Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бихевиоральный подход к детерминации девиантного поведения

Этот подход рассматривает девиантное поведение как результат научения. Основателями бихевиоризма являются Э. Торндайк, Дж. Уотсон и Б.Скиннер.

Основные положения бихевиоризма:

1. целью любого поведения является приспособление к среде.

2. поведение – это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный внутренней активностью и индивидуальными особенностями, проявляющийся преимущественно во внешних действиях.

3. поведение реализуется по схеме: стимул – промежуточные переменные – реакция. Под промежуточными переменными понимается то, что скрыто за реакцией: эмоциональные процессы, мотивация, когнитивные процессы, процессы саморегуляции.

4. поведение формируется на основе безусловных рефлексов и инстинктивных программ.

5. основной механизм формирования поведения является научение. Научение – это процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию.

Первым законом бихевиоризма стало классическое обусловливание, открытое И.П. Павловым. Классическое обусловливание (или условный, респондентный рефлекс) – это научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени с безусловным стимулом. Каждое действие имеет тенденцию к повторению, если оно основано на безусловных или условных рефлексах или подкрепляется (вознаграждается). Если действия не повторяются или не подкрепляются, то они угасают.

Согласно теории Дж. Уотсона, человек и животное приспосабливается к окружающей среде посредством использования наследственных задатков и сформированных привычек. Все реакции можно разделить на открытые и скрытые, на приобретенные и врожденные. Врожденные реакции малочисленны, реализуются сразу после рождения, но вскоре после рождения они становятся обусловленными.

По мнению Дж. Уотсона, существуют только 3 типа неприобретенных эмоциональных ответов на стимулы – страх, гнев и любовь.

Б.Ф. Скиннер предложил механизм оперантного обусловливания. При оперантном обусловливании приспособление происходит не в форме ответа на стимул, а путём собственной активности человека. Например, в результате проб и ошибок может достигаться успех, который приводит к устранению неприятностей или удовольствию, т.е. конкретная форма поведения самоподкрепляется.

Скиннер отмечал, что реакцию нельзя предвидеть или проконтролировать, но можно предсказать вероятность её появления в будущем. Согласно теории бихевиоризма, любое адекватное описание поведения должно содержать описание 3-х элементов:

- ситуации, в которой имеет место данная реакция;

- самого ответа;

- подкрепляющих последствий.

Вероятность появления реакции возрастает как после позитивного, так и после негативного подкрепления. Позитивное подкрепление подразумевает предоставление чего-либо (похвала, вознаграждение). Негативное подкрепление подразумевает удаление чего-то неприятного из данной ситуации (например, избегание наказания).

Например, такая форма девиантного поведения как употребление алкоголя подкрепляется и положительно (получение удовольствия, праздничная атмосфера, прилив энергии, раскрепощеность, возможность более свободного общения), так и негативно (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, уход от проблем).

В целом вероятность поведения усиливается при следующих видах подкрепления:

- устранение неприятностей;

- привлечение внимания (по мнению Скиннера, только те люди, которые внимательны к нам, подкрепляют наше поведение);

- аффектация (демонстрация сильных эмоций);

- улыбка или любая форма одобрения;

- предоставление возможности заниматься любимой деятельностью;

- предоставление власти;

- получение удовольствия.

Таким образом, представители классического бихевиоризма предложили основные принципы и механизмы человеческого поведения как процесса взаимодействия личности со средой. С этой точки зрения девиантное поведения можно определить как результат сложного обусловливания среды.

Для уменьшения или устранения девиантного поведения среда располагает различными способами:

1) негативное подкрепление;

2) эмоционально-негативное подкрепление (наказание).

Эффективность наказания зависит от следующих условий:

- оно должно применяться сразу после нежелательного поведения;

- должно быть пропорционально поступку;

- должно быть индивидуально значимым;

- по возможности должно осуществляться без свидетелей.

Ещё один способ устранения поведения – это оперантное угашение реакции, когда оно просто игнорируется или человек помещается в другую среду, где прежнее поведение невозможно. Доказано, что угашение реакции таким способом более эффективно, чем негативное подкрепление или наказание.

Современный представитель поведенческого подхода Д.Вольпе изучал явление реципрокного торможения. Согласно мнению Д. Вольпе, старые привычки угасают, если новым привычкам предоставляется возможность развиваться в той же самой ситуации.

Реципрокное торможение имеет место всегда, когда положительная реакция, несовместимая с негативной реакцией, тормозит данную условную реакцию, способствует её последующему ослаблению.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гуманистический подход к детерминации девиантного поведения | Социально-когнитивная теория или теория социального научения А. Бандуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.