Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа Б. Беттельгейма

Онтогеническая школа Сони Шенкман при Чикагском университете была создана для детей с нервными расстройствами в 30-е годы нашего века. Её директор — Бруно Беттельгейм —ученик знаменитой Венской школы психоанализа: Воспитанники Б. Беттельгейма — дети, которые в семье или школе попали в такие условия, которые оказали разрушительное воздействие на их еще не окрепшие души. Эти дети не в ладах с миром, они боятся сделать хотя бы один самостоятельный шаг, произнести слово. Они либо заторможены, стараются забиться в угол, либо, наоборот, все время дергаются и трясутся. Они отстают от своих сверстников в развитии, однако во всех других отношениях — это нормальные, здоровые дети, у них нет никакой патологии.

Главное педагогическое кредо Беттельгейма — создать в школе среду, которая «склеивала» бы эти рассыпавшиеся на кусочки Личности. Школа — это интернат, в нем живут от 30 до 50 воспитанников в возрасте от 6 до 14 лет. Дети разбиты на группы по шесть—семь человек, в каждой группе работают три воспитателя и учитель. Кроме того, в Школе работают повара, уборщицы и другой технический персонал. Всех воспитательниц дети называют просто по имени, а самого Беттельгейма — доктор Би.

Называя интернат «школой», а не «домом», как все подобного рода учреждения, Беттельгейм не лукавит: школа — не дом, здесь нет пап и мам. В школе учатся жить, и взрослые тебе в этом помогут. Система воспитания Б. Беттельгейма опирается на два краеугольных камня — поступки ребенка и личность взрослого. Ребенок строит свою жизнь самостоятельно, используя поддержку взрослого человека. В Школе создана такая среда, которая поощряет ребенка к свершению поступка. При этом ребенок может опереться на взрослого, если он — личность и она стала ему близкой.
«Надо, — учит своих коллег Беттельгейм, — полюбить человека и сделать так, чтобы он полюбил тебя». И учителя терпеливо и настойчиво ищут пути лучшего взаимопонимания со своими питомцами. В Школе у Беттельгейма каждый ребенок достоин уваженйя уже сейчас, каждого принимают таким, каков он есть, а не каким станет в будущем.

Но «не только любовью» помогает Беттельгейм со своей командой» возвратить психологическое здоровье детям. На создание в школе живительной среды Беттельгеймом разработаны основные принципы воспитания. Вот некоторые из них.

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ. В Школе каждый ребенок может вставать и ложиться в постель в любое время.

Утро. Дети лежат, укрывшись одеялом с головой. Очень страшно выглянуть наружу из своего мягкого гнездышка. Первый контакт с враждебным миром помогает осуществить взрослый. Он невербальный — в ладошку кладут что-нибудь сладкое и... самое страшное уже позади. Спальня зашевелилась. Просыпаясь, ребенок боится, что его руки и ноги перестанут ему сегодня подчиняться. Ему нужно время на тщательную инспекцию, своего тела. А потом, после завтрака, вовлеченные в обычную школьную суету, они забудут свои страхи.

ПРИНЦИП ВТОРОЙ. Во время учебы каждый может выходить и входить в класс и Школу в любое время.

Так легче дети переживают страх, что у них ничего не получится. В классе собраны дети всех возрастов от 6 до 14 лет, каждый занимается своим делом по специальному заданию, которое для них подготовлено. Занимаются, приняв самую непочтительную позу (на полу, под партой и т. п.), но за этим скрывается хорошо продуманный порядок. В Школе каждый может высказываться когда захочет и по любому поводу. Поскольку учеба у этих детей сопряжена с большими психологическими трудностями, учителю приходится "тщательно прорабатывать материал. Поэтому он никогда не торопится,
а переходит к новому материалу лишь тогда, когда старый абсолютно надежно усвоен. Конечно, это требует от учителей особого искусства — одну и ту же задачу дети решают в тетради, разыгрывают в лицах, рисуют, поют и т. д. Трудно запомнить правило — расскажи его малышам, оказывается, это можно сделать много раз и это не раздражает. Таким образом, учеба в Школе происходит как бы еще и «вверх-вниз». В Школе нет, разумеется, никаких отметок, никаких домашних заданий, вся учеба — в классе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Уровень первых реакций | Последствия общественного воспитания дошкольников: за или против.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.