Проблема
| Р.учителям
| Р.родителям
| Р.ученику
|
Заниженная самооценка
Сверхчувствительное отношение к неудачам
Повышенная тревожность
| · Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий
· Публично выделять достижения ученика, чтобы ребенок старался раскрываться
· Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание налицо»
· Избегать публичной критики
· Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один.При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы
· Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками
· Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика
· Не требовать немедленного включения в деятельность
| · Обратить внимание на психологический климат семьи
· Уделять больше времени совместной деятельности с ребенком, поддерживать в его начинаниях
· Создавать ситуацию успеха во внеучебных видах деятельности (бытовой, творческой, спортивной и т.п.), ориентируясь на способности и возможности ребенка
· Давать посильные ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание
· Включать в процесс обсуждения и принятия семейно-бытовых решений, повышая значимость мнения ребенка
· Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию
· Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации
· Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц)
· Научиться справляться со своим раздражением на ребенка или окружающих, общаться более спокойно
· Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия
· Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы
· Находить позитивные моменты в негативных ситуациях
· Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи.
· Разрешать ребенку ошибаться
· Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей
| · Хвалить себя за малейшие достижения. Можно завести «Дневник достижений»
· Престать критиковать себя по пустяковым поводам
· Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся
· Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней
· Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться
· Посещать подростковые клубы
· Оказывать помощь слабоуспевающим
· Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями
· Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию
|
Низкий групповой статус, замкнутость
| · Включать в общественные внутриклассовые мероприятия
· Включать ученика в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов
· Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика
· Показывать публично свое доверие ученику
| · Развивать постепенно лидерские качества
· Предоставлять самостоятельность
· Включать в обсуждение множества вопросов дома, принимая в расчет мнение ребенка, повышая его статус
· Приглашать в гости семьи с детьми
| · Согласно интересам заниматься в социально-актуальных секциях, кружках, активно проявляя себя во внешкольном коллективе
· Интересоваться деятельностью классного коллектива, его интересами
· Самому доброжелательно относиться к классу
|
Неадекватно
завышенная самооценка
| · Объективно оценивать возможности и способности ученика, приводить в пример других учеников
· Ставить заслуженные оценки
· Включить в группу для выполнения проекта, хвалить всех участников
· Включить в группу более способных учеников
· Не допускать вседозволенности
· Не выделять часто в классе
· Строго относиться
· Конструктивная критика
| · Не следует перехваливать ребенка.
· Перестать восторгаться по малейшему поводу.
· Заменить воспитательную установку «Ты-лучше других»
на «нет людей лучше или хуже, все мы разные и все достойны уважения». Объяснять, что подобная точка зрения характерна для настоящих лидеров, уверенных в себе людей
· Указывать на ошибки, недостатки поведения, пробелы в способностях
· Создавать ситуации, в которых приходилось бы отказываться от своих поверхностных потребностей, отказываться от желаемого в пользу других
· Давать задания сделать приятное кому-то из близких, но инкогнито.
| · Учиться ставить себя на место других
· Начать заботиться о ком-либо
· Критично подходить к своим поступкам
· Находить общие интересы с одноклассниками, самому идти им навстречу
· Реалистично оценивать свои силы
· Меньше хвастаться
· Помогать в выполнении малоприятных работ (уборка территории, мусора)
|
Внимание
Слабая концентрация
Отвлечения
Легкость выполнения заданий + отвлекаемость
| · Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока
· Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект
· Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п.
· Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения
· Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический)
· Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми
· Предложить составить опорную схему урока, параграфа
| · При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка
· Устанавливать сроки для работы
· Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки
Обратить внимание на развитые способности ребенка, приобщать к достижению серьезных целей в учебе, спорте
| · На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке
· Выполнять интересные упражнения для развития внимательности
· Выделять в окружающих явлениях, предметах детали
· Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания
· При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв)
|
Неграмо-тность
Небогатый словарный запас
| · Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова
· Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа
· Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников
| · Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка
· Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи
· Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов
· Стимулировать речевую активность
· Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение
· Играть в развивающие речь игры
· Помогать в работе с текстами, учить выделять главное
· Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи
| · Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ
· Учить стихотворения и поэмы
· Читать познавательную и художественную литературу
· Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их
· Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью
|
Податливость чужому мнению
| · Практиковать диалогический стиль взаимодействия с классом
· Относиться с уважением к мнению ученика
· Создавать ситуации для собственного выбора и выражения мнения
| · Проводить больше времени с ребенком, интересоваться его потребностями, отношениями с друзьями
· Давать проявлять свое мнение, не диктуя своего
· Воспитывать лидерские качества
· Подталкивать и поощрять за проявление инициативы, самостоятельности
· Создавать ситуации для самостоятельного решения и выбора
· Говорить об опасности следования чужому мнению, желанию угождать и отказу от своей позиции
· Выявить способности ребенка и помочь обнаружить хобби
· Увлечь глобальной идеей, распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки
· Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет
| · Не поддаваться на провокации, позволяя манипулировать собой
· Чаще спрашивать себя «Действительно ли я с этим согласен?», «Чего Я хочу на самом деле», «Почему я позволяю другим людям руководить моими мыслями и действиями?»
· Следовать собственным интересам, не боясь быть отвергнутым друзьями, т.к. появятся, которые будут уважать твое мнение, если ты сам уважаешь свои потребности
|
Недисципли-нирован-
ность
| · Разработать правила поведения в классе
· Приобщить хулигана следить за их выполнением, фиксировать нарушения
· Предлагать дополнительные задания, н-р,
составить опорную схему урока, параграфа
· Направлять эмоциональность, демонстративность в творческом направлении
· Поискать причину в методе преподавания, возможно ученику скучно на этих уроках
|
· Поощрение хорошего поведения на уроке
· Наказания за систематические нарушения дисциплины
|
· Стремиться находить для себя познавательную выгоду в занятии
|
Неорганизо-ванность
| · Управлять вниманием на уроке
· Предлагать план занятия
· При поручении составлять совместный поэтапный план, со средствами его реализации
· Ставить сроки для и выполнения заданиям
· Контролировать выполнение, давая конструктивную оценку результата
| · Приучать к планированию времени
· Следить за распорядком дня ребенка Периодически вести хронометраж распределения времени, помогать упорядочивать его
· Следить за объемом и посильностью нагрузки ребенка в школе, секциях, студиях
· Обсуждать минусы и последствия неорганизованности на доступных примерах
· Предлагать художественные произведения, в которых описываются организованные люди, например, великие полководцы Суворов, Кутузов, Наполеон
| · Ставить перед собой достижимые цели и намечать
средства их реализации
· Составлять список посильных дел на день, разбивать дела на этапы
· Обдумывать последствия своих действий
|
Сложности в
запоминании
информации
| · Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации
· Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами
| · Помогать упражнения, развивающие память
| · Упражнения для развития памяти
· Практиковать мнемотехнические методы запоминания
· Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами
· Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску
|
Резкость и грубость в
общении
Вспыльчи-вость
| · Не отвечать агрессией на грубость
· Конструктивная критика резкости по типу здесь и сейчас
· Постараться вывить причину грубости, что он хочет этим показать
(возможно не умеет выражать чувства конструктивно)
· Конструктивно, один на один, призывать контролировать свои эмоции. Спросить, как бы он себя чувствовал, если окружающие бы «выливали» на него свое недовольство или плохое настроение
· В индивидуальной беседе указать на минусы этого качества
· Провести беседу или тренинговое занятие с психологом «Бесконфликтное общение»
· Рассмотреть с психологом
приемы саморегуляции
· Рекомендовать просмотр фильма «Управление гневом»
· Возможны занятия с подростковым психологом
| · Оценить свое поведение. Допускаете ли Вы сами грубость и резкость в общении с ребенком? Самим
учиться конструктивно выражать свои эмоции
· Разобраться в причинах грубости. Возможно, она кроется в протесте, обиде, желании обратить на себя внимание
· Поговорить с ребенком как со взрослым, помочь ему разобраться в своих чувствах.
· Говорить о чувствах других людей, по отношению к которым ребенок ведет себя грубо
· Спросить, что он чувствует при подобном отношении
· Красочно описать последствия грубости-окружающие отвернутся, будут негативно отзываться, перестанут воспринимать как нормального человека
· Спросить у него совета, как следует себя вести с резким в общении сослуживцем
· Выражать свою любовь и оказывать поддержку ребенку
· Объяснить, что в порыве гнева можно сильно ранить чувства другого человека и самому потом испытывать за это чувство вины
· Показать на примерах, что гораздо выгоднее быть добродушным и спокойным, что с такими людьми приятнее общаться, что их уважают окружающие
· Показать личным примером, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирным путем
| · Прежде чем что-либо сказать грубое, представить себя на месте этого человека
· Позитивно относиться к окружающим
· Учиться прощать людям недостатки поведения, характера
· Учиться регулировать свое состояние
· Проявлять больше терпимости и сдержанности
· Обсуждать с близкими людьми жизненные ситуации, школьные проблемы
· Отслеживать проявления вспыльчивости и наблюдать в этот момент за своими чувствами
· Направлять негативные эмоции в другую деятельность-зарядка, уборка
· Стремиться сначала обдумать последствия проявления агрессии перед тем как что-либо обидное сказать и сделать
|
Несамостоятельность
| · Давать задания, поручения для самостоятельного выполнения, сначала легкие, постепенно повышая уровень сложности и ответственности
| · Стимулировать активность ребенка
· Видеть в подростке взрослого человека
· Снизить до разумных пределов контроль
| · Проявлять инициативу
· Ставить интересные цели и стремиться их постепенно достигать без помощи взрослых
|
Пассивность
| · Заинтересовать в выполнении заданий, применять групповые методы обучения, включая его в группу успевающих учеников, чтобы он ощутил успех в группе и возможно перенес и индивидуальный план действий
|
· Наблюдать за способностями и стимулировать их
|
· Быть инициативным на уроках, чтобы заработать авторитет
|
Неформальный лидер
| · Не давать диктовать свои условия одноклассникам
· Спрашивать не только мнение ученика, но и класс, давая другим выразить свое
| ·
| · Прислушиваться к чужому мнению
· Учиться слушать и уважать мнение другого
|
Безответственность
| · Давать поручения, от которых будет зависеть деятельность класса
· При систематическом невыполнении заданий, временно отказать во внимании
| · Показывать образец ответственности на своем примере
· Подбирать мотивационные стимулы для следования обещаниям, согласно особенностям ребенка
· Давать почувствовать дискомфорт от нарушения обещаний, невнимательного отношения родителей к его просьбам
· Подарить домашнее животное, чтобы он заботился о нем
· Показывать значимость мнения ребенка в семье для повышения его самооценки, таким образом, показывая свое доверие и уверенность в выполнении обязательств
| · Участвовать в общественных делах класса, школы
· Добросовестно относиться к порученным делам
· Выбирать для выполнения только достижимые задания
|
Приоритет зубрежки
| · Предлагать задания в форме, где «зубрежка» будет исключена из средств выполнения, например, задания для развития мышления. привлечения ранее полученных знаний, конкретного применения на практике
· Научить ребят различным способам запоминания информации
| · Следить за способом подготовки домашних заданий
· Показывать непродуктивность зубрежки, предлагая другие формы запоминания информации
| · Не ограничиваться только чтением учебника, не стараться дословно заучивать материал
· Практиковать пересказ
· Освоить и практиковать смысловые способы запоминания информации или ассоциативные
|
Стремление угодить учителю
| · Выявить мотивы такого поведения
· Не поощрять подобных действий ребенка
· Не выделять из классного коллектива без заслуженного повода
· Сказать, что вы его цените и принимаете таким, какой есть. «Ты можешь мне помогать, если есть искренняя потребность, я ценю помощь, но на оценки это не влияет»
| · Одобрять и хвалить ребенка, отмечая ценность его достижений
· Выражать свою поддержку и любовь
· Принимать его таким, какой он есть, почаще говорить об этом, чтобы желание заслуживать любовь окружающих ослабевало
· Перестать подавать подобный пример самим
· Снизить ценность отметок
· Беседовать о целях ребенка, его планах, школьных делах, обсуждая продуктивные стратегии достижения цели вместо стремления угождать
|
Разобраться в себе, ответить на вопрос «Почему я стремлюсь угождать учителю», «Есть ли другие способы достижения своих целей?»
|