КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА: Механизм ценообразования на рынках объектов интеллектуального труда
В отличие от товарной продукции, в цену на которую обязательно входят издержки производителей (стоимость сырья, материалов, оплата труда наемных работников и т.д.), затраты на интеллектуальный труд также существуют, но в цену на результаты такого труда чаще всего не входят. Это означает, что лабораторные исследования и соответствующая стоимость исследовательского оборудования, реактивов, аренда помещений, затраты работников интеллектуального труда на поиск нужной информации и другие издержки не влияют на коммерческую стоимость создаваемых технологий или информационных продуктов. Ключевой фактор ценообразования - основная или дополнительная прибыль, которую получат пользователи таких продуктов в бизнес- процессах. Стоимость консалтингового продукта на рынке зависит от его качества, той ценности, которую он представляет для консультируемого субъекта. При формировании цены на производственную технологию главное влияние окажет рост производительности труда на предприятии, которое приобретает эту технологию. Издательство заплатит за роман писателю исходя из интереса читателей к этой публикации, а не из объема материальных и нематериальных затрат, которые он понес при написании произведения. На цену информационно-технологических продуктов оказывает влияние их качество. Чем выше степень обработки информации, тем больше добавленная стоимость и при прочих равных условиях выше цена на продаваемый информационный продукт. Качественная аналитическая информация доступна по более высоким ценам, чем первичные данные, хотя первичная необработанная информация может иметь очень высокую цену в первый момент ее появления. Цена на основных сегментах мирового информационного рынка дифференцируется: от монопольной, особенно в тех условиях, когда ее источник - государство или специализированная международная организация, до рыночной, близкой к ценам в условиях совершенной конкуренции в сети Интернет. За коммерческое использование объектов интеллектуальной деятельности приняты три вида (способа) платежей: роялти, паушальный и комбинированный. Роялти - наиболее распространенная форма платежа; это рента за пользование интеллектуальными ресурсами. Роялти означает периодическую выплату оговоренной в лицензионном контракте доли с той части прибыли лицензиата, которая зависит от эффективности использования приобретенной им технологии. Ставка роялти, таким образом, определяется соотношением дополнительной прибыли от внедрения технологии и стоимости чистых продаж. Обе величины устанавливаются в среднегодовом исчислении. Ставка роялти зависит также от объема выпуска, срока действия и вида лицензии: она самая высокая при полной лицензии (свыше 30%), высокая при исключительной (20%) и минимальная при простой или неисключительной (до 10%) лицензии. При выпуске продукции лицензиатом сверх оговоренного в контракте объема может быть предусмотрено снижение ставки. Как видим, есть несколько моментов, которые затрудняют точный расчет роялти и указание определенной ставки в контракте до начала использования технологии: заранее неизвестен экономический эффект для лицензиата, неизвестна будущая конъюнктура рынка продукции, про изводимой с помощью лицензируемого интеллектуального продукта. По этой причине в международной лицензионной практике в контрактах нередко устанавливают ставки роялти аналогичных сделок в данной отрасли. В лицензионных контрактах роялти может быть расчетной величиной: , где Р - ставка роялти в процентах от стоимости чистых продаж; ДП - среднегодовая дополнительная прибыль лицензиата от внедрения технологии; ЧП - среднегодовой объем чистых продаж лицензионной продукции. Паушальная форма предусматривает единовременный платеж лицензиатом заранее установленной суммы лицензиару. Внесение платежа может быть поэтапным. При расчете суммы паушального платежа исходят из того, что он должен быть равен аналогичной сумме роялти. Однако, поскольку он выплачивается единовременно, то требует меньших расходов, связанных с оплатой банковского кредита для обеспечения сделки. На размер ставки процента по кредитным операциям в стране лицензиара и уменьшается сумма вознаграждения лицензиару, которая эквивалентна суммарной роялти за все годы действия лицензии для расчета паушального платежа роялти для каждого года понижают, умножая на коэффициент дисконтирования, а затем суммируют. Чем выше учетная ставка в стране лицензиара, тем меньше коэффициент дисконтирования и, следовательно, меньшую сумму получит лицензиар в виде паушального платежа. Отсюда следует вывод, что при аналогичных условиях лицензионного контракта лицензиары развитых стран всегда получают более высокие паушальныe платежи, чем лицензиары развивающихся стран и стран с переходной экономикой, потому что учетная ставка последних всегда на порядок выше. Комбинированный платеж сочетает в себе периодические и единовременную выплаты и не менее широко распространен, чем роялти. Очень часто в лицензионном контракте указаны такие условия платежа, при которых вначале лицензиатом уплачивается некая фиксированная сумма, а затем регулярно вносятся роялти.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |