КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Общение, его структура и роль в деловой коммуникации
Современные социально - психологические исследования показывают, что до 70% всех управленческих решений принимаются устной форме, в процессе либо вербального, либо невербального взаимодействия между субъектами взаимодействия. Это позволяет сделать вывод о том, что характер делового взаимодействия, особенно его содержательная сторона, играет в большинстве случаев решающую роль в процессе деловых и повседневных контактов. В данном контексте рассмотрение процесса общения становится важной задачей, решение которой является необходимой как для современного управленца, так и для любого человека, в круг профессиональных, повседневных задач которого входит активное взаимодействие с людьми. Следует отметить, что общение в современном контексте делового взаимодействия развивается в соответствии с несколькими основными тенденциями, которые рассмотрены ниже. Тенденция первая: усиление роли общения, в том числе неделового. В нашумевшей статье Джона Коттера «Что на самом деле делают эффективные генеральные менеджеры?», впервые опубликованной в 1982 году и затем вторично опубликованной с новыми комментариями автора в Harward Business Review (Kotter J., 1999), были проанализированы результаты хронометрических описаний «ежедневной рутины» 15-ти успешных генеральных менеджеров 9-ти корпораций. Выяснилось, что от 70 до 90% своего рабочего времени они «общаются как одержимые». В их поведении Коттер выделил следующие характерные черты: 1. Большую часть своего времени они проводят с другими людьми. В среднем генеральный менеджер проводит только 25% своего рабочего времени один, и по большей части это время проводится им либо дома, либо в самолете, либо в поездках на работу и с работы. Почти все генеральные менеджеры не менее 70% своего рабочего времени проводят в общении с другими людьми, а некоторые проводят таким образом до 90% своего рабочего времени. 2. Они проводят это время со многими людьми, причем далеко не только со своими непосредственными подчиненными или начальниками. Они регулярно встречаются с теми, кто, как может показаться, никак не связан со стоящими перед менеджером задачами. 3. Широта тем, которые они затрагивают во время своих обсуждений, чрезвычайно велика. Они не ограничиваются планированием, определением бизнес-стратегий, проблемами персонала и другими заботами топ-менеджеров. Они обсуждают буквально все и что угодно, даже то, что лишь отдаленно связано с их бизнесом. 4. Генеральные менеджеры задают множество вопросов. В получасовой беседе некоторые из них задают буквально сотни вопросов. 5. Похоже, что во время бесед генеральные менеджеры редко принимают «большие» решения. 6. Их беседы с другими людьми обычно содержат большое количество шуток и часто касаются тем, не связанных с работой. Их юмор часто относится к другим людям в организации или в отрасли. Внерабочие дискуссии обычно касаются семейных дел или хобби. 7. В большинстве таких встреч обсуждаемая проблема относительно не важна для бизнеса организации. Генеральные менеджеры регулярно участвуют в деятельности, которую даже они сами считают напрасной тратой времени. 8. Во время этих встреч начальники редко отдают распоряжения в традиционном смысле этого слова. 9. Тем не менее, генеральные менеджеры часто пытаются влиять на других. Вместо того чтобы указывать другим, что они должны делать, генеральные менеджеры просят, уговаривают, убеждают, льстят и даже запугивают. 10. Генеральные менеджеры часто реагируют на инициативы других; большая часть дня типичного генерального менеджера не является запланированной. Даже те генеральные менеджеры, у которых есть плотный график запланированных встреч, кончают тем, что проводят большое количество времени за обсуждением тем, которых нет в официальной повестке дня. 11. Генеральные менеджеры проводят большую часть своего времени в коротких, не связанных друг с другом беседах. Обсуждение отдельного вопроса или проблемы редко длится более десяти минут. Зачастую бывает так, что в ходе пятиминутной беседы генеральный менеджер затрагивает более десятка не связанных между собою тем. 12. Они работают долгие часы. Средний генеральный менеджер работает до 60-ти часов в неделю. Хотя генеральные менеджеры могут делать часть своей работы дома, по пути на работу или во время путешествий, большую часть своего времени они проводят на рабочем месте» (Kotter J., 1999, р. 148). Межличностные отношения важны не только внутри фирмы, но и за ее пределами, в деловом взаимодействии с фирмами-партнерами, поставщиками, собственными работниками и, конечно же, - с заказчиками, клиентами, покупателями. Маркетингу транзакций теперь противопоставляется новая парадигма - маркетинг отношений, нацеленный на развитие долгосрочных и экономически эффективных отношений. Фактически речь идет о межличностных отношениях. Любые долгосрочные отношения включают определенные «даю-беру» между сторонами. Одна сторона идет на авансы и уступки, а в обмен получает нечто подобное от другой стороны, когда возникает такая необходимость. Доверие - это клей, который сохраняет тесноту отношений на длинном пути. Доверие отражает степень уверенности каждой из сторон в том, что она может положиться на честность другой. Все более распространенными становятся идеи о том, что маркетинг должен совершаться индивидуально, один на один с клиентом. В соответствии с концепцией индивидуального маркетинга к клиент необходимо относиться как к уникальному индивидууму. Только таким образом можно добиться «нерушимой лояльности» клиента. Итак - будущее принадлежит индивидуализированным, в настоящем смысле этого слова межличностным отношениям в любом деловом взаимодействии. О социально-ролевом взаимодействии, таком, например, как «продавец-покупатель» придется забыть. В результате и традиционная российская формула «Вас много, а одна», возможно, когда-нибудь и у нас будет заменена на другую: «Вы единственный для меня, а я - для Вас». Это даже похоже на любовь. Можно, конечно, представить это себе как игру по новым правилам... Но так или иначе это будет межличностное взаимодействие. Тенденция вторая: ослабление роли непосредственного общения Очевидно, что в связи с развитием виртуальных форм работы непосредственное общение несколько свертывается. Речь идет о таких явлениях, как «виртуальные переговоры», «виртуальная организация», «виртуальная сделка», «виртуальные рабочие места», «телеработа» (telework), «телекоммутирование» или «телеобмен (telecommuting), «кибер-взаимодействие»,а также Е-бизнес, или электронный бизнес (бизнес, совершаемый через Интернет), Е-торговля; или электронная торговля (торговля по Интернету), и др. Одновременное появление большого числа синонимических терминов отражает как стремительное развитие виртуального взаимодействия, так и попытку осмыслить огромные возможности этого «таинственного, дикого нового рабочего века». Виртуальная организация представляет собой группу бизнесменов, консультантов и подрядчиков, объединившихся для того, чтобы, используя взаимно дополняющие (комплиментарные) навыки участников, добиться достижения общих стратегических целей. В виртуальной команде участники разобщены географически или организационно. Их взаимодействие осуществляется с помощью различных комбинаций электронных коммуникационных систем. Они могут вообще никогда не встречаться в традиционном смысле слова. Работа на виртуальных рабочих местах предполагает, что работники действуют вдали друг от друга и от своих менеджеров. «У нас уже нет рабочего места - у нас есть рабочее киберпространство, жизненное киберпространство. Иммигранты нового поколения - виртуальные иммигранты. Они будут устраиваться на работу в других странах, даже не показывая своего лица. Вместо того чтобы перемещаться физически, люди будут перемещать свои идеи и мысли. Это совершенно новая игра, по совершенно новым правилам. И организации, не сумевшие приспособиться, умрут» (Нордстрем К., Риддерстрале Й., 2000, с. 52). Работа в виртуальной команде организуется таким образом, что коммуникации между командами и рабочие отчеты доступны на «горячей линии» участников (online) в общей коммуникационной системе, что способствует ускорению реакций на запросы глобального рынка. Компания Верифоун (Veriphone) использует так называемые эстафетные гонки. Это позволяет ей создавать новые продукты программного обеспечения быстрее конкурентов. Программисты компании в Далласе работают над проектом целый день, затем помещают результаты своей работы на горячую линию внутренней сети (intranet) своей компании. Инженеры компании Верифоун в Гонолулу берут проект, работают над ним, а затем отправляют его своим коллегам в Бомбей. Когда инженеры-программисты в Бомбее заканчивают работу, они вновь пересылают электронным образом результаты своего труда в Даллас, где уже начинается новый рабочий день, и проектом вновь займутся те, кто начал его отработку накануне. Электронные средства коммуникации делают возможной такую эстафетную гонку. Фактически участники такой эстафетной гонки обмениваются результатами своего труда через электронные средства коммуникации. Вариант дистантного обучения, который называется «электронным обучением» (по аналогии с электронным бизнесом), также получил распространение. Каждый сотрудник может проходить курс электронного обучения вечером, у себя дома и т. п. Затем он проходит тесту проверяющие степень усвоения материала. Во внутренней сети фирмы будут накапливаться данные о уровне его подготовки по разны программам, так что руководство будет постоянно получать новые данные о характере и уровне его квалификации. Это позволит принимать обоснованные решения по продвижению персонала, организации команд и др. Электронное обучение нередко кажется чем-то механистичным... В нем нет гибкости непосредственного взаимодействия. Однако распространение таких форм дистантного обучения, по-видимому, неизбежно. Мы научимся жить и в виртуальном мире. Тенденция третья: усиление роли общения в процессе создания услуг В широко известной книге Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале «Бизнес в стиле Фанк» подчеркивается еще одна тенденция, развития современного бизнеса - увеличение роли услуг. В эру новой экономики «ценность представляет уже не металлический корпус или двигатель. Совсем наоборот, ценными оказываются как раз неосязаемые веши. Приблизительно 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную, интеллектуальную части (К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, 2000, с. 25). В 1998 году более двух третей доходов компании Дженерал Электрик приходилось на долю финансовых и информационных услуг, а также услуг по послепродажному обслуживанию. Такая компания как Эриксон, - это боле чем на 50% услуги и интеллектуальный труд. В Хьюлетт Паккар и IBM эта цифра приближается к 80-90% (К. Нордстрем и Й. Рщ дерстрале, 2000, с. 100). По-видимому, в будущем деловое взаимодействие все в больше мере будет становиться совместной деятельностью по созданию услуг интеллектуальных продуктов. При этом услуги, как правило, все в большей степени будут не «оказываться», а создаваться в процессе взаимодействия производителей услуг и клиента. Деловое общение в значительной степени будет общением производителя и клиента в их совместной деятельности по созданию услуги.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |