Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые (фундаментальные) эмоции по К. Изарду




Американский психолог К. Изард рассматривает эмоции не только как основную мотивирующую систему, но и как личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию. Он выделил десять фундаментальных эмоций, каждая из которых обладает свойственной ей уникальными мотивационными качествами, особенностями выражения и переживания их субъектом.

Интерес-возбуждение. Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция, исключительно важный вид мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. У индивида, испытывающего эмоцию интереса, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения и освоения информации, обследование новых объектов, возбудивших интерес. Если бы человек жил в стабильном, вечно неизменном мире, возможно, в эмоции интереса не было бы нужды, потому что основная детерминанта интереса - восприятие изменения или новизны, связанных с внешним миром или с внутренними процессами воображения, памяти, мышления. Интерес имеет чрезвычайное значение для познавательного развития человека, для развития его отношений с другими людьми.

Удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. Каждому знакомо чувство удивления, но его трудно описать. Причины: длится очень недолго, а в момент удивления отсутствуют мысли, как будто обычные мыслительные процессы остановлены.

Если удивление столь быстро проходит, то какова его функция? Ответ: в подготовке индивида к успешным действиям с новым или внезапным событием или рядом таких событий, т.е важная роль в познавательном развитии.

Радость-удовольствие - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, не определена. Функции радости:

- характеризуется чувством уверенности и значительности, чувством, что ты любишь и любим;

- уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью;

- облегчает взаимодействие, вызывая отзывчивость (восприятие радостной улыбки увеличивает радость того, кто ее видит;

- облегчает повседневную жизнь (повторяющаяся радость увеличивает устойчивость к фрустрации, способствуя уверенности человека);

- радость может привести человека к успокоению, если он охвачен напряжением, страданием, гневом;

- радость тесно связана со счастьем (счастливые люди чаще радуются, более уверены в себе, более оптимистичны и более успешны в жизни чем несчастный;).

Горе-страдание. Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической эмоции (снижает активность). Страдание весьма важная фундаментальная эмоция. Страдать - значит быть печальным, упавшим духом, обескураженным. Страдая, человек может чувствовать одиночество, изолированность, оторванность от людей. Он чувствует себя потерпевшим поражение и отвергнутым, причем отвержение может быть как явным, так и воображаемым. Страдание выполняет (согласно Томкинсу) три функции: сообщает человеку и тем, кто его окружает, что ему плохо; побуждает предпринять определенные действия, чтобы уменьшить страдание или устранить его причину; обеспечивает умеренную негативную мотивацию, которая является необходимой, чтобы заставить человека решать свои проблемы и проблемы других.

Горе - это обычно реакция на потерю, утрату. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической. Горе обладает большим приспособительным значением для индивида. Оно дает возможность человеку «превозмочь себя», приспособиться к потере. В некотором смысле горе является способом отдать дань потерянному любимому человеку. Некоторые внешние проявления горя могут выполнять коммуникативную функцию, вызывая сочувствие и помощь.

Гнев-ярость. Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер. Частая причина гнева - чувство физического или психологического препятствия к достижению желаемого. Другие причины гнева: личное оскорбление, повседневные фрустрации, прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-то против желания.

Важно: низкие уровни гнева можно подавлять в течение длительного времени, что сопряжено с вредом для здоровья и с риском крайнего взрыва гнева. В ряде случаев небольшой, регулируемый гнев может быть источником психологической силы субъекта (веры в себя). Неспособность выразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить психосоматическим расстройствам.

Ярость – это сильный, неконтролируемый гнев, который нарастает до определённой точки - переломного момента, и после которой идет либо плавный спад накала чувств до успокоения, либо резкий скачок вверх. Ярость возникает из гнева: когда человек злится на что-то, чтобы справиться с проблемой, злость нагнетается и переходит в ярость. Это переполнение энергией, буквально распирающей человека. При этом намерение действия, которое сопровождается яростью, скорее разрушительное, а действие удаётся, потому что поток энергии колоссальный. Ярость возникает как реакция на разрушение какой-либо внешней или внутренней преграды, При этом преграда должна бесить. Ярость сопровождается желанием уничтожить эту преграду (одушевлённую либо неживую), и, что важно, ощущением, что это удастся.

Но ярость отличается от злости не только силой. Злиться можно и на что-то справедливое, а ярость возникает, когда препятствие, как объект злости, обязательно должно быть преодолено, когда терпеть существующее положение дел нет ни сил, ни желания. Ярость возникает, когда текущая ситуация не устраивает максимально сильно, и когда есть ощущение, что с ней можно справиться.

Отвращение-возмущение.Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с гигиеническими, идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение тесно связано с гневом, однако обладает рядом отличительных черт. Само по себе оно не столь опасно, как гнев. Предполагают, что объект гнева захватывает внимание сильнее, чем объект отвращения, который, скорее всего, способствует переключению внимания на что-либо другое. В некоторых отношениях отвращение в сочетании с гневом может мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивирует гнев, а отвращение - желание «избавиться от кого-либо или чего-либо».

Презрение-неуважение. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям. Ситуации, вызывающие презрение, — это те, в которых индивиду необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, культурнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Ситуации, вызывающие ревность, жадность и соперничество, создают почву, питающую презрение. Презрение - основная эмоция во всех видах предрассудков, включая расовые и этнические. Оно является отстраненным переживанием, побуждающим к агрессии, проявляющимся в обмане.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой угрозе и опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналом опасности. Угроза и потенциальный ущерб могут быть физическими или психологическими. Страх сильно сокращает число степеней свободы в поведении и переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность в зависимости от своей интенсивности. Появляется чувство недостаточной надежности, опасности и надвигающегося несчастья, человек ощущает угрозу своему физическому существованию или психологическому Я. Страх как эмоция имеет большую силу и оказывает значительное воздействие на восприятие, мышление и поведение индивида: по сравнению с другими эмоциями оказывает наиболее сдерживающее влияние: страх ограничивает восприятие, и человек становится функционально невосприимчивым к большей части перцептивного поля; замедление мышления характеризует его более узкий объем и более негибкие формы.

Стыд-застенчивость.Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Стыдясь, человек чувствует себя объектом презрения и насмешки. Присутствует ощущение беспомощности и неадекватности. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение. Переживание стыда начинаются с интенсивного усиления осознания своего Я. Осознание Я настолько доминирует в сознании, что когнитивные (познавательные) процессы резко затормаживаются, приводя к резкому увеличению вероятности ошибок. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, но может возникать и в уединении. У застенчивых людей часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. Стыд имеет две функции: он увеличивает чувствительность индивида к мнениям и чувствам других и таким образом способствует социальной ответственности. В то же время, он может играть значительную роль в развитии самоконтроля и самостоятельности.

Вина-раскаяние. Вина связана, прежде всего, с осуждением своего поступка самим индивидом. Она включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Причины вины широко варьируют от индивида к индивиду, от культуры к культуре. С психоаналитической точки зрения, вина возникает как напряжение между Ид и Супер-Эго по причине нарушений ценностей или стандартов поведения, которые характерны для Супер-Эго.

В гуманистической психологии одной из возможных причин возникновения вины является «потеря возможностей» в интеллектуальной, социальной, эмоциональной и физической сферах. Однако субъект может пренебрегать этими возможностями и отказываться от их развития. Этот отказ, согласно американскому психологу Р. Мэю, приводит к развитию вины и совести, восполняя стыд в воспитании социальной ответственности, способствуя психологической зрелости.

Чувства - более устойчивые психические состояния, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер: выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Чувство конкретно и предметно: человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Это переживание по отношению к кому-то/чему-либо, всегда связанное с мотивами и потребностями, выражены по характеру и выражают устойчивое эмоциональное отношение человека к каким-либо конкретным объектам: реальным людям, предметам, событиям.

Одно и тоже чувство может проявляться или реализовываться в разных эмоциях: чувство любви → в радости, печали, гнева, обожания, негодования.

Важное свойство чувств - амбивалентность (двойственность ) - в одном и том же чувстве могут объединяться, переходить друг в друга разные по знаку эмоции (Дадонов Б.И. Эмоции как ценность, 1977).

В зависимости от направленности чувства подразделены на:

- моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),

- интеллектуальные (чувства связанные с познавательной деятельностью),

- эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),

- практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Соотношение эмоций и чувств

- влияние на эффективность деятельности человека (активизация - стенические чувства или угнетение - астенические чувства);

- внешнее проявление (для страха, радости, горя и т.п. характерны только им присущие внешние эмоциональные признаки поведения человека);

- динамика (изменчивость во времени);

- полярность (любовь-ненависть).

- амбивалентность (двойственная противоречивость: ненавижу, потому что люблю;

- субъективность.

Чувства субъективны и меняются по отношению к одним и тем же предметам и явлениям в зависимости от особенностей психических состояний личности, от состояния здоровья и других причин. Например, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета (в христианстве - это символ радости, света, в мусульманстве - символ траура).

 

Настроения - более длительные эмоциональные состояния. Настроение - это относительно слабое, но длительное эмоциональное состояние. Например, хорошее настроение от утренней встречи с друзьями может сохраниться на целый день.

С.Л. Рубинштейн выделил следующие особенности настроения:

- настроение не предметно, не ситуативно, оно личностно (просто радостно, грустно);

- это общее разлитое состояние (не приурочено к ситуации);

- зависит от состояния здоровья, от тонуса, от происходящих событий, от отношения к миру, но это не всегда осознается человеком.

А.Р. Лурия: настроение - бессознательная оценка человека успешности/неуспешности происходящего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.