Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Уровень первых реакций

А. Прочтите описание ситуации и расскажите о ваших впечатлениях от прочитанного.
Б. Опишите те моменты из собственного жизненного опыта, которые помогли бы объяснить вашу первую реакцию.
П. Уровень эмоциональной реакции.

А. Постарайтесь почувствовать себя в роли Действующего лица данной ситуации.

Последовательно поставьте себя на место каждого из действующих лиц и проникнитесь его чувствами.

Будьте осторожны с оценками: не осуждайте, не порицайте, только описывайте, свои ощущения.
Б. Сравните собственные чувства с чувствами этих лиц. Попробуйте объяснить, в чем и почему они различны.
III. Уровень рационального постижения.

A. Определите основные, ключевые моменты в описании ситуации.

Б. Познакомьтесь с соответствующей научной информацией, содержащейся в этой книге или в других книгах по аналогичной проблеме.

B. Используйте полученную информацию для осмысления рассматриваемой ситуации и объяснения поведения ее участников.

Попробуйте спрогнозировать поведение каждого из них в иной ситуации. Избегайте осуждать поступки. Основывайте прогноз на всей имеющейся теперь у вас информации

Г. Подумайте, как бы вы вели себя в такой же или аналогичной ситуации. Что в вашем жизненном опыте обусловило бы именно такое поведение?

 

УРОВЕНЬ ПЕРВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Постарайтесь понять ваши реакции на рассказ о японском мальчике Алане и его учительнице (чувства, мысли, поведенческая реакция). Теперь попробуйте объяснить эти реакции. Начните
с припоминания того, что в вашем жизненном опыте обусловило именно такие реакции, а не другие?

Одна студентка рассказала, как в первом классе ее тоже заставляли носить форму — красный джемпер и красную шляпу. Она до сих пор помнит, с каким отвращением надевала каждый
раз эту шляпу, и ей нетрудно было понять Алана, не желавшего носить галстук. Когда она будет учительницей, то разрешит детям носить все, что им захочется.

Сравните ваши реакции с реакциями других студентов. Естественно, что они разные, поскольку каждый из вас как личность неповторим, и столь же уникален ваш жизненный опыт.

Помните наше условие: мысли и чувства каждого из вас естественны, реакции — правильны. Только при таком условии вы сможете точнее понять собственные и чужие ощущения и мыс-
ли, а не добиваться какого-то единого мнения в оценке ситуации.


УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОПЕРЕЖИВАНИЯ

 

Осмыслив свои первые впечатления, поняв их причины, вы можете подняться на новый уровень сопереживания ситуации. Его цель — почувствовать себя в роли Алана и учительницы, не осуждая и не обвиняя ни его, ни ее. Наверное, вам легко представить себя на месте Алана, понять его чувства,
поскольку и он, и вы — учитесь. Скажите себе: "Я — Алан, я чувствую, что..." А теперь постарайтесь "войти в роль" учительницы, снова сказав себе: "Я — учительница, я чувствую, что..."....,, Сравните собственные ощущения, переживания с теми, о которых вы прочитали. Затем проанализируйте ценностные ориентации, установки и представления Алана и учительницы и сопоставьте их со своими.

Эта работа на уровне эмоционального сопереживания ситуации поможет вам понять, почему Алан и учительница вели себя именно так и почему вы вели бы себя иначе (или так же).

 

УРОВЕНЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОСТИЖЕНИЯ

Представив себя в роли Алана и учительницы, прочувствовав их ощущения, переживания, вы легче поймете научно-теоретическую информацию относительно смысла описанной или аналогич-
ных ситуаций и впоследствии эффективнее используете полученные знания в практической работе и в личной жизни.

Определение проблемной области. Выделить круг основных проблем в конкретной ситуации — значит понять то, что составляет ее смысл. В ситуации с Аланом первой проблемой является
его неумение точно выразить словами переполняющие его чувства. Лучше всего ему удается сделать это в творчестве, в живописи. Но в формальной обстановке классной комнаты такое сво-
бодное творческое самовыражение не поощряется. Следовательно, возможна и вторая проблема — наличие в школе жесткого административного давления, вынуждающего учительницу стро-
го контролировать, поведение детей или требующего от нее не только учить детей, но и поддерживать абсолютный порядок и тишину в классе.

Но, может быть, вы найдете еще какие-то проблемы, и все они составят проблемную область данной конкретной ситуации.

Сбор необходимой информации. Что значит "необходимая информация"? Это эмпирические факты и обобщенные теоретические знания, полученные в процессе развития науки. Такая инфор-
мация помогает понять, объяснить и спрогнозировать возможные формы поведения людей в зависимости от обстоятельств.

 

 

Сб. «Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки: Информационный обзор. – М., МПГУ, 2003. 38 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы отражения телефонной агрессии | Школа Б. Беттельгейма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.