Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства




 

 

В соответствии со статьей 125 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, полномочия Президента Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства закрепляются Конституцией Республики Беларусь и устанавливаются законодательными актами. Полномочия Палаты Парламента Республики Беларусь осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Полномочия Правительства Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства закрепляются Конституцией Республики Беларусь и устанавливаются законами и актами Президента Республики Беларусь.

К полномочиям органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

  • исполнением доходных и расходных частей республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • своевременностью и полнотой поступления доходов, целевым и эффективным расходованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • соблюдением других норм бюджетного законодательства.

 

 

К полномочиям местных Советов депутатов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

  • правильностью составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов на очередной финансовый год;
  • исполнением местных бюджетов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях постоянных комиссий и на основании депутатских запросов;
  • исполнением местных бюджетов при рассмотрении и утверждении решений местных Советов депутатов об утверждении отчетов об исполнении местных бюджетов за отчетный финансовый год.

 

К полномочиям Министерства финансов, его территориальных органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

  • соблюдением бюджетного законодательства при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • соблюдением единой методологии ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, установленной Министерством финансов;
  • соответствием платежей принятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям;
  • своевременным и полным поступлением доходов и эффективным и целевым расходованием средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и физическими лицами;
  • целевым использованием и своевременным возвратом бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также займов (кредитов), полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

 

К полномочиям местных финансовых органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства на территории соответствующей административно-территориальной единицы на стадии составления, рассмотрения, утверждения и исполнения соответствующих местных бюджетов.

По требованию Министерства финансов, местных исполнительных и распорядительных органов банки обязаны представлять сведения о состоянии текущих (расчетных) счетов органов государственного управления, иных организаций, использующих средства республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, и о движении бюджетных средств по счетам их получателей, иные организации, а также физические лица обязаны представлять информацию об использовании денежных средств, полученных из республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К полномочиям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах их компетенции контроля за поступлением доходов в республиканский бюджет и местные бюджеты.

К полномочиям таможенных органов Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах их компетенции контроля за поступлением доходов в республиканский бюджет.

К полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах их компетенции контроля за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств соответствующих местных бюджетов и нижестоящих бюджетов, своевременным возвратом бюджетных средств, выданных местными исполнительными и распорядительными органами и полученных ими на возвратной основе, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

К полномочиям распорядителей бюджетных средств по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах их компетенции контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом ими бюджетных средств, выданных на возвратной основе, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных Бюджетным кодексом Республики Беларусь и иными актами бюджетного законодательства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также требований законодательства при получении и использовании бюджетных средств, признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:

  • приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;
  • взыскание бюджетных средств;
  • приостановление расчетов по банковским счетам;
  • начисление и взыскание пени;
  • иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

 

Органами, имеющими право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, являются:

  • Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы;
  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами.

 

Действия уполномоченных органов, указанных в пункте 2 статьи 134 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, и их должностных лиц при применении мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства могут быть обжалованы в судебном порядке.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются:

  • незаконное получение средств из бюджета;
  • нецелевое использование средств бюджета;
  • использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;
  • предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка;
  • невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
  • неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств;
  • непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей;
  • нарушение условий договора с использованием бюджетных средств.

 

 

Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством.

Незаконное получение средств из бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней.

Не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Министерства финансов, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно, а также неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности.

Нецелевое использование средств бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных Бюджетным кодексом Республики Беларусь и иными актами бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств. Принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства.

Использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка влечет взыскание в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств и (или) приостановление операций по счетам в банке.

Невозврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в срок, установленный для возврата, влечет взыскание в бесспорном порядке указанных средств и (или) приостановление операций по счетам в банке. Несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет взыскание пени в соответствии с законодательством и (или) приостановление операций по счетам в банке.

Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, влекут перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств до размера, предусмотренного уведомлением о бюджетных ассигнованиях.

Неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет взыскание в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, и (или) приостановление операций по счетам в банке.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление денежных средств, подлежащих зачислению в бюджет или перечислению из бюджета, банки несут ответственность в соответствии с законодательством.

Непредставление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и иных сведений об использовании бюджетных средств в составе и порядке, определенных Министерством финансов, влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств.

Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню в размере, установленном законодательством, с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.

Средства бюджета, в том числе в виде бюджетных ссуд, бюджетных займов, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по бюджетным ссудам, бюджетным займам, проценты по бюджетным займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае исполнения Министерством финансов гарантий Правительства Республики Беларусь и исполнения обязательств по гарантиям местными исполнительными и распорядительными органами, пеня, начисленная Министерством финансов, его территориальными органами, местными финансовыми органами, и иные платежи в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами, взыскиваются Министерством финансов, его территориальными органами, местными финансовыми органами в бесспорном порядке.

Средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, взыскиваются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь в бесспорном порядке.

Взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках, в том числе депозитных, на основании приказа Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа, предписания органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь о принудительном взыскании денежных средств, которые являются исполнительными документами.

Взыскание средств бюджета, пени и задолженности, указанных в части первой пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, за счет средств дебиторов организаций, индивидуальных предпринимателей производится в бесспорном порядке на основании приказа Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа о принудительном взыскании денежных средств.

Взыскание средств бюджета, указанных в части второй пункта 1 статьи 126 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, за счет средств дебиторов организаций, индивидуальных предпринимателей производится в бесспорном порядке на основании предписания органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь о принудительном взыскании денежных средств.

Приказ Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа, предписание органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, указанные в пункте 3 статьи 146 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, принимаются с учетом сроков исполнения обязательств между организацией, индивидуальным предпринимателем и их дебиторами. Приказ, предписание выносятся в отношении одного или нескольких дебиторов организации, индивидуального предпринимателя на основании акта проверки (ревизии) организации, индивидуального предпринимателя либо их заявления об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и организацией, индивидуальным предпринимателем документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у организации, индивидуального предпринимателя и кредиторской задолженности у дебитора. Приказ, предписание должны содержать указание на дебитора организации, индивидуального предпринимателя и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора.

Приказ Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа, предписание органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь о принудительном взыскании денежных средств и платежная инструкция выдаются банку, обслуживающему соответствующий орган.

Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несут организация, индивидуальный предприниматель.

Взыскание не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах организации, индивидуального предпринимателя, их дебиторов, а также на счетах по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов.

При недостаточности либо отсутствии на счетах организации, индивидуального предпринимателя денежных средств взыскание обращается на имущество организации, индивидуального предпринимателя в судебном порядке.

Бюджетные организации осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета за счет внебюджетных средств, а при их отсутствии либо недостаточности – за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов бюджетной организации по статье, по которой допущено нарушение, а при недостаточности либо отсутствии средств по данной статье – за счет общей экономии средств по смете бюджетной организации.

В случае неисполнения юридическими лицами обязательств по погашению обязательств перед бюджетом, пени и задолженности, а также невозможности принятия мер, предусмотренных пунктами 1–3 статьи 126 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, Министерство финансов, его территориальные органы либо местные финансовые органы, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами вправе приостанавливать операции по счетам в банках.

Приостановлением операций юридического лица по счетам в банках признается прекращение банком всех расходных операций по счетам в порядке, установленном актами законодательства.

Указанное выше ограничение не распространяется на операции, связанные с осуществлением платежей в бюджет, и на иные операции в случаях, установленных законодательными актами.

На основании ходатайства организации, индивидуального предпринимателя Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь вправе предоставлять отсрочку и (или) рассрочку возмещения в республиканский или соответствующие местные бюджеты незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства бюджетных средств на срок до шести месяцев.

Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки принимается уполномоченными органами не позднее 15 дней со дня поступления ходатайства о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки. На срок рассмотрения поступившего ходатайства бесспорное взыскание денежных средств приостанавливается.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.