КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие способностей
Способности Способности – индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), но обуславливают легкость и быстроту: а) усвоения новых знаний; б) обучения новым способам и приемам деятельности. Способности - это динамика приобретения новых знаний и способов действий, готовность человека к успешному овладению и осуществлению деятельности определенного вида. От способностей зависит скорость, легкость, глубина, прочность процесса овладения знаниями. Для развития способностей необходимы: üприродная основа; üсоответствующие условия (возможности семьи, качество воспитания, специальное обучение, талантливые педагоги, проч.) Способности проявляются и развиваются в значимой, высокомотивированной деятельности которая аккумулирует вокруг себя все интересы. Уровни развития способностей (рисунок 1) Ø Задатки Ø Одаренность Ø Талант Ø Гениальность
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности НС, которые составляют природную основу развития способностей. Это исходный многозначный материал, не имеющий направленности, поскольку на основе одних и тех же задатков возможно развитие многих способностей. Одаренность - единство общих способностей, определяющих диапазон интеллектуальных возможностей и видов деятельностей, в которых человек может достичь успеха (художественных/ интеллектуальных, практических/научных, пр.). Характеристики одаренности: •собранность; •внимательность; •постоянная готовность к деятельности; •настойчивость и упорство в достижение цели; •интеллект выше среднего уровня; •постоянство в области интересов, развитое чувство ответственности. Два вида одаренности а) общая интеллектуальная одаренность - очень высокий уровень успешности овладения знаниями в разных областях; б) художественная творческая одаренность в специальной деятельности (в пред-метных сферах – виды искусства, литература, лингвистика, точные науки и т.д.). Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных, математических и т. д.). Характеристики таланта: •принципиальная новизна; •творчество; •оригинальный подход. Для деятельности талантливых людей характерна неравномерность проявления способностей и чередование периодов подъемов и спадов (в среднем 6-7-лет). Проявление и развитие таланта зависит: üот активности самого человека; üот внешних условий (материальное благосостояние, хорошие педагоги, соц. поддержка, проч.); üот стиля отношений в семье, учебном заведении. Важно для развития способностей: - демократический стиль воспитания; - отсутствие жесткой регламентации поведения; - наличие творческих образцов для подражания; - учет самостоятельных выборов индивида. Гениальность – высший уровень развития способностей общих и специальных, высшая степень творческих проявлений личности в широком диапазоне областей приложений (Леонардо да Винчи, М. Ломоносов и др.). Основу гениальности составляет одаренность в различных областях. Гении – это творческие личности, достижения которых образуют эпоху в отдельных областях. Например: Леонардо да Винчи - Эпоха Возрождения; И. Ньютон - Эпоха классической физики (механики); А. Эйнштейн - Эпоха теории относительности.
Рисунок 1. Уровни развития способностей Классификации способностей I. Классификация Е.И. Рогова включает: - актуальные способности, значимые для наличных ситуаций; - потенциальные способности, составляющие резервы психики, в пока невостребованных ситуациях. Схема 10
II. Классификация Л.Д. Столяренко включает две группы способностей: 1. Природные (естественные) способности. 2. Специфические человеческие способности Схема 11
Комментарии: Природные (естественные) способности – биологически обусловленные способности, которые связаны с врожденными задатками и формируются на их основе через механизмы научения по типу образования условно-рефлекторных связей: • сенсорные способности, связанные с работой органов чувств (восприятие сигналов внешней и внутренней среды); • двигательные (скорость, точность движений); • сенсомоторные (управление психической деятельностью на основе координации сенсорных и моторных компонентов психики). Специфические человеческие способности – сложные способности общественно-исторического происхождения, значимые для жизни и развития в социальной сфере (общение, орудийная деятельность). Общие способности - успехи в различных видах деятельности и общения: умственные способности, память и речь, точность/тонкость движений рук и т.д. Специальные способности - успехи в отдельных видах деятельности и общения на основе природных задатков и уровня их развития (литературные, технические, математические, художественные, спортивные). Теоретические способности - склонность к абстрактно-логическому мышлению, оперирование понятиями, логические рассуждения. Практические способности - склонность к конкретно-практическим действиям. Учебные способности - успешность усвоения человеком ЗУН, формирование качеств личности. Творческие способности - создание произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Коммуникативные способности (к общению и взаимодействию) – эффективность личности в общении с другими, психологическая совместимость в совместной деятельности. Предметно-деятельностные способности – успешность взаимодействия людей с природой, техникой, художественными образами, знаковой информацией. Организаторские способности - организация людей на эффективную деятельность, самоорганизация человека на основе умения распределить время и силы. Таким образом, способности развиваются на основе врожденных свойств (задатков, одаренности) в процессе организации определенных условий развития индивида и в определенных (стимулирующих) видах деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |