КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение мотивов и мотивации с поведением и деятельностью
Основных категорий потребностей по А. Маслоу (схема 12) 1. Физиологические: голод, жажда, сон, секс, т.п. 2. Экзистенциальные: безопасность существования, стабильность и комфорт условий жизни. 3. Социальные: межличностные и групповые связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность. 4. Престижные: самоуважение, уважение от других, признание, достижение успеха и высокой оценки, карьера, профессиональный рост. 5. Духовные: познание, развитие, самоактуализация, самовыражение, самореализация. Схема 12
Сущность категорий «мотив» и «мотивация» как психологическая проблема Мотивационно-потребностная сфера - стержневая система в структуре личности. Проблема мотива и мотивации - одна из самых сложных, исследована фрагментарно, осложнена отсутствием единого взгляда на суть феномена. В основе её изучения лежат разные теоретические основания - мотивы как: потребности; установки; отношение к окружающему; направленность личности. В качестве мотива выступают разные феномены: а) потребность; б) осознанное побуждение; в) опредмеченная потребность (осмысленная); г) устойчивое свойство личности; д) личностная диспозиция (предрасположенность к действию). Каждая школа изучает разные аспекты проблемы: ü порождение и условия развития мотивов; ü мотивация как самостоятельный феномен (структура, динамика ее развития); ü классификации групп мотивов; ü развитие и становление личности. Основные подходы в зарубежной психологии 1) Психофизиологический подход: мотив – проявление влечений (инстинктов), а мотивацию сводят к стимуляции и научению. 2) Когнитивный подход: мотив как осознанное побуждение к удовлетворению потребности. Современная зарубежная психология (Евр., США) изучает влияние внешних факторов на силу мотивов деятельности: а) в менеджменте (принципы и способы управления производством и ресурсами); б) в предпринимательстве (стимуляция поведения); в) в спорте. В отечественной психологии хорошо изучены: ü мотивация учебной деятельности школьников и студентов; ü особенности профессиональной мотивации в педагогической, инженерной, управленческой деятельности. В последние годы при переходе к рыночным отношениям высок интерес к проблеме влияния мотивации на профессиональную деятельность в целом. В частности, развитие мотивации в процессе обучения в вузе - интерес к профессии, профессиональному росту, потребности состояться как специалист. Современная психология мотив понимает как: - цели, идеи, которые побуждают человека к какой-либо деятельности; - психические процессы; - психические состояния готовности – принятие решения достичь/не достичь чего-либо; - интересы, убеждения, ценности, ценностные ориентации, которые побуждают человека вести себя в соответствии с моральными убеждениями, социальными нормами; - привычки; - установки. В монографии Е.П. Ильина «Мотив как устойчивое свойство личности» (1996) на основе обобщения исследования проблемы дано определение: Мотив – это сложное интегральное образование, т.е. это и побуждение, и потребность, и свойство личности, а общее положение для всех школ – тесная связь мотивов и мотивации с поведением и деятельностью человека. Отечественная психология использует категорию «деятельность», ставя акцент на ее осознанность. Именно способность к деятельности отличает человека от животных. Для развития человека как личности ему необходима деятельность, где он проявляет себя как личность. Деятельность - это сознательная целенаправленная активность человека по созданию материальных и духовных ценностей, активное взаимодействие с окружающей действительностью, где человек выступает как субъект, активно воздействующий на объект для удовлетворения потребностей и реализует поведение. Исходным моментом деятельности являются потребности конкретного человека, которые по мере осознания и оценки возможностей их реализации трансформируются в цели деятельности. Преобразованию идеальной цели деятельности в конкретный результат способствует осознанное побуждение - мотив. Цель деятельности - приспособление и преобразование внешней среды под потребности личности. От деятельности следует отличать поведение, для которого характерно преобладание ситуационной активности. Основу любого (осознанного/неосознанного) поведения составляет его конкретная направленность, определяемая актуальной потребностью и ситуационными ограничениями для приспособления к среде. Варианты: а) ситуация может способствовать/препятствовать реализации мотивов; б) ситуация может навязывать выбор мотивов, но при этом мотив – это всегда предмет, отвечающий наиболее актуальным потребностям субъекта и представляется вполне достижимым в заданной ситуации, определяя цели и способы поведения. Поведение – внешне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности; исполнительное звено на уровне взаимодействия целостного организма с миром. Источник поведения – природные и социальные потребности. Поведение в целом – эта система последовательных действий для реализации практического контакта со средой в соответствии с конкретными условиями. Цель поведения - адаптация к среде. Основа поведения - единство звеньев психики:
Деятельность и поведение всегда имеет мотив. Основные характеристики поведения живого организма: а) целенаправленность; б) опосредованность отношением к тем свойствам среды, от которых зависит удовлетворение потребностей и сохранение жизни; в) инструментальность. Поведение человека общественно обусловлено. Его характеристики: ü сознательность, ü произвольность, ü целеполагание, ü коллективный характер, ü созидательность. Любая деятельность осуществляется в непрерывно изменчивых внешних условиях. В эволюции появляются жизненно необходимые психические формы управления практическим взаимодействием субъекта окружающей действительностью: побудительные, инструментальные, контролирующие. В филогенезе особое значение принадлежит ориентировочно-исследовательской деятельности (ОИД) - реакции на новизну ситуации и предмета потребности, на основе обследования окружающих объектов и формирования образа ситуации. ОИД - основа ориентации в пространстве и регуляции двигательной активности в соответствии с условиями поставленной задачи. Усложнение и разнообразие ОИД в процессе практического взаимодействия с окружающей действительностью детерминировало эволюцию психики. Общая закономерность поведения человека – это всегда сложная аналитическая и синтетическая рефлекторная деятельность на основе физиологической деятельности ГМ, но не сводимая к ней. Основной вид человеческой деятельности - труд - играл решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека. С трудом генетически связаны все ее другие виды (игровая, учебная, профессиональная, проч.). В ходе социально-исторического развития на основе труда возникает особая общественно-необходимая теоретическая Д. - умственный труд. Основные элементы структуры и содержания материальной и духовной деятельности: - мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; - цели - результаты, на достижение которых деятельность направлена; - средства осуществления деятельности. На уровне человека поведение регулируют нормы нравственности и права, обозначая действия человека по отношению: Ø к предметному миру; Ø труду (быту, производству, творчеству); Ø обществу, другим людям; Ø себе любимому или нелюбимому. Единица поведения - действие или поступок, выражающий внутренние принципы и позицию личности. «Поступок есть манифестация личности во внешний мир» (М. Бахтин). Деятельность состоит из действий (умственных и практических). Реализация цели деятельности и ее начало разделены во времени. Для достижения конечного результата обычно нужно выполнить ряд действий, направленных на достижение промежуточных частных задач (целей). Действия состоят из психологических актов - актов зрительного восприятия и переключения внимания, двигательных актов и проч., которые отличаются от действия отсутствием собственной цели, поскольку они подчинены целям действия. Например, чтобы забить гол в футбольном матче, необходимо обвести защитника, сделать ряд обманных маневров для введения вратаря в заблуждение, произвести удар по воротам. В отечественных исследованиях показано: 1) Протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств реализации. 2) Внешние материальные действия в онтогенезе последовательно изменяются и сокращаются на основе определенного психологического механизма - интериоризации. Интериоризация - психологический механизм усвоения и перевода внешних действий во внутренний план. Так формируется инструментальные свойства психики: знания, умения, навыки (ЗУН) и способы действий (орудийных, предметных). На этой основе формируются идеальные (умственные) действия, которые обеспечивают всестороннюю ориентировку личности в окружающем мире. В процессе деятельности у человека формируются психические образования, включающие знания, умения, навыки. В знаниях заключена полученная информация. При соединении знания с практикой формируются умения. При многократном выполнении действий происходит их автоматизация, превращение в навыки. При сформированном навыке человек выполняет данное действие практически без контроля сознанием. Например, мы ходим, бегаем, пишем, не думая о том, как мы это делаем. Деятельность может осуществляться на двух уровнях: репродуктивном и творческом. Историческое развитие общества, НТП, усложнение технических средств и технологий с детства изменяет деятельность человека, определяя уровень его развития и сознания. Становление личности в онтогенезе закономерно связано с изменением характера и содержания деятельности в процессе взросления по мере роста психофизиологических возможностей индивида, расширения его жизненного опыта, необходимости выполнять все более сложные требования окружения. Каждый возраст имеет свой ведущий тип деятельности, в котором формируются новообразования психики - новые психические процессы и свойства, качества личности. (Более подробно в теме № 6). В поведении и деятельности выделяют 2 функционально связанные стороны
Потребности, мотивы и мотивация придают направленность деятельность. Схема 13 В процессе деятельности иерархия мотивов меняется, усложняется и зависит от характера цели. Разные цели у разных людей в одной и той же деятельности определяют разные мотивы, действия, способы и средства. На выбор средств и способов действий влияет мотивация, которую сопровождают положительные/отрицательные эмоциональные состояния (радость/неудовольствие, страх/страдание). От силы мотивации зависит уровень психофизиологического напряжения: возбуждения/торможения, мобилизации/пассивности, взволнованности/равнодушия, прилива/упадка сил. Высокая мотивация – источник высокой работоспособности и высоких результатов. Осознанная/неосознанная мотивация всегда обусловлена внутренними / внешними причинами. Внутренние причины – психологические свойства личности (мотивы, цели, потребности). Внешние причины – внешние условия и обстоятельства (ситуативные стимулы – поощрение, вознаграждение, наказание). Но в любом случае важна эффективность и продуктивность деятельности согласно функциональному анализу деятельности (Е.А. Климов). Схема 14 1.4 Классификация мотивов. Классификация профессиональных мотивов. Функции мотивов. Деятельность и поведение всегда имеет мотив. В немотивированной деятельности мотив скрыт от самого субъекта или от наблюдателя до некоторого времени. Но человеческая деятельность обычно полимотивирована – направлена несколькими мотивами на удовлетворение нескольких потребностей. Единой классификации мотивов нет, т.к. используют разные основания/критерии. 1. По содержанию: - биологические (голод, жажда, сенсорная мотивация, пр.); - социальные (общение, власть, альтруизм, пр.); - мотивы уважения и самоуважения; - мотивы самоактуализации. 2. По видам Д. (классическая отечественная психология): ü общение; ü игра; ü учение; ü мотивы труда; ü профессиональные мотивы. 3. По времени проявления: - постоянные (длительное время) - ситуативные, обусловленные содержанием и длительностью ситуации (напр., интересное/не-интересное общение); - кратковременные (ограниченное время, напр., жажда/голод). 4. По проявлению в поведении и деятельности: - актуальные (проявляются в фактическое время и побуждают к конкретной активности); - потенциальные (сформированы в личности, но не проявляются в настоящее время). 5. По источнику возникновения: - широкие социальные мотивы (общение, достижение успеха/власти/помощи); - процессуально-деятельностные (интерес к результату или процессу (творчество); - поощрительно-стимульные мотивы (повышение зарплаты, должность, соц. статус). 6. По силе проявления: сильные, умеренные, слабые. 7. По степени устойчивости: сильные, средние, слабые.
В классификации Е.П. Ильина (специалиста по проблеме мотивации) выделены: ü мотивы продуктивной деятельности (получение определенных материальных благ); ü мотивы побуждения общего характера (труд сам по себе, удовлетворение в самореализации); ü мотивы выбора профессии (например, общительные люди выбирают коммуникативные виды труда); ü мотивы выбора места в профессии (оценка внешней ситуации – удаленность рабочего места, оценка своих способностей и возможностей). Мотивы всегда носят побудительный характер - поощряют к деятельности, играют большую роль в развитии способностей и т. п. Функции мотивов представлены в таблице 7. Таблица 7. Функции мотивов
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |