Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая психология




КРИЗИС 17 ЛЕТ.

ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСТВА.

(от17-22-23лет) – биологический возраст

ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ:

1) высокий уровень эмоциональной напряженности связанный с переходом от школьного периода к взрослой жизни.

2) различные страхи: страх не поступить в ВУЗ, боязнь юношей перед армией и т.д.

За внешними проявлениями стоит новообразование - принятие ответственности на себя.

Центральное новообразование: необходимость самоопределения в жизни, выбор жизненной цели, пути их достижения и принятие на себя ответственности за свой выбор.

ОЩУЩЕНИЕ НАЧАЛА НОВОЙ ЖИЗНИ.

КАКОЙ ЖЕ ВЫБОР МЫ ДЕЛАЕМ?

Каковы основные варианты жизненного пути? Каковы их недостатки и преимущества?

1) Поступление в ВУЗ.

Преимущество: получение квалифицированной работы после окончания,

новый круг друзей.

Недостатки: материальная зависимость, нет приобретения

практического опыта.

Получим, то чего хотим?

Внутренние мотивы определяют не только выбор жизненного пути, но и стиль деятельности.

2) поступление на работу.

3) образование семьи – для девушек.

4) поступление в ряды красной армии.

5) бегство от выбора и от общественной жизни в наркотики, в сектантство.

ВЫБОР НАПРАВЛЕНОСТИ

1) на удовольствие 2) на престиж 3) на поиск призвания и реализацию

инд. качеств

 

 

1. Что изучает педагогическая психология? Каков ее предмет?

Педагогическая психология – изучает факты, закономерности и механизмы развития, и функционирование психики в условиях обучения и воспитания.

Факторы обучения и воспитания являются важным в ПР.

2.Какова главная задача педагогической психологии?

Разработать такую модель обучения и воспитания, которая бы обеспечивала максимальный эффект развития учащихся.

Знание рациональных научно - обоснованных моделей обучения и воспитания позволяет решать следующие практические задачи:

- оценивать пед. деятельность.

- прогнозировать результаты пед. работы.

- позволять опираться на ту или иную модель при организации собственной деятельности.

3. Каково содержание основных понятий пед. психологии?

ОБУЧЕНИЕ – это целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу социального опыта.

УЧЕНИЕ - это целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на усвоение социального опыта.

УСВОЕНИЕ – это процесс перехода социального опыта в индивидуальный опыт.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС - совместная деятельность педагога и учащегося.

ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленная, специально организованная деятельность по передаче социального опыта особого рода нравственного и эстетического.

4. Каковы основные направления развития пед. психологии, а, следовательно, основные подходы к вопросу о том, как обучать и воспитать?

(1) БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Переводится как «поведенческий»

С точки зрения этого подхода

УЧЕНИЕ – это процесс приобретения новых форм поведения через закрепление связи стимул-реакция.

Главная задача пед. психологии – изучить, как устанавливается и закрепляется связь между стимулами и поведенческими реакциями.

Были открыты 2 основных закона:

«1» закон положительного или отрицательного подкрепления.

Чтобы поведенческая реакция исчезла, разрушилась необходимо отрицательное подкрепление или переживание отрицательных эмоций.

«2» закон упражнения.

Чтобы связь закрепилась необходимо многократное подкрепление

ЦЕЛЬ: формировать поведенческие реакции.

КАК ОБУЧАТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИЕСКОГО ПОДХОДА?

1) дать образец для подражания.

2) подкрепить следование образцу.

3) создать условия, в которых данные формы поведения многократно повторяются.

КАКОВЫ ПЕРЕИМУЩЕСТВА (+) И НЕДОСТАТКИ (-) ПОДХОДА?

+ алгоритм обучения прост для воспроизведения, при условии жестких санкций позволяет быстро достичь желаемого эффекта.

- такой способ обучения не раскрывает самого алгоритма выполнения действий, поэтому учение идёт путем проб и ошибок.

ВОЗНИКАЮТ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ.

До какого уровня сформированности нужно доводить действие, то или иное умение, на сколько гуманно требовать от ученика самого высокого уровня автоматизма.

В основе этих поведенческих реакций лежит чувство страха перед наказанием.

Внешние реакции могут исчезнуть, если исчезнет страх перед наказанием.

(2) Когнитивный подход (познавательный подход)

УЧЕНИЕ – это процесс восприятия, переработки, сохранения и воспроизведения информации, решающую роль в котором играют познавательные процессы.

ОБУЧЕНИЕ – процесс передачи информации с учетом закономерностей, по которым работают эти процессы..

Главная задача пед. психологии изучить закономерности познавательных процессов, а задача педагога – строить процессы обучения с учетом этих закономерностей.

К огнитивный подход дает возможность за короткий срок усвоить большое кол-во знаний.

- отсутствие практических умений.

- физические и эмоциональные перегрузки.

(3) Деятельностное направление пед. психологии

Что такое учение? Каковы его цели?

УЧЕНИЕ – целостная дея-ть, направленная на усвоение соц. опыта.

А под соц. опытом понимается разнообразные виды дея-ти, позволяющие решать жизненно значимые задачи.

Какова структура, из чего состоит Дея- ть учения?

Основные компоненты учения.

1) Цель – образ о её конечном результате.

2) Осознание связи между целью и личными потребностями = мотив.

3) Учебное действие

По классификации И.И.Ильясова учебные действия делятся на:

1. ОБЩИЕ (используются при усвоении знаний и умений из любой области.)

2. специфические действия (из определенной области.)

ОБЩИЕ

Общедеятельностные психологические

(целепалагние, планирование, (умение наблюдать, доказывать,

контроль) сравнивать)

СРЕДСТВА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (действие)

На опре-ом этапе обучения сами должны выступать в качестве цели.

Какова структура самих учебных действий?

Каждое действие состоит из операций, кот. различаются по функ- ям, своему назначению. Отсюда выделяют:

1) ориентировочные операции.

Их назначение формирование предварительного образа действия, с учетом условий его выполнения.

2) исполнительные операции.

3) Контрольные операции.

 

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

1 этап Постановка цели обучения.

Цель должна быть сформирована на языке деятельности в жизненно – значимых ситуациях с учетом уровня ее усвоения.

2 этап Формирование учебной мотивации.

Раскрыть личностный смысл для учащегося поставленной цели.

3 этап Оценка уровня актуального развития учащегося.

Оценить наличие общих и специфических действий, которые являются средством для усвоения нового материала. И если они не сформированы, то предварительно их сформировать.

4 этап Раскрытие ориентировочной основы выполнения действия.

На этом этапе преподаватель дает информацию обо всех условиях необходимых для выполнения действий.

1. Знание о предмете, с которым необходимо работать.

2. Знание процесса, с чего начинать и в какой последовательности действовать.

3. Знание об условиях, которые необходимо соблюдать.

 

На этом этапе педагог также оказывается перед выбором поскольку существуют разные виды ориентировочной основы деятельности(ООД)

ВИДЫ ООД по П. Я. ГАЛЬПЕРИН:

Различаются по нескольким признакам:

полная

1) по полноте: избыточная

не полная

 

конкретная

2) по степени обобщенности:

 

обобщенная

 

 

самостоятельно

 

3) по способу получения в готовом виде

 

В совместной деятельности

 

Описано 18 способов ориентировки.

 

Чаще всего в обучении используются 3 основных вида ООД, которые по - разному отражаются на уровне развития учащихся.

 

1. НЕПОЛНая, КОНКРЕТНая, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

 

2. ПОЛНая, КОНКРЕТНая, в ГОТОВОМ ВИДЕ.

 

3. ПОЛНая, ОБОБЩЕННая, в ГОТОВОМ ВИДЕ или ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ СОВМЕСТНО.

 

Ориентировочная основа деятельности должна быть нанесена на специальную карту опору и её должен иметь каждый ученик. Учитель должен показать, как пользоваться картой-опорой.

 

5 этап Выполнение деятельности самим учеником.

 

В разных формах:

 

а) материальной форме

 

б) во внешней речевой форме:

через проговаривание её компонентов

 

в) выполнение деятельности в умственной форме.

 

ТЕМА: Учебная мотивация: способы диагностики и коррекции.

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?

 

Это осознание связи между различными компонентами учебной деятельностью и потребностями учащихся.

 

КАКИЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ?

1. Внешние мотивы.

Когда учение выступает средством получения материального благополучия, удовлетворения потребности в одобрении окружающих.

2. Внутренние мотивы.

Учение выступает средством достижения «внутреннего благополучия» (удовлетворение потребностей самопознания, саморазвития).

3. Широкая мотивация.

Учение реализует широкий спектр потребностей «внешних и внутренних»

Как эти виды мотиваций связаны с эффективным учением и эмоциональным состоянием учащихся: это широкая мотивация

МОЖНО И КАК С ПОМОЩЬЮ, КАКИХ МЕТОДИК ОЦЕНИТЬ ВИД УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?

Наиболее распространенными являются опросные методики. Опросники имеют большой недостаток: не позволяют разделить мотивы на знаемые и реально действующие:

- методика парных сравнений.

- проектные методики

КАКИЕ РАСПРОСТРАНЕНЫЕ ОШИБКИ ДОПУСКАЮТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?

1) Мотивации внимание не уделяется либо считается, что она формируется сама собой через рассуждения об особой важности учебы.

2) считается, что новое знание способно само по себе заинтересовать ученика.

3) отсутствие волевых качеств у учащихся.

Основной принцип формирования учебной мотивации следующий: сформировать учебную мотивацию - это значит раскрыть перед учащимися связь между различными сторонами учебной деятельности и их жизненно важными потребностями.

Так, потребность в одобрении можно удовлетворить через похвалу. Можно хвалить за результаты, за оценки, но лучше за относительный успех, развитие.

 

Потребность в общении и самореализации удовлетворяется через активные методы обучения, ролевой игры.

Познавательная потребность удовлетворяется через содержание обучения, через обучение по 3 типу ориентировки.

 

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ: подходы к её решению

ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ?

Воспитание – деятельность, направленная на передачу социального опыта особого рода

Нравственного и эстетического опыта.

Не существует однозначного подхода, существует несколько подходов, кот.

различаются между собой по целям и способам воспитания.

(1) Бихевиористический подход

Формирование нравственных привычек (поведенческих реакций)

Способы воспитания следующие: педагог должен иметь перечень нравственных привычек, кот. он будет воспитывать (дать образец для подражания, самому являться образцом) положительно подкреплять следование образцу и отрицательно подкреплять отклонение от установленного образца.

(2) Деятельностный подход

Распространен в отечественной психологии. Целью выступает формирование нравственных убеждений с одной стороны, а так же способности принимать решение в ситуации нравственного выбора.

КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО ДЕЛАТЬ?

1 шаг осознание педагогом нравственных ценностей, кот. он рассчитывает передать ребенку и согласование этих норм с другими педагогами.

КАКИМ ТРЕБОВАНИЕМ ДОЖНЫ ОТВЕЧАТЬ ЭТИ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ?

- требования не должны противоречить естественным потребностям ребенка.

- требований не должно быть очень много и они должны быть распределены по нескольким зонам.

Эти зоны предложены Ю. Б. Гиппенрейтер

 

«зеленая» Что ребенок может делать по собственному желанию «желтая» Можно, но в определенных границах…..
«оранжевая» Что нежелательно, чтобы ребенок делал, но допустимо в исключительных случаях. «красная» Категорически нельзя!!!!!!

Нравственные нормы обсудить с ребенком в доброжелательной форме, раскрыть смысл этих требований и представить в наглядном виде.

Кроме нравственных норм с ребенком необходимо обсудить вопрос о последствиях, если будут нарушены требования из красной зоны.

Наказывать можно и нужно: если ребенка нарушил требования из красной зоны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.