Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефлексивное (активное) слушание

Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.

Лекция 2. Коммуникативные инструменты в деловом взаимодействии.

В целом, мы видим и слышим то, что хотим видеть и слышать. Из этого положения следует тот важный вывод, о том, что продукт нашего восприятия и предмет его очень часто не совпадают. Таким образом, несмотря на это, важнейшей функцией перцепции является обеспечение максимально взаимопонимания партнеров по общению.

Ещё один важный момент перцепции – обеспечение влияния людей друг на друга, в результате которого меняются установки, намерения, оценки или поведение в целом. Принято разделять влияние на направленное и ненаправленное. К направленному влиянию относят такие формы воздействия, как внушение, убеждение, манипуляция. К ненаправленному влиянию – заражение и подражание.

Таким образом, мы познакомились в данной лекции с основными коммуникативными тенденциями современного мира, а также с понятием общения, его структурой и краткой характеристикой компонентов, входящих в состав общения.


В целом, можно сказать, что все техники общения разделяются на две большие категории: техники пассивного (нерефлексивного) слушания и техники активного (рефлексивного) слушания. Начнем с первой, более простой категории. Нерефлексивное слушание.

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлсксивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным. Об этом говорит, такой пример. Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это им предложили оплату, которая зависела от времени, в течение которого длится речь. Некоторые участники проговорили несколько дней подряд. Почувствовав себя лучше, так как некоторым из них впервые предоставилась возможность выговориться, многие отказались от оплаты и решили, что магнитофону лучше всякого собеседника.

При нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, если поддерживать его, показывать, что вы слушаете, поскольку даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!).

Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:

- если собеседник хочет высказать свою точку зрения;

- при разговоре с вышестоящим по должности;

- если собеседник говорит о своих проблемах;

- в напряженных ситуациях;

Таким образом, нерефлексивное слушание применяемся, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Особенно важно умение слушать для руководителей. Исследования психологов показывают, что в тех фирмах, в которых руководитель способен выслушать своих подчиненных, производительность труда намного выше, чем в фирмах, руководитель которых красиво говорит, но не умеет слушать.

Почему же мы не слушаем, хотя умение слушать может дать нам возможность узнать новую информацию, не говоря уже о том, что оно способно раскрыть нам внутренний мир собеседника? Причины этого довольно тривиальны:

1. Мы не хотим тратить на выслушивание собеседника время и силы.

2. Мы не слушаем, если у нас сложилось непоколебимое мнение по вопросу, о котором идет речь.

3. Мы не слушаем, если считаем себя специалистами по рассматриваемой проблеме.

4. Мы не слушаем, если боимся критики в свой адрес (а именно критику и нужно слушать самым внимательным образом).

5. И, наконец, мы не слушаем просто потому, что нас этому не научили.

 

 

Каковы условия эффективного слушания?

· при беседе с другим, человеком нужно убрать посторонние мысли;

· в процессе слушания необходимо производить анализ скрытой в речи собеседника информации, причин, толкнувших его на разговор (почему он это говорит? почему он это говорит? почему он говорит это мне? что он хочет этим сказать? что в действительности он чувствует?);

· пока говорит собеседник, нельзя обдумывать контраргументы, это вполне можно сделать в паузах, поскольку скорость мышления примерно в 4 раза больше скорости речи:

· нужно стараться преодолевать желание сменить тему, особенно, если разговор не из приятных (иначе время для того, чтобы расставить все точки над «и» будет потеряно и ваши деловые отношения с этим человеком могут быть испорчены навсегда, тогда как причина разлада может быть эфемерной - слух, неверно интерпретированные жесты и слова);

· ни в коем случае не перебивайте собеседника, если у вас есть время с ним поговорить;

· сконцентрируйте свое внимание на сущности разговора.

Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами. Во-первых, нужно повернуться к собеседнику лицом (а не стоять к нему боком, ибо это признак незаинтересованности), если же вы сидите, то нельзя сидеть развалясь (это признак неуважения), лучше сесть прямо. Во-вторых, ваша поза должна быть открытой, т.е. руки и ноги не должны быть скрещены. В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, т.е. смотреть на него, но, конечно, не пристально. Вообще же о человеке, который не избегает смотреть в глаза своему собеседнику, складывается более благоприятное впечатление. Только при этом нужно помнить, что слишком долгий взгляд в глаза может быть воспринят вашим собеседником превратно - не как интерес к разговору, а как личный интерес к его персоне, навязчивость или враждебность.

 

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интеракция-это организация какого-либо взаимодействия между людьми, нечто, предполагающее совместную деятельность субъектов | Психологические сигналы при вступлении в контакт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.