КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Здоровье и долголетие. Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки 1. Какой период российской истории именуют временем дворцовых переворотов? 2. Что такое дворцовый переворот? 3. Какие реформы оказали наибольшее влияние на изменение органов власти в 1725−1762 гг.? 4. Как эволюционизировали функции Сената в эпоху дворцовых переворотов? 5. Назовите главный правительственный орган при Екатерине I. 6. Как изменилась крестьянская политика под влиянием процесса формирования дворянского государства? 7. Какие направления экономической политики выделялись как первоочередные в 1725−1762 гг.? 8. Можно ли охарактеризовать политику преемников Петра Великого как контрреформы? 9. Каковы тенденции государственной политики в XVIII в. в отношении дворян и крестьян. 10. Определите приоритетные направления внешней политики России в послепетровское время. 1. Здоровье и его составляющие, аспекты и факторы. Сейчас много говорят о том, что современный человек становится всё более изнеженным и хилым. Внешне он выглядит хорошо, но к сорока годам шумно дышит и с трудом переводит дух, поднимаясь на четвёртый этаж, хватается за поясницу при низких наклонах, чаще появляются головная боль и сердцебиение. Разве это не парадоксально? Здоровый человек жалуется на здоровье? Так в чём же оно состоит, и как узнать, сколько его ещё осталось? Если Вы ещё не задумывались над своим здоровьем, то Вы приятное исключение. Почему современный человек расплачивается за услуги цивилизации, не парадоксально ли это? Одни учёные призывают: «Назад к природе!». По их мнению, надо вернуться к питанию натуральными продуктами, с детства закалять человека, учить плавить раньше, чем ходить и т.п. Другие учёные надеются на успехи медицины и внутренний голос человека, указывающий, заниматься ли ему закаливанием и тренировками. Правы и те, и другие. Нужно разумно использовать достижения цивилизации и в то же время прислушиваться к своему организму, не очень надеясь на то, что медики найдут «эликсир долголетия». Действительно, увеличение средней продолжительности жизни, столь бурное в первой трети XX века в экономически развитых странах, постепенно замедлилось, а сейчас практически приостановилось. Исключение составляют японцы. Итак, что такое здоровье? Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Большинство учёных считают, что физическое, умственное, эмоциональное здоровье - это состояние организма, позволяющее человеку в полной мере выполнить биологические и социальные функции и в то же время иметь максимальную уравновешенность с природой и социальной средой. Кроме того, необходимо различать понятия «объективное здоровье» и «субъективное здоровье». «Объективное здоровье» - когда мы чувствуем часто себя хорошо, но при медицинских обследованиях объективно находятся те или иные нарушения в организме. «Субъективное здоровье» - когда при плохом самочувствии никакие объективные нарушения не выявляются. В последние годы при оценке резервов организма стали разделять понятия «статическое здоровье» и «динамическое здоровье». «Статическое здоровье» - это определённое состояние организма в период относительного мышечного покоя при отсутствии пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. «Динамическое здоровье» - такое состояние организма, которое определяется путём исследования его функций до и после дозированных физических, пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. Таким образом, по «динамическому здоровью» можно судить о резервах функционирования основных органов и систем человеческого организма. - В.А. Иванченко предлагает следующую формулу определения "динамического здоровья". Оно прямо пропорционально величине резервов организма, степени согласования его биоритмов с ритмами природы и общества и обратно пропорционально деятельности, а также силе действия неблагоприятных факторов окружающей среды. Схематически это выглядит так: резервы и ритм жизни Динамическое здоровье = условия среды Существуют понятия индивидуального и общественного здоровья. Проблема диагностики уровня здоровья включает: 1) оценку состояния различных органов и систем в покое и деятельности: костно-мышечной, нервно-психической, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и т.д.; 2) оценку их резервных возможностей в условиях суб- и экстремальных нагрузок. Каковы функции здоровья? Прежде всего, здоровье поддерживает определённый уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека, а каждый конкретный период жизни и создаёт запас для старости, когда меняется характер метаболических процессов в организме, снижается адаптивность и совершенство механизмов регуляции. Кроме того, при определении сущности индивидуального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека в том или ином состоянии. При характеристике здоровья обычно обращают внимание на его социальные аспекты (работоспособность, социальная активность), личностным же ощущениям не уделяется должного внимания. При хорошем состоянии здоровья человек чувствует себя комфортно, он не «чувствует» своих внутренних органов и других частей тела. Это достигается при определённой гармоничности функционирования организма в рамках конкретной структуры. Р.И. Айзманом выделены пять качеств, которые связаны между собой и могут быть выражены количественно: - уровень и гармоничность физического развития; - резервные возможности основных физиологических систем; - уровень иммунной защиты организма; - наличие /отсутствие хронического заболевания, дефекта развития; - уровень морально-волевых и целостно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье. В зависимости от количественного выражения (степени развития, проявления), каждый из названных признаков может негативно или позитивно влиять на здоровье. Например, при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой системы у человека может быть низкий уровень иммунитета, закалённости и в результате - частые простудные заболевания. Р.И. Айзман отмечает, что очень важным показателем здоровья является также нервно-психическое состояние человека. Выделены две основные группы факторов, влияющих на представленные элементы здоровья: 1) «факторы риска» - ухудшающие здоровье; 2) «факторы здоровья» - укрепляющие здоровье. В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы, формирующие здоровье: 1 группа - факторы образа жизни 50% (укрепляющие здоровье - отсутствие вредных привычек, рациональное питание, физическая активность, здоровый психологический климат в семье и на работе, внимательное отношение к своему здоровью; факторы риска - курение, алкоголь, наркомания, злоупотребление лекарствами, несбалансированное питание, гиподинамия, стрессовые ситуации, недостаточная медицинская активность); 2 группа - факторы внешней среды 20% (отсутствие вредных факторов производства, хорошие бытовые условия, оседлый образ жизни, благоприятные климатические и природные условия, экологически чистая среда обитания; факторы риска - вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, миграционные условия, загрязнение окружающей среды); 3 группа - биологические факторы 20% (здоровая наследственность, отсутствие половозрастных особенностей; факторы риска - наследственная предрасположенность к заболеваниям, возрастно-половые особенности, влияющие на возникновение заболеваний); 4 группа - факторы медицинского обследования 10% (высокий уровень медицинской помощи; фактор риска - некачественное медицинское обслуживание). Диагностика здоровья индивидуума включает определение антропометрических показателей, позволяющих оценить уровень и гармоничность физического развития, состояние функциональных систем организма в покое и под влиянием нагрузочных проб, характеризующие норму и резервные возможности (т.е. резерв адаптации); состояние психо-эмоциональной и волевой сферы, оценку иммунитета, наличие или отсутствие признаков заболевания. Очень важно выявить степень проявления «факторов риска», влияющих на здоровье и генетическую предрасположенность к развитию того или иного заболевания. Такая количественная характеристика здоровья неразрывно связана с понятием нормы. Например, нормальным считается кровяное давление 110-130/70-80 мм рт.ст.; частота сердечных сокращений - 60-80 ударов в минуту и т.д.. В последние годы всё более широкое понимание находит индивидуальная норма (учитывается возраст, пол, биологический тип, экологический фактор, климатогеографические зоны проживания). Общественное здоровье оценивается по следующим основным демографическим показателям: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость. Показатель рождаемости за 1992/93 гг. снизился на четверть и составил 9,2 родившихся на 1000 жителей, одновременно показатель смертности за это же время увеличился на 28% и составил 14,6 умерших на 1000 жителей, смертность мужчин примерно в 2 раза превышает смертность женщин, снижается средняя продолжительность жизни (мужчин 58 лет, женщин - 72 года в 1994 году). К окончанию школы процент здоровых детей составляет не более 10%, особенно распространены болезни органов дыхания (до 42%), пищеварения (до 21%), нервно-психические расстройства (до 16%), травмы (до 10%). Выделяют четыре группы причин, обусловливающих низкий уровень здоровья населения России: - нездоровый образ жизни; - психо-эмоциональное напряжение и стресс; - экологическая обстановка; - санитарно-гигиенические нормы на рабочих местах и в быту.
В последние годы широкое звучание получила новая наука -валеология. Это наука о проявлениях здоровья, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления. Резервами организма стала заниматься новая наука ювенология (лат. juvenis - молодой). В отличие от геронтологии она изучает не старение, а особенности молодого и зрелого организма, его резервы, чтобы найти пути к их упрочению, продлению молодости, творческого здорового долголетия. Не случайно академик Н.М. Амосов предложил исследовать количество здоровья по сумме резервов основных функциональных систем человека: нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д.. Ещё он предлагает переориентировать современную медицину, которая нацелена в основном на болезни. Гораздо важнее изучать здорового человека, чтобы дать ему практические рекомендации по такому образу жизни, который укрепил бы резервы организма, способствовал долголетию. Что представляют собой эти резервы? Их определяют как выработанную в процессе эволюции и индивидуального развития способность органа, системы и организма в целом многократно усиливать свою деятельность по сравнению с состоянием покоя. Это скрытые возможности человека, обеспечивающие его максимальное приспособление к окружающей среде. Чтобы выявить резервы органа, необходимо дать ему стандартную нагрузку и посмотреть, насколько возрастёт его работа. Если определять изменения биохимических показателей в крови и тканях - это биохимические резервы. При исследовании функций органов и систем оцениваются физиологические резервы. В процессе труда взвешиваются резервы трудовой деятельности. Исследование психических функций человека даёт представление о резервах его психики. Под интеллектуальными аспектами здоровья понимается то, как человек усваивает информацию, использует её для развития и адаптации в окружающем мире. Социальный аспект здоровья отражает способ общения и отношений с разными группами людей (коллегами, родителями, сверстниками, соседями, детьми и т.п.), т.е. с обществом. Личностный аспект здоровья означает то, как человек осознает себя в качестве личности, как развивается собственное «Я», т.е. самоощущение и чувство самореализации. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что человек ценит, и чего он хочет добиться для себя и общества. Некоторые находят способ самореализации в своей работе или карьере, другие - в семье, третьи - в деятельности на благо других и т.д. Гармоничное сочетание разных способов является основой личностного здоровья. Духовный аспект здоровья отражает суть человеческого бытия, те основополагающие целевые жизненные установки, которые обеспечивают целостность личности, её развитие, её жизнь в обществе. С возрастом, в процессе индивидуального развития, изменяется вклад каждого из компонентов в целостное здоровье: если в детском возрасте ведущим является физическое, психо-эмоциональное и интеллектуальное, то в зрелом возрасте духовное, социальное и личностное здоровье становится стержнем, определяющим другие её составляющие. 2. Показатели и закономерности здоровья. В Мексике живёт племя тарахумиров. Это прирождённые стайеры. В 1967г. международная комиссия установила, что любой индеец этого племени способен пробежать без признаков усталости 170 км, а дети в возрасте 6-10 лет спокойно пробегают 10 км за 68-70 минут! Уже через пять минут их пульс близок к норме. Всё это происходит на высоте свыше 2000 метров над уровнем моря. Потребление кислорода индейцем во время бега в 10 раз превосходит показатели, считавшиеся ранее абсолютно рекордными для человека. Феноменальные результаты включения резервов могут показать и обычные люди. Физиологи попросили 11 здоровых взрослых мужчин, никогда не бывавших в горах, залезть в барокамеру и вращать там педали велоэргометра с довольно большой нагрузкой - 250 кгм/мм. Оказалось, что 10 из 11 смогли проработать пять минут на высоте 6000 м, а шесть человек даже на высоте 7000 м. В среднем считается, что в повседневной деятельности человека участвует лишь около 35% его абсолютных возможностей. Это диапазон привычной работы. При нагрузке в пределах от 35 до 65 процентов абсолютных возможностей появляются чувство усталости, неприятные ощущения. Организм вынужден включать первый «эшелон» физиологических резервов. Нагрузка свыше 65% абсолютных возможностей может быть выполнена только при условии чрезвычайного напряжения (стресса). Здесь включается второй «эшелон» резервов - в основном психических. Не случайно во время соревнований, трудового порыва человек способен творить чудеса. В условиях борьбы за жизнь, при заболеваниях включается третий «эшелон» резервов. Если сравнить человека, имеющего богатырское здоровье, с хилым, незакалённым человеком, то окажется, что для первого стрессы и перегрузки не нарушают ритм его деятельности. Про таких говорят: «Ему всё нипочём». Человек же со слабыми резервами настолько истощается от перегрузок, что рискует заболеть. Но даже здоровому человеку не так просто и безопасно использовать резервы. Ведь в их системе всегда есть слабое звено, которое и сдаёт раньше других, ограничивая возможности всего организма. У одних людей это сердце, у других - печень, у третьих - желудок и т.д.. По мнению профессора медицины В.А. Иванченко, одного из крупнейших в мире специалистов по нетрадиционным методам оздоровления, в недалёком будущем врачи на приёме будут заполнять карту резервов организма вместо амбулаторной. И цель будет не установление диагноза, а определение биологического возраста человека и уровня здоровья. Уже сейчас можно рассчитывать уровень здоровья с помощью модифицированного метода В.А. Иванченко. Оценка ведётся в баллах или очках по следующим признакам: 1. Оценка по возрасту. Каждый год до 20 лет дает один балл. От 20 до 40 лет баллы не прибавляются. После 40 лет за каждый прожитый год от 40 отнимается один балл. Например, для возраста 50 лет даётся оценка 30 баллов (40-10). 2. Оценка по соотношению роста и массы тела. Согласно формуле, должный вес = рост - 100. Если истинный вес превышает должный более чем на 5 килограммов, то от оценки здоровья отнимается 30 баллов. Если истинный вес меньше должного на 5-10 кг, го оценка увеличивается на 5 баллов. 3. Оценка по фактору риска - курению. Некурящие получают дополнительно 30 баллов. 4. Оценка фактического здоровья по пульсу. Если пульс в состоянии покоя ниже 90 ударов/мин., то за снижение его на один удар в минуту, например, в результате физических тренировок, оздоровительного бега, к общей сумме всех показателей прибавляется 1 балл. Если пульс в состоянии покоя превышает 90 ударов/мин., то за каждый лишний удар из оценки здоровья вычитывается 1 балл. 5. Оценка физического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок. Подсчитывается пульс в покое и после двухминутного бега в темпе -180 шагов в минуту - через четыре минуты отдыха. Если пульс полностью восстановился, к оценке здоровья прибавляют 30 баллов. Если пульс выше исходного - значит восстановление неполное, резервы сердечно-сосудистой системы невелики, и от 30 минусуется избыточное число ударов, а остаток прибавляется к общей оценке здоровья. 6. Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельности и выносливости организма. Сложите все шесть полученных показателей и оценку уровня здоровья можно произвести по модифицированной классификации состояния человека, предложенной академиком Р.М. Баевским по табл. 1. Таблица 1
В состоянии З1 находятся космонавты, лётчики, спортсмены, полярники, геологи и люди других профессий, тренирующиеся для оптимального приспособления к большим нагрузкам. Наиболее рационально иметь оптимальное приспособление к условиям жизни (состояние З2). По мнению В.А. Иванченко, это большое количество людей, живущих в состояниях, пограничных между здоровьем и болезнью, нормой и патологией (состояние Ж1 и Ж2). По наблюдениям российских учёных, они составляют 50-80% практически здоровых людей. Если при подсчёте баллов окажется, что Вы находитесь в одном из этих состояний, то нужно обязательно обратиться к врачу. Уровни К1 и К2 - ими должны заниматься медики, т.к. самолечение опасно. Вот почему в таблице они обозначены в красный цвет. Теперь другой важный показатель - биологический возраст человека. Биологический возраст может быть значительно меньше паспортного. Учёные определяли его у долгожителей Азербайджана. Показатели работы сердца и лёгких у 60% долгожителей были значительно лучше возрастных норм, т.е. биологический возраст их сердечно-сосудистой и дыхательной систем оказался ниже паспортного. Другой пример: М.М. Котлярову 80 лет, а функциональные пробы свидетельствуют, что его биологический возраст около 40 лет. Исследования резервов его сердечно-сосудистой системы показывают, что они всё время растут. Его сердце и сосуды всё время с возрастом молодеют и молодеют. Между тем ещё 15 лет назад Котляров был развалиной-инвалидом и мечтал прожить хотя бы лет пять. Регулярные занятия суворовским закал - бегом, аутогенная тренировка, натуральное питание - вот слагаемые его здоровья. Многих сорокалетних он оставлял позади себя на соревнованиях по марафонскому бегу. Любой человек может обрести богатырское здоровье и вернуть молодость. Нужны только три «С»: смысл, страсть, стиль. В чём заключается смысл в оздоровлении? Можно сказать: «Здоровье не купишь в аптеке». Его укреплять надо смолоду. Это повседневная, будничная работа, такая же, как работа над книгой, у станка или в поле. Страсть в оздоровлении - это молодой задор, упорство в достижении цели, стремление к новым победам над собой, радость труда и многое другое. У каждого, кто занимается здоровьем, должен быть свой особый стиль, своя система оздоровления. Основа успеха Котлярова - бег; артист цирка В. Дикуль считает главным тренировки на изобретённых им тренажёрах; Н.М. Амосов - сторонник режима нагрузок и ограничений. Сейчас по нетрадиционным методам оздоровления занимается огромное количество людей. Основной метод - оценка объективных и субъективных параметров биологического возраста и резервов организма. Здесь скрыт важный парадокс здоровья. Не случайно древние говорили: «Самое трудное - познать себя». Ещё один парадокс - крайняя индивидуальность резервов здоровья. Врачи утверждают, что даже одно и то же лекарство при одной и той же болезни действует по-разному. Иванченко выделяет четыре закономерности здоровья. Первая - вера в себя, основа успеха оздоровительной работы. Вторая - использовать все возможности оздоровления. Третья - иметь рядом наставника, чтобы он помогал советами и давал оценку проделанной работе. Четвёртая - непременно преодолеть психологический барьер и начать заниматься. Болгарский врач 3.Стошитова подвергла критике бег, закаливание и зарядку. С её точки зрения, прекрасное самочувствие, мышечная радость человека после занятий является допингом, физиологической наркоманией. Она полагает, что запасы мозговых веществ могут истощаться и тогда наступит болезнь. Профессор И. Аршавский приводит данные в пользу того, что регулярные оптимальные физические нагрузки продлевают жизнь. Они не истощают, а укрепляют организм. Следовательно, человек - не автомашина, стареющая от работы. Наоборот, физические нагрузки - это такое же «топливо» для мышц, как воздух для лёгких. Любые формы тренировки и закаливания преследуют одну цель - укрепление резервов организма. Всё депо в величине и интенсивности индивидуального воздействия. Российские учёные Л.Х.Гаркави, Е.И.Квакина, М.А.Уколова обнаружили, что организм реагирует не внешнее воздействие тремя видами реакций: тренировкой, активацией и стрессом. Это как бы три восходящие ступени в мобилизации резервов организма. В обычных условиях здоровый человек находится в состоянии тренировки, это защитная тренировка защитных механизмов организма. Активная тренировка резервов приводит организм в состояние активизации, состояние супервыносливости. Но даже на него могут действовать чрезвычайно сильные неблагоприятные факторы окружающей среды, и тогда развивается состояние стресса, пограничное между здоровьем и болезнью, когда организм пускает в ход почти все резервы. Главное - найти золотую середину, т.е. состояние активации и поддерживать его регулярными тренировками. Начать надо с карты резервов организма. Она включает паспортный возраст, профессию, сведения об условиях труда и быта; медицинский анамнез - вредные привычки, травмы, инфекции, заболевания, поздние ужины, гиподинамия и др.; оценка внешности - тип конституции, рост, вес, толщина кожно-жировой складки, степень развития мускулатуры; текущий самоконтроль - настроение, самочувствие, физические нагрузки, болевые ощущения, сон, работоспособность, аппетит; волевой настрой - тренировки резервов организма. 3. Резервы организма - информация, энергия, время. Одни люди занимаются через силу, страдают от нагрузок, быстро прекращают их, а другие получают заряд бодрости. Вот ещё один парадокс здоровья. Всё дело здесь в волевом настрое, упорстве, огромном желании достичь цели, вере в себя. Вера - основа наших будущих успехов. Ключ к резервам богатырского здоровья в Ваших руках! Для достижения любой цели нужны определённые средства, и если организм располагает ими в достаточной мере, то достижение цели осуществляется спокойно, без напряжения и без включения резервов. Но если цель сложная, а средств для достижения не хватает, то независимо от нашего желания и воли возникает состояние, которое будет выражено тем сильнее, чем значимее цель и чем больше является дефицит (недостаток) средств, необходимых для её достижения. Для каждого организма средствами достижения цели является информация (умение, навык, опыт, знание), энергия и время. Их недостаток и порождает напряжение. Состояние напряжения - полезная, нужная организму реакция, как способ мобилизации скрытых резервов организма, отмечают авторы Г.И. Косицкий, И.И. Дьяконова в книге «Резервы нашего организма». Откуда берутся резервы информации? Выделяют 4 основных типа реакции. 1 степень напряжения - «внимание, мобилизация, активность» (ВМА). Это состояние школьника во время экзаменов, когда он хорошо знает предмет и уверен в своих силах, состояние рабочего, занятого интересным делом, требующим выдумки, умения правильно распределить силы, чтобы добиться высоких результатов. Это духовный подъём, который испытывает художник за мольбертом, состояние лектора, стремящегося увлечь аудиторию и т.д. Состояние напряжения не только мобилизует физические и интеллектуальные, но и также защитные силы организма. Стимулируются процессы роста, улучшается заживление ран, быстрее осуществляются процессы компенсации и восстановления нарушенных болезнью функций организма. Состояние ВМА, когда всё в организме «собрано в кулак» для достижения трудной цели, когда все процессы подчинены этой единственной цели, академик А.А. Ухтомский (физиолог) определил как доминанту (в переводе: латинского «господствовать»). Деятельность внутренних органов изменяется для того, чтобы наилучшим образом обеспечить работу тех систем организма, которые в данный момент наиболее необходимы для решения задачи. В небольшой степени повышается давление крови, учащается пульс, усиливается дыхание, возрастает поглощение кислорода, слегка повышается температура тела. Наиболее высокая активность отмечается в деятельности головного мозга, органов чувств, скелетных мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Даже внешне человек преображается: на лице печать вдохновения, лёгкий румянец покрывает щёки, он сосредоточен и внимателен. Когда перед организмом встают чрезмерно сложные задачи, когда ситуация оказывается настолько необычной, что величины мобилизации резервов, характерной для состояния ВМА недостаточно, независимо от нашей воли и желания, включаются силы тревоги, возникает всеобщая мобилизация всех важных сил и резервов. Возникает // степень напряжения - «стеническая отрицательная эмоция» (СОЭ), которая и физиологически, и психологически резко отличается от ВМА. Появляется чувство ярости, гнева, негодования. В нашем теле возникает подлинная буря, все функции взвинчены до предела. Резервы мобилизуются полностью. Сердце бешено колотится, словно хочет вырваться из груди. Усиливаются окислительные процессы; в кровь выбрасывается огромное количество сахара и адреналина; возрастает артериальное давление; расширяются сосуды мозга, сердца, скелетных мышц, лёгких, кровоток через них увеличивается. В то же время наступает спазм других сосудов других органов, деятельность которых должна быть заторможена. Человек буквально кипит и готов взорваться, силы его возрастают в десятки раз. Известен случай, когда мать увидела при рубке леса, что тяжёлое бревно, упав, придавило руку её ребёнку. Она подскочила и отбросила его в сторону. Это бревно потом перетаскивали десять мужчин. Другой случай произошёл у полярников. Один из членов экипажа почувствовал толчок в плечо, оглянувшись, увидел пасть белого медведя. Мгновенно подпрыгнув, оказался на плоскости крыла. Его друзья не поверили, что он сам туда запрыгнул. Механик ещё раз попытался сделать прыжок на крыло в спокойной обстановке, но не смог достичь и половины высоты. Неразряженная эмоция ломает нормальную работу внутренних органов и может даже привести к заболеванию. Гипертония, язва желудка, некоторые формы бронхиальной астмы, кожные заболевания провоцируются подобными состояниями, когда человек сдерживает себя, внешне сохраняет спокойствие, подавляет эмоциональное напряжение без проявления двигательной активности. Разряжать свои эмоции лучше всего любой мышечной деятельностью, а не дракой, битьём посуды и прочее. /// степень напряжения - «астеническая отрицательная эмоция». Появляется страх отчаяние, ужас, тоска, резко угнетаются интеллектуальные, и энергетические ресурсы подавляются наши защитные силы, защита пассивная. Человек лишается способности мыслить и действовать: «подкашиваются ноги», «опускаются руки», «путаются мысли». Единственная надежда на спасение сохраняется лишь при полном отказе от деятельности. Пример с мышами. Поместили в стеклянную банку 15-20 белых крыс, закрыли крышкой и включили звонок. 4-5 крыс легли и замерли, а другие в ужасе стали метаться, прыгать. Крысы, которые были в мнимой смерти, быстрее обрели прежнюю форму. Мужественный человек отличается от труса не тем, что не испытывает страха, а именно тем, что силой воли подавляет непроизвольно возникшую реакцию. Он подавляет страх и заставляет действовать вопреки ему, в соответствии с чувством долга и условиями, которых требует обстановка, «глаза боятся, а руки делают». Трусливый человек - это слабый человек, он не может владеть собой и оказывается во власти страха, иногда преувеличенного: «У страха глаза велики». Его воля и интеллект подавлены. В опасной ситуации он теряет способность анализировать обстановку и действовать так, как нужно, поэтому и погибает первым. И наоборот, волевой человек способен владеть своими эмоциями и контролировать ситуацию, недаром о таких говорят: «Смелого пуля боится». Нельзя в такой стадии находиться долго, необходимо стремиться увеличить резервы организма: информацию (умения, навыки, опыт), энергию (силу, ловкость, выносливость), время, не доводя до острой его нехватки. Защитой для нервной системы могут стать в этом случае сон, аутотренинг и доверительный разговор с человеком, которому Вы верите. Неважно, что он не всегда сможет помочь. Главное, что выслушает Вас, даст возможность «излить душу» и тем уменьшит состояние нервного напряжения. Но иногда трудности остаются, задача сохраняется, и невозможность решения её приводит к ещё большему росту напряжения. Возникает IV степень напряжения - невроз, срыв высшей нервной деятельности, заболевание. Нужно помнить при этом, что управлять напряжением, командовать эмоциями, приказывать им в лоб нельзя. Эмоции возникают непроизвольно, на уровне подсознания, так же, как независимо от воли и сознания, бледнеет или краснеет при гневе лицо, потеют при волнении ладони, начинает учащённо биться сердце и пробегают мурашки по телу.
4. Факторы и средства долголетия. Что Вы должны помнить и делать, чтобы укрепить своё здоровье, повысить работоспособность, приобрести уверенность в своих силах и развить резервы, хранящиеся в Вашем организме? Во-первых, преодолеть психологический барьер и начать регулярные занятия физическими упражнениями, используя зарядку, ритмическую гимнастику, плавание, бег или ходьбу, лыжи, велосипед и т.д. Естественный предел человеческой жизни определяется по способу, предложенному французским естествоиспытателем XVIII века Бюдгоном. Возможная продолжительность жизни человека (как и животных) должна в 5-7 раз превышать период его роста. Рост человека заканчивается к 21-25 годам, значит, естественный срок его жизни 150 лет. И.П. Павлов считал срок жизни 100 лет. Нормальным сроком жизни человека считают 100-150 лет. Известны долгожители, которые достигли возраста 150 лет. Так, англичанин Томас Парр прожил 152 года. Зафиксированы и более долгие сроки жизни до 180-200 лет. В 1985 году у нас в стране насчитывалось более 22000 человек в возрасте более 100 лет. Главная задача - не «прибавить годы к жизни», а «прибавить жизни к годам», то есть избавить старость от болезней, сделать её активной. Искусство продлить жизнь - это искусство не сокращать её. Американский учёный Р.Коллинз считает, что сокращение жизни зависит от внешних факторов и стиля поведения человека (жизнь в большом городе, материальная необеспеченность, нервный характер, отсутствие движения, курение, употребление спиртного, холостая жизнь, частые заболевания, избыточный вес), но не был учтён им фактор труда. Современные научные данные утверждают, что бездельник должен вычеркнуть из своей жизни столько лет, сколько труженик может к ним прибавить. Более 70% обследованных мужчин-долгожителей имели трудовой стаж свыше 60 лет. Уйдя на пенсию, занимаясь своим «хобби», Вы способствуете творческому подъёму и доживёте до старости.Пенсионный возраст - это ещё не старость. Согласно решению симпозиума геронтологов 1962 года, были установлены следующие возрастные категории: 45-60 лет - средний возраст, 60-75 - пожилой, 75-90 - старческий, 90 и старше - долгожители.
Вопросы для самоподготовки 1. Дайте определение понятия "здоровья", перечислите виды его и что включает каждое из них? 2. Назовите функции здоровья, показатели и качества. 3. Назовите причины, обуславливающие низкий уровень здоровья. Факторы и группы, формирующие здоровье. 4. Что включает в себя резервы организма и перечислите скрытые резервы? 5. Перечислите аспекты здоровья и их значение. 6. Что составляет уровень здоровья по В. А. Иванченко и Р. М. Баевскому? 7. Расскажите о закономерностях здоровья по В. А. Иванченко. 8. Что надо делать, чтобы укрепить свое здоровье и повысить работоспособность? 9. Что изучает валеология, геронтология и ювенология? 10.Отчего зависит продолжительность жизни индивидуума? 11. Назовите факторы и средства, способствующие долгожительству. 12.Назовите границы и возрастные категории старения.
Таблица №2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |