в СССР и России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.