Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура волевого акта

Психология воли

Все, что делает человек, может быть разделено по степени осознанности на непроизвольные и произвольные действия (непроизвольно - т.е. ситуативно, без волевых усилий, импульсивно; произвольно - это значит осознанно, с применением волевых усилий).

Воля - это процесс мобилизации усилий личности для преодоления трудностей, стоящих на пути к сознательно выбранной цели.

На подготовительном этапе, исходя из потребностей личности происходит осознание цели, определяется способ действий по преодолению трудностей, реализуется борьба мотивов и принимается конкретное решение.

На этапе выполнения прилагаются усилия для исполнения принятого решения, для превращения осознанной цели в конкретный результат деятельности;

На заключительном этапе осуществляется анализ полученных результатов деятельности, степень их соответствия планируемой цели.

Нельзя стать волевым человеком, сформировать у себя волевые качества без многократного повторения волевых поступков. Только опыт сознательного преодоления трудностей во имя значимых целей позволяет достичь желаемого результата. (Например, быстро подняться на зарядку по звонку будильника; умываться холодной водой; своевременно закончить игру и сесть за приготовление уроков. По такой цепочки формируются волевые качества школьника).

Волевые качества личности: самообладание-целеустремленность, решительность-мужество, самостоятельность-настойчивость, смелость-инициативность, дисциплинированность-выдержка.

Сильная воля позволяет человеку достичь больших успехов в учебе, работе и спорте, стать уважаемым человеком в кругу сверстников, педагогов и родителей, избежать многих соблазнов, избавиться от вредных привычек. Писатель А. Бек считает, что на войне «есть воля - есть человек. Нет воли - нет человека». Это утверждение с успехом может быть применено и к обыденной жизни (схема 15).

Схема 15

Ситуации, когда необходима волевая регуляция · когда принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного основания в настоящий момент;
· когда осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему;
· когда необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

 

Ситуации, когда необходима волевая регуляция:

- когда принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного основания;

-когда осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему;

- когда необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение мотивов и мотивации с поведением и деятельностью | Функции воли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.