Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: Механизм ценообразования на рынках объектов интеллектуального труда




В отличие от товарной продукции, в цену на ко­торую обязательно входят издержки производителей (стоимость сы­рья, материалов, оплата труда наемных работников и т.д.), затраты на интеллектуальный труд также существуют, но в цену на резуль­таты такого труда чаще всего не входят. Это означает, что лабора­торные исследования и соответствующая стоимость исследователь­ского оборудования, реактивов, аренда помещений, затраты работ­ников интеллектуального труда на поиск нужной информации и другие издержки не влияют на коммерческую стоимость создавае­мых технологий или информационных продуктов. Ключевой фактор ценообразования - основная или дополнительная прибыль, которую получат пользователи таких продуктов в бизнес- процессах. Стоимость консалтингового продукта на рынке зависит от его каче­ства, той ценности, которую он представляет для консультируемого субъекта. При формировании цены на производственную техноло­гию главное влияние окажет рост производительности труда на предприятии, которое приобретает эту технологию. Издательство заплатит за роман писателю исходя из интереса читателей к этой публикации, а не из объема материальных и нематериальных за­трат, которые он понес при написании произведения.

На цену информационно-технологических продук­тов оказывает влияние их качество. Чем выше степень об­работки информации, тем больше добавленная стоимость и при прочих равных условиях выше цена на продаваемый информацион­ный продукт. Качественная аналитическая информация доступна по более высоким ценам, чем первичные данные, хотя первичная необработанная информация может иметь очень высокую цену в первый момент ее появления. Цена на основных сегментах мирового информационного рынка дифференцируется: от монопольной, осо­бенно в тех условиях, когда ее источник - государство или специа­лизированная международная организация, до рыночной, близкой к ценам в условиях совершенной конкуренции в сети Интернет.

За коммерческое использование объектов интеллектуальной деятельности приняты три вида (способа) платежей: роялти, пау­шальный и комбинированный.

Роялти - наиболее распространенная форма платежа; это рента за пользование интеллектуальными ресурсами. Роялти означает пе­риодическую выплату оговоренной в лицензионном контракте доли с той части прибыли лицензиата, которая зависит от эффективно­сти использования приобретенной им технологии. Ставка роялти, таким образом, определяется соотношением дополнительной при­были от внедрения технологии и стоимости чистых продаж. Обе ве­личины устанавливаются в среднегодовом исчислении. Ставка ро­ялти зависит также от объема выпуска, срока действия и вида ли­цензии: она самая высокая при полной лицензии (свыше 30%), вы­сокая при исключительной (20%) и минимальная при простой или неисключительной (до 10%) лицензии. При выпуске продукции ли­цензиатом сверх оговоренного в контракте объема может быть пре­дусмотрено снижение ставки. Как видим, есть несколько моментов, которые затрудняют точный расчет роялти и указание определен­ной ставки в контракте до начала использования технологии: зара­нее неизвестен экономический эффект для лицензиата, неизвестна будущая конъюнктура рынка продукции, про изводимой с помощью лицензируемого интеллектуального продукта. По этой причине в международной лицензионной практике в контрактах нередко уста­навливают ставки роялти аналогичных сделок в данной отрасли.

В лицензионных контрактах роялти может быть расчетной ве­личиной:

,

где Р - ставка роялти в процентах от стоимости чистых продаж;

ДП - среднегодовая дополнительная прибыль лицензиата от вне­дрения технологии;

ЧП - среднегодовой объем чистых продаж лицензионной про­дукции.

Паушальная форма предусматривает единовременный платеж лицензиатом заранее установленной суммы лицензиару. Внесение платежа может быть поэтапным. При расчете суммы паушального платежа исходят из того, что он должен быть равен аналогичной сумме роялти. Однако, поскольку он выплачивается единовремен­но, то требует меньших расходов, связанных с оплатой банковского кредита для обеспечения сделки. На размер ставки процента по кредитным операциям в стране лицензиара и уменьшается сумма вознаграждения лицензиару, которая эквивалентна суммарной ро­ялти за все годы действия лицензии для расчета паушального пла­тежа роялти для каждого года понижают, умножая на коэффициент дисконтирования, а затем суммируют. Чем выше учетная ставка в стране лицензиара, тем меньше коэффициент дисконтирования и, следовательно, меньшую сумму получит лицензиар в виде паушаль­ного платежа.

Отсюда следует вывод, что при аналогичных условиях ли­цензионного контракта лицензиары развитых стран всегда получа­ют более высокие паушальныe платежи, чем лицензиары разви­вающихся стран и стран с переходной экономикой, потому что учетная ставка последних всегда на порядок выше.

Комбинированный платеж сочетает в себе периодические и еди­новременную выплаты и не менее широко распространен, чем ро­ялти. Очень часто в лицензионном контракте указаны такие усло­вия платежа, при которых вначале лицензиатом уплачивается некая фиксированная сумма, а затем регулярно вносятся роялти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.