Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет-ресурсы. Представление и воображение




Речь

Представление и воображение

Представление - это образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Воображение - это создание новых образов путем переработки (комбинирования и творчества) материала, полученного в прошлом опыте. Воображение тесно связано с мышлением.

Представления и воображение по степени яркости, полноты и достоверности бывают четкими, красочными и даже объемными, либо смутными, размытыми, мало конкретными.

Наличие представлений и воображения - это то, что отличает человека от других представителей животного мира. Только человек начинает деятельность с представления ожидаемого результата труда.

Без воображения, без мечты, без фантазии жизнь была бы очень скучной и примитивной, не было бы искусства, развития техники, совершенствования орудий производства.

Воображение бывает непроизвольным, возникающим ситуативно, и произвольным (волевым), направленным на образное представление конструируемой детали.

Выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение - это процесс создания нового образа по описанию, схеме, чертежу или рисунку. Например, по географической карте путешественник может воссоздать характер местности, в которой он еще не был.

Творческое воображение - это процесс самостоятельного создания образов таких предметов и явлений, которых еще нет в действительности. Так, например, конструктор рисует в своем воображении образ автомобиля XXI в.

Представления и воображения бывают также единичными и общими. Единичные - предельно конкретны (учебник физики, дуб). Общие - относятся ко многим сходным предметам и явлениям, к целому классу предметов (книга вообще, дерево вообще и т.д.).

Развитое воображение и представление особым образом характеризуют личность человека (например, характерная повышенная внушаемость).

К сведению:

Студенты-медики обычно «переболевают» всеми изучаемыми в вузе болезнями.

Неосторожное слово врача может спровоцировать воображаемую болезнь; неосторожное слово педагога затруднить усвоение учебного материала.

Речь - это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

Язык - это средство общения и система словесного выражения мыслей.

Свойства речи

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Функции речи

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, её эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Функиия сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Виды речи

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Монологическая речь - это речь одного человека, в течение от­носительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, алишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

 

 

1. Тема лекции № 3. Психология эмоциональных состояний: базовые эмоции, настроения, чувства, высшие эмоции. Экстремальные эмоциональные состояния.

2. Мотивация:

- создание потребности понимать сущность основных эмоциональных и психических состояний (своих и окружающих) в целом и с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование потребности к самопознанию на основе понимания зависимости своих собственных эмоциональных состояний от специфики внутренних и внешних средовых воздействий и саморазвитию, самосовершенствованию;

- формирование потребности в развитии навыков в регуляции и самоуправлении эмоциями и психическими состояниями;

- формирование толерантности к окружению (взаимоотношения с близкими, пациентами, коллегами) на основе полученных знаний о природе эмоциональных состояний

3. Учебная цель: дать знания о сущности и особенностях психических состояний, о психологии эмоций. Развивать способность к самонаблюдению за своими психическими и эмоциональными состояниями; к наблюдению за состояниями, реакциями и поведением окружающих.

4. Воспитательная цель: сосредоточить внимание студентов на этико-деонтологичес-ких аспектах проблемы дифференциальных различий окружающих людей человека в зависимости от его индивидуальных психологических особенностей; на необходимости саморегуляции, психогигиены, профилактики психических и эмоциональных дисфункций.

5. Задачи лекции:

1) Дать базовые знания об основных эмоциональных состояниях (определения, классификации, функции);

2) Сформировать представления о дифференциальных различиях окружающих людей, о многообразии проявлений эмоций на уровне отношений, деятельности, поведения.

3). Обозначить проблему психогигиены и профилактики сохранения психического здоровья и активности; способов саморегуляции эмоциональных состояний.

4) Развивать способность оперировать приобретенными знаниями о природе психических и эмоциональных состояний; аргументировано отстаивать свою точку зрения на реакции и поведения человека, учитывая эмоциональные состояния окружающих людей.

5) Развивать навыки психологической устойчивости и терпимости к окружению (взаимоотношения с близкими, пациентами, коллегами) на основе понимания их особенностей.

6. Реализация задач - план лекции:

1. Эмоции как феномен. Функции эмоций.

2. Виды эмоций: базовые эмоции, настроения, чувства, высшие эмоции.

3. Экстремальные эмоциональные состояния: страсть, фрустрация, аффект, агрессия, стресс.

8. Оснащение лекции: мультимедийный комплекс, презентация.

9. Литература по данной теме (рекомендуемая для студентов и для преподавателей при подготовке к лекции):

1. Лукацкий, М. А. Психология:учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача).

2. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008.

3. Немов, Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2003. - 352 с.

4. Изард, К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с. - (Мастера психологии).

5. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

 

ЭБС «Университетская библиотека on line»: http://www.biblioclub.ru/

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, Астрель, 2008.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Мирошниченко, И. В. Общая психология. Конспект лекций / И. В. Мирошниченко. - М.: А-Приор, 2007.

4. Немов, Р. С. Психология. Словарь-справочник: в двух частях / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

5. Ритерман, Т. П. Психология. Полный курс / Т. П. Ритерман. - Щелково: АCT, 2010.

Список электронных ресурсов по психологии и педагогике*

Название ресурса Адрес
Аддиктология - психология зависимости add.net.ru/
Всероссийская ассоциация прикладного психоанализа www.vapp.ru/docs/
Всероссийская аттестационная комиссия (ВАК) http://vak.edu.ru
Единое образовательное окно http://window.edu.ru
Институт психологии и педагогики развития СО РАО. www.ippd.ktk.ru
Институт психологии РАН (ИП РАН). psychol.ras.ru/
Институт развития личности (Москва). www.ipd.ru/
Информационная сеть российской психологии www.psi-net.ru/
Мир психологии psychology.net.ru/
Московский институт аналитической психологии и психоанализа (МИАПП) http://miapp.ru/biblioteka/
НИИ психотехнологий и кафедра психоэкологии РУДН www.psycor.ru/
Портал «Гуманитарное образование» www.humanities.edu.ru
Психологический институт РАО www.pirao.ru/
Психология в России http://www.psychology.ru/links/
Северо-западный Гештальт-центр (СЗГЦ) (Санкт- Петербург). www.gestalt.sp.ru/
Флогистон flogiston.ru
КООВ гu. онлайн библиотека www.koob.ru
PSyberLink - психологическая сеть российского Интернета www.nsu.ru/psych/inte rnet/

* Примечание: ссылки на указанные электронные ресурсы действительны на сентябрь 2012 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.