Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара и является важнейшей экономической категорией




Цена продавца (цена предложения товара) – это количество денег, котороепродавец хочет получить от продажи товара. Цена покупателя (цена спроса на товар) – количество денег, которое покупательспособен и согласен уплатить за товар.

Рыночная цена (цена продажи товара, цена сделки) – цена, согласованная продавцом и покупателем, т.е. цена по которой реально будетпродан товар.

Значительную роль в формировании цен играет государство, устанавливающее определенные ценовые ограничения, например, на товары, имеющие социальную значимость.

Процесс формирования рыночных цен связан с уровнем затрат на производство и реализацию продукции, т.е. непосредственно с деятельностью конкретного производителя. Как правило, производственные предприятия реализуют товар не конечному потребителю, а торговому посреднику, следовательно, присутствует и его влияние на рыночную цену товара. Учитывая все это, можно представить следующую схему формирования рыночной цены товара (рис.1.).

В то же время следует учесть, что совокупность факторов, непосредственно влияющих на рыночную цену товара значительно шире представленной, причем практически каждый из этих факторов является комплексным. С истема ценообразующих факторов, среди которых следует выделить как основные следующие комплексные факторы: величина средних издержек производства, средняя отраслевая норма прибыли, состояние денежной системы, соотношение спроса и предложения, наличие и состояние конкурентной среды, монополистическое регулирование, государственное регулирование цен.

Непосредственное влияние на цены товаров оказывает состояние финансовой системы, а именно: уровень и тенденции доходов населения, покупательная способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты по отношению к денежным единицам основных торговых партнеров и др.

 
 

 


Государственные и местные налоги, ценовые ограничения

Цена покупателя (спроса)
Цена продавца (предложения)

       
   
 
 

 


Рис. 1 Схема формирования рыночной цены товара

Другим, не менее важным фактором, воздействующим на цены в условиях рыночной экономики, выступает ценовая конкуренция, основывающаяся на снижении цен в процессе конкурентной борьбы. В отдельных случаях может наблюдаться продажа товаров на рынке по ценам ниже себестоимости, которая квалифицируется как демпинг, и относится к ограничительной деловой практике, определяемой как методы недобросовестной конкуренции.

Ценовая конкуренция воздействует на цену товара через такие факторы, как отраслевые особенности производства (например, капиталоемкое или трудоемкое); жизненный цикл товара (на какой стадии жизненного цикла находится товар); тип продукции (например, серийная или единичная); имидж фирмы; объем поставок; взаимоотношения между продавцом и покупателем (характер взаимоотношений может определяться контрактом); условия платежа; франкирование цен (установление особых транспортных условий поставок).

Цены могут быть регулируемыми и свободными. Регулируемые цены находятся под контролем государства, которое может воздействовать на них различными способами. Первый – это установление фиксированных цен. Обычно такие цены могут устанавливаться на некоторые предметы первой необходимости. Государство может регулировать цены и другими способами, например, устанавливая предельный уровень рентабельности, рассчитываемой как отношение прибыли к себестоимости. Свободные цены складываются на свободном рынке под влиянием спроса и предложения.

Предприятия-производители выбирают стратегию цен, представляющую собой возможные способы действия для достижения поставленных целей с помощью цен и с учетом стадий жизненного цикла товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.