Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-когнитивная теория или теория социального научения А. Бандуры

Согласно данной теории врождёнными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение человека социально обусловлено. В основе поведения человека лежат навыки, которым человек научается в процессе жизни.

Согласно мнению А.Бандуры, реакция человека на стимул опосредована когнитивными процессами. А. Бандура выделяет 5 основных когнитивных способностей человека:

1. символизация – создание символов и образов, выходящих за пределы сенсорного опыта;

2. предвидение – предвидение последствий своего поведения;

3. опосредование – обучение через наблюдение за поведением других людей;

4. саморегуляция – наличие внутренних стандартов для оценки и коррекции своего поведения;

5. самоанализ – рефлексивная оценка своего опыта и мыслительных процессов.

А. Бандура вводит понятие человеческой агентности. Человеческая агентность – это способность осуществлять самоуправление через контроль над мыслительными процессами, мотивациями и действиями.

Одной из основных идей теории социального научения является идея триадического взаимного детерминизма. А. Бандура считает, что взаимно детерминированными являются следующие три фактора:

· поведение человека,

· когнитивные и личностные факторы

· и влияние окружающей среды.

Таким образом, поведение – это результат сложного взаимодействия внешних событий и внутриличностных детерминант. В качестве внутриличностных детерминант выделяются наследственные особенности, приобретённые навыки, рефлексивное мышление и самоинициатива.

А. Бандура выделяет 2 основных механизма формирования поведения:

a. Научение через наблюдение (викарное научение). Согласно мнению А. Бандуры, этот вид научения является ведущим. Человек будет следовать наблюдаемому поведению при следующих условиях:

- поведение явно приносит внешние выгоды;

- поведение внутренне положительно оценивается;

- поведение приносит пользу человеку, который его демонстрирует;

- поведение можно внешне наблюдать.

Научение через наблюдение не обязательно требует внешней награды, поскольку оно получает внутреннюю награду через когнитивные процессы (например, положительная оценка поведения и его последствий).

b. Научение в действии или научение через опыт. Согласно мнению А. Бандуры, это наиболее распространенный способ научения. Совершение какого-либо действия влечет за собой определенные последствия. Вероятность появления определенного поведения повышается, если его последствия внутренне положительно оцениваются.

Согласно мнению А.Бандуры, можно выделить 3 мотивационные системы, определяющие поведение человека:

1. внешние мотиваторы – это внешние последствия конкретных действий человека, усиливающие или ослабевающие эти действия в дальнейшем. Это физическая депривация и боль; материальные стимулы; сенсорные стимулы (приятное/неприятное); социальные стимулы(одобрение/неодобрение); символические стимулы (оценки, звания); стимулы деятельности; стимулы статуса и власти.

2. косвенные мотиваторы – знания, полученные в процессе наблюдения за поведением других людей. Наблюдение за тем, как вознаграждается поведение других людей повышает вероятность повторения такого поведения наблюдателем. Наблюдение за тем, как поведение других людей наказывается, снижает вероятность повторения такого поведения наблюдателем.

3. внутренние мотиваторы или мотиваторы саморегуляции включают в себя 3 подпроцесса:

- самонаблюдение – получение информации о своем поведении;

- оценочный процесс – внутренняя оценка своего поведения;

- самореагирование – способность влиять на свое поведение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бихевиоральный подход к детерминации девиантного поведения | Когнитивно-поведенческий подход к детерминации девиантного поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.