Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциональный подход к девиантному поведению

Неофрейдистский подход

Неофрейдисты природу девиантности связывают с неврозами, психастениями, сексуальными расстройствами, состояниями навязчивости, различными формами социальной дезадаптации личности. В теориях неофрейдистов личность часто характеризуется чувством повышенной тревожности, агрессивностью, ригидностью, комплексом неполноценности.

Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая в психоаналитических работах считается первопричиной насильственных преступлений. Агрессивную энергию разрушения вызывают врожденные неосознаваемые влечения: у А. Адлера - стремление к власти, превосходству над другими; у К. Хорни - стремление к безопасности, потребность в удовольствии.

В качестве основных теорий можно отметить:

· Теорию К.Хорни;

· Теорию Э.Фромма

Теория Э.Фромма. Э.Фромм считает, что термин «нормальный (или здоровый) человек» можно определить двумя способами:

1) С точки зрения общества: человека можно считать нормальным, если он способен играть социальную роль, которая предназначена ему в этом обществе.

2) С точки зрения индивида: нормальность человека рассматривается как максимум здоровья и счастья этого индивида.

По мере развития личности человек вынужден преодолевать объективные противоречия: противоречие между жизнью и смертью, чувством одиночества и общности с другими людьми и т.д. Поскольку устранить объективные противоречия человек не может, он вынужден их преодолевать с помощью различных механизмов. Эти механизмы приводят к «бегству от свободы». Они противостоят «позитивной свободе», т.е. подлинной связи с миром через труд и любовь.

Э. Фромм выделяет 3 механизма «бегства от свободы»:

· Авторитарный характер;

· Автоматизирующий конформизм;

· Деструктивность.

Авторитарная личность - отказ от своего Я, свободы и автономности. Крайним выражением авторитарного характера является садомазохистский комплекс.

Автоматизирующий конформизм – это полная утрата свей индивидуальности, усвоение типа личности, который предлагает ему социальный шаблон.

Деструктивность – это отчуждение от мира через его разрушение.

 

В рамках этого подхода мы рассмотрим концепцию В. Франкла.

Согласно мнению В.Франкла, специфическими человеческими характеристиками являются:

· Духовность;

· Свобода;

· Ответственность.

Проблемы поведения связаны с проявлениями бездуховности. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей. За это человек несёт ответственность перед своей совестью и Богом. Бездуховность – это дефицит указанных качеств. Фундаментальным мотивом человека является стремление к смыслу. Каждый человек стремится к поиску смысла своей жизни. Этот поиск должен осуществлять сам человек, поскольку смысл жизни является уникальным для каждого человека. Особенно важен этот вопрос в подростковом и юношеском возрасте. Согласно мнению В. Франкла, поиск смысла жизни – это та особенность, которая отличает человека от животных. Человек должен видеть смысл в чём-то вне себя, иначе его существование бесцельно, бессмысленно и невозможно. В.Франкл выделяет 3 способа нахождения смысла вне себя:

· Что-то делать, давать жизни (ценности творчества);

· Что-то брать от жизни (ценности переживания);

· Занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например, при смертельном заболевании (ценности отношения).

Выделяются ещё 2 области, в которых человек может найти смысл: переживания, которые имели место в прошлом, и религия.

Когда блокировано стремление к смыслу, возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Основные характеристики экзистенциальной фрустрации – это апатия и скука.

Нормальность и аномальность личности определяется её позицией по отношению к жизни, смерти и своей судьбе. Позицию аномальной личности В.Франкл обозначает как фаталистическую. При такой позиции человек не считает себя ответственным за своё самоопределение в ценностях и свою жизнь в целом. Таким образом, аномальная личность позволяет различным факторам (природным, социальным и психологическим) определять свой жизненный путь. Сама личность в этом случае страдает от опустошённости и бессмысленности. Состояние внутренней пустоты В.Франкл называет экзиситенциальным вакуумом. Согласно мнению В.Франкла, основными причинами неврозов является экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум.

Экзиситенциальный вакуум и фрустрация не только вызывают невроз у отдельных людей, но и порождает массовую невротическую триаду, т.е. такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия. Например, самоубийство как следствие депрессии, по мнению В.Франкла, на 85% вызвано экзистенциальной фрустрацией. Люди, не имеющие смысла жизни, часто могут искать его с помощью наркотиков. Агрессия также может быть вызвана чувством пустоты и бессмысленности своего существования.

Таким образом, согласно мнению В.Франкла, причиной девиантного поведения является подавление духовности и уход от ответственности за поиск смысла. Помощь девиантной личности – это помощь в осознании духовного Я и принятии ответственности за свою судьбу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальная психология Альфреда Адлера | Гуманистический подход к детерминации девиантного поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.