КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 8 (обзорная)
Понятия «здоровья», «психическое здоровье» в медицине и психологии. Психосоматическое здоровье как мультидисциплинарная проблема. Отношение человека к болезни. Психологические последствия заболеваний. Забота о здоровье и психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья. Самосознание, схема и образ тела. Стресс: психологические и психосоматические реакции. Общий адаптационный синдром. Способы совладания со стрессами. Внутренние конфликты и психологические защиты. Основные вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Понятия «здоровья», «психическое здоровье» в медицине и психологии. 2. Социопсихосоматический подход в медицине к человеку. 3. Внутренняя картина здоровья. 4. Психосоматическое здоровье как мультидисциплинарная проблема. 5. Психологические факторы, влияющие на состояние здоровья: - стресс; - внутренние конфликты; - схема и образ тела: физическое Я как элемент самосознания. 8. Психологические аспекты обследования. Краткое содержание лекционного материала
1. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования: понятие «здоровье» в медицине и психологии Активная долгая жизнь - важный человеческий фактор, в основе которого лежит здоровье. Здоровье – категория общественная. Ущерб от болезни испытывает не только сам пациент, но и общество от потерь, связанных с болезнью граждан, что особо ощутимо сказываются на состоянии общества в целом при эпидемиях. О здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Это актуальные вопросы воспроизводства общества в широком смысле. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью. В современных науках о человеке проблема здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план. Здоровье человека является предметом комплексного междисциплинарного исследования - философии, психофизиологии, социологии, психологии Надо отметить, что в науке полной нет удовлетворительной дефиниции понятия «здоровья», что отражает множественность моделей здоровья. Таблица 16. Модели здоровья
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное ВОЗ. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ, 1946). Из определения ВОЗ следует, что здоровье включает три компонента: физический, душевный (психический) и социальный. Физическое здоровье - естественное состояние организма с нормальным функционированием всех его систем и органов: организм человека как саморегулирующаяся система правильно функционирует и развивается при норме работы всех органов и физиологических систем. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, которое характеризует общий душевный комфорт, обусловленный биологическими и социальными потребностями, обеспечивая адекватную регуляцию поведения. Психическое здоровье зависит от состояния ЦНС, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Социальное (нравственное) здоровье - это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека - его жизни в определенном человеческом обществе. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые делают их настоящими гражданами. Отличительные признаки нравственного здоровья: сознательное отношение к труду, овладение культурным наследием, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Если физически и психически здоровый человек пренебрегает нормами нравственности, возможно нравственное уродство. Социальное здоровье - высшая мера человеческого здоровья: духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, долгую молодость духа и внутреннюю красоту. Таблица 17. Шесть основных признаков здоровья
Так, согласно определению ВОЗ здоровье включает три компонента: физический, душевный (психический) и социальный. Из этого следует и предполагается необходимость для выявления здоровья: · установить отсутствие физических дефектов; · подтвердить отсутствие признаков всех известных болезней; · выявить физическое, социальное и душевное благополучие. Но для практического использования определение ВОЗ неудобно, поскольку: а) диагностика отсутствия всех болезней - это экономически затратная процедура; б) в разных обществах и культурах возможно разное восприятие феномена здоровья (в обществе потребления социальное здоровье подразумевает наличие материальных благ; в духовном обществе – душевную чистоту, близость к Богу и т. п.). в) не раскрывает цели сохранения и важности здоровья для человека. До 2000-х гг. основным критерием здоровья считали способность к адаптации и адаптированию, способность сопротивляться, приспосабливаться и приспосабливать, способность к самосохранению. Разграничение болезни и здоровья в целом нужно только для выполнения общественных задач по обеспечению больных. Поэтому принято прагматичное решение: больные - это люди, которых врачи определили как больных, поставив им тот или иной диагноз. С традиционной точки зрения, болезнь - уменьшение адаптации индивидуума к окружающей среде. Это простое определение не является общепризнанным, но отражает ключевую сторону болезни – снижение способности индивида к труду и к активной жизни. С точки зрения медицины, если у человека есть какая-либо болезнь (дефект), значит, этот человек нездоров, при этом безразлично, какая именно у него болезнь. Тогда здоровье можно понимать, как отсутствие какой-либо болезни. С точки зрения психологии, с понятием «здоровье» ситуация иная: нет специальных понятий здоровья; человек не может быть здоров тем или иным образом, поскольку человек, имеющий физические недуги (дефекты) может сохранять психическое и социальное здоровье как личность, испытывая чувство субъективного благополучия жизни В настоящее время основной критерий здоровья - это способность и потребность в преодоление трудностей, в саморазвитии, во все более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания. Если ранее в практическом здравоохранении для установки факта здоровья часто было довольно отсутствия жалоб пациентов и отклонений при осмотре и по результатам лабораторных/инструментальных методов исследований, то сейчас этого недостаточно: необходимо учитывать субъективные психологические моменты - стереотипы, восприятие жизни и устремления индивидуума. В современном понимании развитие болезней зависит и от индивидуального поведения индивида, и от социальной ситуации. Например:
Психология определяет понятие «здоровья» через его целевую функцию. Здоровье - значимая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармонию развития личности, являясь предпосылкой к познанию окружающего мира, к ее самоутверждению и счастью. Здоровье - процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев, 1975). Исходя из данных определений, цель здоровья: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни». Выделены два основных понятия: психическое и психологическое здоровье. Психическое здоровье – это составная часть медицинского подхода к феномену здоровья, констатация отсутствия клинически выраженных проявлений психопатологии (отсутствие диагноза психического заболевания). Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Психологическое здоровье - динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития (В.Э. Пахальян). Термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психологического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов. В психологии говорят о феноменальности здоровья. Феномен здоровья состоит в следующем: ü в абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал; ü каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым; ü каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |