Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и функции налогов

Понятие, признаки и содержание института налога

 

В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых Налоговым кодексом Республики Беларусь и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или нормами международных договоров Республики Беларусь.

Плательщики налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский бюджет таможенными органами, и отдельные элементы обложения применительно к таможенным платежам могут определяться Налоговым кодексом Республики Беарусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года «О Таможенном тарифе» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 13, ст. 126; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 3, ст. 15) и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза.

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

При анализе института налога можно выделить следующие признаки, присущие налогу:

  • Установление налогов только на основании действующего законодательства;
  • Обязательность налогов;
  • Безвозмездность уплаты налогов;
  • Денежная форма уплаты налогов;
  • Получателем налога является государство в лице государственного (республиканского) либо местных бюджетов;
  • Плательщиками налогов выступают физические и юридические лица.

 

 

В Республике Беларусь налоги подразделяются на республиканские и местные налоги.

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Республики Беларусь, к республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • патентные пошлины;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы.

 

В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса Республики Беларусь, к местным налогам и сборам относятся:

  • налог за владение собаками;
  • курортный сбор;
  • сбор с заготовителей.

 

В качестве функций налога признается:

  • фискальная функция – то есть, за счет налогообложения формируется республиканский бюджет и местные бюджеты;
  • регулятивная функция – то есть, налогообложение, в силу своей специфики, используется как инструмент воздействия со стороны государства на определённые составляющие экономической или социальной сферы государства;
  • Распределительная функция – то есть, распределение совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями;
  • Контрольная функция;
  • Стимулирующая функция;
  • Сдерживающая функция – то есть целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;
  • Воспроизводственная функция – то есть, аккумуляция средств на восстановление используемых ресурсов.
  • Социальная функция – то есть, поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства | Правовая конструкция налога (элементы налогообложения)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.