Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Здоровье и долголетие




1. Здоровье и его составляющие, аспекты и факторы.

Сейчас много говорят о том, что современный человек становится всё более изне­женным и хилым. Внешне он выглядит хорошо, но к сорока годам шумно дышит и с тру­дом переводит дух, поднимаясь на четвёртый этаж, хватается за поясницу при низких на­клонах, чаще появляются головная боль и сердцебиение. Разве это не парадоксально? Здоровый человек жалуется на здоровье? Так в чём же оно состоит, и как узнать, сколько его ещё осталось?

Если Вы ещё не задумывались над своим здоровьем, то Вы приятное исключение. Почему современный человек расплачивается за услуги цивилизации, не парадоксально ли это? Одни учёные призывают: «Назад к природе!». По их мнению, надо вернуться к питанию натуральными продуктами, с детства закалять человека, учить плавить раньше, чем ходить и т.п. Другие учёные надеются на успехи медицины и внутренний голос чело­века, указывающий, заниматься ли ему закаливанием и тренировками. Правы и те, и дру­гие. Нужно разумно использовать достижения цивилизации и в то же время прислуши­ваться к своему организму, не очень надеясь на то, что медики найдут «эликсир долголе­тия». Действительно, увеличение средней продолжительности жизни, столь бурное в первой трети XX века в экономически развитых странах, постепенно замедлилось, а сей­час практически приостановилось. Исключение составляют японцы.

Итак, что такое здоровье? Согласно уставу Всемирной организации здра­воохранения, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Большинство учёных считают, что физическое, умственное, эмоциональное здоровье - это состояние организма, позволяющее человеку в полной мере выполнить биологические и социаль­ные функции и в то же время иметь максимальную уравновешенность с природой и соци­альной средой.

Кроме того, необходимо различать понятия «объективное здоровье» и «субъектив­ное здоровье». «Объективное здоровье» - когда мы чувствуем часто себя хорошо, но при медицинских обследованиях объективно находятся те или иные нарушения в организме. «Субъективное здоровье» - когда при плохом самочувствии никакие объективные нару­шения не выявляются.

В последние годы при оценке резервов организма стали разделять понятия «стати­ческое здоровье» и «динамическое здоровье». «Статическое здоровье» - это определён­ное состояние организма в период относительного мышечного покоя при отсутствии пи­щевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. «Динамическое здоровье» - такое со­стояние организма, которое определяется путём исследования его функций до и после дозированных физических, пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. Таким образом, по «динамическому здоровью» можно судить о резервах функционирования ос­новных органов и систем человеческого организма. -

В.А. Иванченко предлагает следующую формулу определения "динамического здо­ровья". Оно прямо пропорционально величине резервов организма, степени согласова­ния его биоритмов с ритмами природы и общества и обратно пропорционально деятель­ности, а также силе действия неблагоприятных факторов окружающей среды. Схемати­чески это выглядит так:

резервы и ритм жизни

Динамическое здоровье =

условия среды

Существуют понятия индивидуального и общественного здоровья.

Проблема диагностики уровня здоровья включает: 1) оценку состояния различных органов и систем в покое и деятельности: костно-мышечной, нервно-психической, эндок­ринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и т.д.; 2) оценку их резервных возможностей в условиях суб- и экстремальных нагрузок.

Каковы функции здоровья? Прежде всего, здоровье поддерживает определённый уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активно­сти) человека, а каждый конкретный период жизни и создаёт запас для старости, когда меняется характер метаболических процессов в организме, снижается адаптивность и совершенство механизмов регуляции. Кроме того, при определении сущности индивиду­ального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека в том или ином состоянии.

При характеристике здоровья обычно обращают внимание на его социальные аспек­ты (работоспособность, социальная активность), личностным же ощущениям не уделяет­ся должного внимания. При хорошем состоянии здоровья человек чувствует себя ком­фортно, он не «чувствует» своих внутренних органов и других частей тела. Это достига­ется при определённой гармоничности функционирования организма в рамках конкретной структуры.

Р.И. Айзманом выделены пять качеств, которые связаны между собой и могут быть выражены количественно:

- уровень и гармоничность физического развития;

- резервные возможности основных физиологических систем;

- уровень иммунной защиты организма;

- наличие /отсутствие хронического заболевания, дефекта развития;

- уровень морально-волевых и целостно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.

В зависимости от количественного выражения (степени развития, проявления), каж­дый из названных признаков может негативно или позитивно влиять на здоровье. Напри­мер, при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой системы у человека может быть низкий уровень иммунитета, закалённости и в результате - частые простудные заболевания.

Р.И. Айзман отмечает, что очень важным показателем здоровья является также нервно-психическое состояние человека.

Выделены две основные группы факторов, влияющих на представленные элементы здоровья: 1) «факторы риска» - ухудшающие здоровье; 2) «факторы здоровья» - укреп­ляющие здоровье. В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы, формирующие здоровье:

1 группа - факторы образа жизни 50% (укрепляющие здоровье - отсутствие вредных привычек, рациональное питание, физическая активность, здоровый психо­логический климат в семье и на работе, внимательное отношение к своему здоровью; факторы риска - курение, алкоголь, наркомания, злоупотребление лекарствами, несбалансированное питание, гиподинамия, стрессовые ситуа­ции, недостаточная медицинская активность);

2 группа - факторы внешней среды 20% (отсутствие вредных факторов производства, хорошие бытовые условия, оседлый образ жизни, благоприятные климатиче­ские и природные условия, экологически чистая среда обитания; факторы риска - вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, ми­грационные условия, загрязнение окружающей среды);

3 группа - биологические факторы 20% (здоровая наследственность, отсутствие половозрастных особенностей; факторы риска - наследственная предрасположенность к заболеваниям, возрастно-половые особенности, влияющие на возникновение заболеваний);

4 группа - факторы медицинского обследования 10% (высокий уровень медицинской помощи; фактор риска - некачественное медицинское обслуживание).

Диагностика здоровья индивидуума включает определение антропометрических по­казателей, позволяющих оценить уровень и гармоничность физического развития, со­стояние функциональных систем организма в покое и под влиянием нагрузочных проб, характеризующие норму и резервные возможности (т.е. резерв адаптации); состояние психо-эмоциональной и волевой сферы, оценку иммунитета, наличие или отсутствие при­знаков заболевания. Очень важно выявить степень проявления «факторов риска», влияющих на здоровье и генетическую предрасположенность к развитию того или иного заболевания. Такая количественная характеристика здоровья неразрывно связана с по­нятием нормы. Например, нормальным считается кровяное давление 110-130/70-80 мм рт.ст.; частота сердечных сокращений - 60-80 ударов в минуту и т.д..

В последние годы всё более широкое понимание находит индивидуальная норма (учитывается возраст, пол, биологический тип, экологический фактор, климатогеографические зоны проживания).

Общественное здоровье оценивается по следующим основным демографическим показателям: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость.

Показатель рождаемости за 1992/93 гг. снизился на четверть и составил 9,2 родив­шихся на 1000 жителей, одновременно показатель смертности за это же время увеличил­ся на 28% и составил 14,6 умерших на 1000 жителей, смертность мужчин примерно в 2 раза превышает смертность женщин, снижается средняя продолжительность жизни (мужчин 58 лет, женщин - 72 года в 1994 году). К окончанию школы процент здоровых де­тей составляет не более 10%, особенно распространены болезни органов дыхания (до 42%), пищеварения (до 21%), нервно-психические расстройства (до 16%), травмы (до 10%).

Выделяют четыре группы причин, обусловливающих низкий уровень здоровья насе­ления России:

- нездоровый образ жизни;

- психо-эмоциональное напряжение и стресс;

- экологическая обстановка;

- санитарно-гигиенические нормы на рабочих местах и в быту.

 

В последние годы широкое звучание получила новая наука -валеология. Это наука о проявлениях здоровья, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления.

Резервами организма стала заниматься новая наука ювенология (лат. juvenis - мо­лодой). В отличие от геронтологии она изучает не старение, а особенности молодого и зрелого организма, его резервы, чтобы найти пути к их упрочению, продлению молодости, творческого здорового долголетия.

Не случайно академик Н.М. Амосов предложил исследовать количество здоровья по сумме резервов основных функциональных систем человека: нервной, эндокринной, сер­дечно-сосудистой, дыхательной и т.д.. Ещё он предлагает переориентировать современ­ную медицину, которая нацелена в основном на болезни. Гораздо важнее изучать здорового человека, чтобы дать ему практические рекомендации по такому образу жизни, кото­рый укрепил бы резервы организма, способствовал долголетию.

Что представляют собой эти резервы? Их определяют как выработанную в процессе эволюции и индивидуального развития способность органа, системы и организма в целом многократно усиливать свою деятельность по сравнению с состоянием покоя. Это скры­тые возможности человека, обеспечивающие его максимальное приспособление к окру­жающей среде. Чтобы выявить резервы органа, необходимо дать ему стандартную на­грузку и посмотреть, насколько возрастёт его работа.

Если определять изменения биохимических показателей в крови и тканях - это биохимические резервы. При исследовании функций органов и систем оцениваются физио­логические резервы. В процессе труда взвешиваются резервы трудовой деятельности. Исследование психических функций человека даёт представление о резервах его психи­ки.

Под интеллектуальными аспектами здоровья понимается то, как человек усваива­ет информацию, использует её для развития и адаптации в окружающем мире.

Социальный аспект здоровья отражает способ общения и отношений с разными группами людей (коллегами, родителями, сверстниками, соседями, детьми и т.п.), т.е. с обществом.

Личностный аспект здоровья означает то, как человек осознает себя в качестве личности, как развивается собственное «Я», т.е. самоощущение и чувство самореализа­ции. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что человек ценит, и чего он хочет добиться для себя и общества. Некоторые находят способ самореализации в своей работе или карьере, другие - в семье, третьи - в деятельности на благо других и т.д. Гармоничное сочетание разных способов является основой личностного здоровья.

Духовный аспект здоровья отражает суть человеческого бытия, те осно­вополагающие целевые жизненные установки, которые обеспечивают целостность лич­ности, её развитие, её жизнь в обществе.

С возрастом, в процессе индивидуального развития, изменяется вклад каждого из компонентов в целостное здоровье: если в детском возрасте ведущим является физиче­ское, психо-эмоциональное и интеллектуальное, то в зрелом возрасте духовное, соци­альное и личностное здоровье становится стержнем, определяющим другие её состав­ляющие.

2. Показатели и закономерности здоровья.

В Мексике живёт племя тарахумиров. Это прирождённые стайеры. В 1967г. между­народная комиссия установила, что любой индеец этого племени способен пробежать без признаков усталости 170 км, а дети в возрасте 6-10 лет спокойно пробегают 10 км за 68-70 минут! Уже через пять минут их пульс близок к норме. Всё это происходит на высо­те свыше 2000 метров над уровнем моря. Потребление кислорода индейцем во время бе­га в 10 раз превосходит показатели, считавшиеся ранее абсолютно рекордными для че­ловека.

Феноменальные результаты включения резервов могут показать и обычные люди. Физиологи попросили 11 здоровых взрослых мужчин, никогда не бывавших в горах, за­лезть в барокамеру и вращать там педали велоэргометра с довольно большой нагрузкой - 250 кгм/мм. Оказалось, что 10 из 11 смогли проработать пять минут на высоте 6000 м, а шесть человек даже на высоте 7000 м.

В среднем считается, что в повседневной деятельности человека участвует лишь около 35% его абсолютных возможностей. Это диапазон привычной работы. При нагрузке в пределах от 35 до 65 процентов абсолютных возможностей появляются чувство усталости, неприятные ощущения. Организм вынужден включать первый «эшелон» физиологи­ческих резервов. Нагрузка свыше 65% абсолютных возможностей может быть выполнена только при условии чрезвычайного напряжения (стресса). Здесь включается второй «эшелон» резервов - в основном психических. Не случайно во время соревнований, тру­дового порыва человек способен творить чудеса. В условиях борьбы за жизнь, при забо­леваниях включается третий «эшелон» резервов.

Если сравнить человека, имеющего богатырское здоровье, с хилым, незакалённым человеком, то окажется, что для первого стрессы и перегрузки не нарушают ритм его деятельности. Про таких говорят: «Ему всё нипочём». Человек же со слабыми резервами настолько истощается от перегрузок, что рискует заболеть. Но даже здоровому человеку не так просто и безопасно использовать резервы. Ведь в их системе всегда есть слабое звено, которое и сдаёт раньше других, ограничивая возможности всего организма. У од­них людей это сердце, у других - печень, у третьих - желудок и т.д..

По мнению профессора медицины В.А. Иванченко, одного из крупнейших в мире специалистов по нетрадиционным методам оздоровления, в недалёком будущем врачи на приёме будут заполнять карту резервов организма вместо амбулаторной. И цель бу­дет не установление диагноза, а определение биологического возраста человека и уров­ня здоровья. Уже сейчас можно рассчитывать уровень здоровья с помощью модифицированного метода В.А. Иванченко. Оценка ведётся в баллах или очках по следующим признакам:

1. Оценка по возрасту. Каждый год до 20 лет дает один балл. От 20 до 40 лет баллы не прибавляются. После 40 лет за каждый прожитый год от 40 отнимается один балл. На­пример, для возраста 50 лет даётся оценка 30 баллов (40-10).

2. Оценка по соотношению роста и массы тела. Согласно формуле, должный вес = рост - 100. Если истинный вес превышает должный более чем на 5 килограммов, то от оценки здоровья отнимается 30 баллов. Если истинный вес меньше должного на 5-10 кг, го оценка увеличивается на 5 баллов.

3. Оценка по фактору риска - курению. Некурящие получают дополнительно 30 баллов.

4. Оценка фактического здоровья по пульсу. Если пульс в состоянии покоя ниже 90 ударов/мин., то за снижение его на один удар в минуту, например, в результате физиче­ских тренировок, оздоровительного бега, к общей сумме всех показателей прибавляется 1 балл. Если пульс в состоянии покоя превышает 90 ударов/мин., то за каждый лишний удар из оценки здоровья вычитывается 1 балл.

5. Оценка физического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок. Подсчитывается пульс в покое и после двухминутного бега в темпе -180 шагов в минуту - через четыре минуты отдыха. Если пульс полностью восстановился, к оценке здоровья прибавляют 30 баллов. Если пульс выше исходного - значит восстановление неполное, резервы сердечно-сосудистой системы невелики, и от 30 минусуется избыточное число ударов, а остаток прибавляется к общей оценке здоровья.

6. Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельности и вынос­ливости организма.

Сложите все шесть полученных показателей и оценку уровня здоровья можно про­извести по модифицированной классификации состояния человека, предложенной ака­демиком Р.М. Баевским по табл. 1.

Таблица 1

Уровень здоровья (степень адаптации к среде) Количество баллов Условный цвет и шифр состояния (отражает соответствующее место человека на шкале вероятностей развития или наличия болезни)
        цвет шифр
Оптимальный уровень здоровья и адаптации, отличное состояние здоровья 101 и более зеленый З1
Хороший уровень здоровья и адапта­ции, состояние здоровья среднее и хорошее 61—100 зеленый З2
Удовлетворительный уровень здоро­вья с нарушением механизмов адап­тации, состояние здоровья удовлетворительное 41—60 желтый Ж1
Неудовлетворительный уровень здо­ровья с недостаточной адаптацией, практически здоров 21—40 желтый Ж2
Неудовлетворительный уровень здо­ровья со срывом адаптации, предболезнь 20 и менее красный К1
Заболевание   красный К2

В состоянии З1 находятся космонавты, лётчики, спортсмены, полярники, геологи и люди других профессий, тренирующиеся для оптимального приспособления к большим нагрузкам. Наиболее рационально иметь оптимальное приспособление к условиям жизни (состояние З2). По мнению В.А. Иванченко, это большое количество людей, живущих в состояниях, пограничных между здоровьем и болезнью, нормой и патологией (состояние Ж1 и Ж2). По наблюдениям российских учёных, они составляют 50-80% практически здоровых людей. Если при подсчёте баллов окажется, что Вы находитесь в одном из этих состояний, то нужно обязательно обратиться к врачу.

Уровни К1 и К2 - ими должны заниматься медики, т.к. самолечение опасно. Вот по­чему в таблице они обозначены в красный цвет.

Теперь другой важный показатель - биологический возраст человека. Биологический возраст может быть значительно меньше паспортного. Учёные определяли его у долго­жителей Азербайджана. Показатели работы сердца и лёгких у 60% долгожителей были значительно лучше возрастных норм, т.е. биологический возраст их сердечно-сосудистой и дыхательной систем оказался ниже паспортного. Другой пример: М.М. Котлярову 80 лет, а функциональные пробы свидетельствуют, что его биологический возраст около 40 лет. Исследования резервов его сердечно-сосудистой системы показывают, что они всё время растут. Его сердце и сосуды всё время с возрастом молодеют и молодеют. Между тем ещё 15 лет назад Котляров был развалиной-инвалидом и мечтал прожить хотя бы лет пять. Регулярные занятия суворовским закал - бегом, аутогенная тренировка, нату­ральное питание - вот слагаемые его здоровья. Многих сорокалетних он оставлял позади себя на соревнованиях по марафонскому бегу.

Любой человек может обрести богатырское здоровье и вернуть молодость. Нужны только три «С»: смысл, страсть, стиль. В чём заключается смысл в оздоровлении? Можно сказать: «Здоровье не купишь в аптеке». Его укреплять надо смолоду. Это повседневная, будничная работа, такая же, как работа над книгой, у станка или в поле. Страсть в оздо­ровлении - это молодой задор, упорство в достижении цели, стремление к новым побе­дам над собой, радость труда и многое другое. У каждого, кто занимается здоровьем, должен быть свой особый стиль, своя система оздоровления.

Основа успеха Котлярова - бег; артист цирка В. Дикуль считает главным тренировки на изобретённых им тренажёрах; Н.М. Амосов - сторонник режима нагрузок и ограниче­ний.

Сейчас по нетрадиционным методам оздоровления занимается огромное количест­во людей. Основной метод - оценка объективных и субъективных параметров биологиче­ского возраста и резервов организма. Здесь скрыт важный парадокс здоровья. Не слу­чайно древние говорили: «Самое трудное - познать себя». Ещё один парадокс - крайняя индивидуальность резервов здоровья. Врачи утверждают, что даже одно и то же лекарст­во при одной и той же болезни действует по-разному.

Иванченко выделяет четыре закономерности здоровья. Первая - вера в себя, основа успеха оздоровительной работы. Вторая - использовать все возможности оздоровления. Третья - иметь рядом наставника, чтобы он помогал советами и давал оценку про­деланной работе. Четвёртая - непременно преодолеть психологический барьер и начать заниматься.

Болгарский врач 3.Стошитова подвергла критике бег, закаливание и зарядку. С её точки зрения, прекрасное самочувствие, мышечная радость человека после занятий является допингом, физиологической наркоманией. Она полагает, что запасы мозговых ве­ществ могут истощаться и тогда наступит болезнь.

Профессор И. Аршавский приводит данные в пользу того, что регулярные оптималь­ные физические нагрузки продлевают жизнь. Они не истощают, а укрепляют организм. Следовательно, человек - не автомашина, стареющая от работы. Наоборот, физические нагрузки - это такое же «топливо» для мышц, как воздух для лёгких. Любые формы тре­нировки и закаливания преследуют одну цель - укрепление резервов организма. Всё де­по в величине и интенсивности индивидуального воздействия.

Российские учёные Л.Х.Гаркави, Е.И.Квакина, М.А.Уколова обнаружили, что орга­низм реагирует не внешнее воздействие тремя видами реакций: тренировкой, активацией и стрессом. Это как бы три восходящие ступени в мобилизации резервов организма. В обычных условиях здоровый человек находится в состоянии тренировки, это защитная тренировка защитных механизмов организма. Активная тренировка резервов приводит организм в состояние активизации, состояние супервыносливости. Но даже на него могут действовать чрезвычайно сильные неблагоприятные факторы окружающей среды, и то­гда развивается состояние стресса, пограничное между здоровьем и болезнью, когда ор­ганизм пускает в ход почти все резервы.

Главное - найти золотую середину, т.е. состояние активации и поддерживать его ре­гулярными тренировками.

Начать надо с карты резервов организма. Она включает паспортный возраст, про­фессию, сведения об условиях труда и быта; медицинский анамнез - вредные привычки, травмы, инфекции, заболевания, поздние ужины, гиподинамия и др.; оценка внешности - тип конституции, рост, вес, толщина кожно-жировой складки, степень развития мускула­туры; текущий самоконтроль - настроение, самочувствие, физические нагрузки, болевые ощущения, сон, работоспособность, аппетит; волевой настрой - тренировки резервов ор­ганизма.

3. Резервы организма - информация, энергия, время.

Одни люди занимаются через силу, страдают от нагрузок, быстро прекращают их, а другие получают заряд бодрости. Вот ещё один парадокс здоровья. Всё дело здесь в во­левом настрое, упорстве, огромном желании достичь цели, вере в себя. Вера - основа наших будущих успехов. Ключ к резервам богатырского здоровья в Ваших руках!

Для достижения любой цели нужны определённые средства, и если организм распо­лагает ими в достаточной мере, то достижение цели осуществляется спокойно, без на­пряжения и без включения резервов. Но если цель сложная, а средств для достижения не хватает, то независимо от нашего желания и воли возникает состояние, которое будет выражено тем сильнее, чем значимее цель и чем больше является дефицит (недостаток) средств, необходимых для её достижения.

Для каждого организма средствами достижения цели является информация (умение, навык, опыт, знание), энергия и время. Их недостаток и порождает напряжение. Состоя­ние напряжения - полезная, нужная организму реакция, как способ мобилизации скрытых резервов организма, отмечают авторы Г.И. Косицкий, И.И. Дьяконова в книге «Резервы нашего организма».

Откуда берутся резервы информации? Выделяют 4 основных типа реакции.

1 степень напряжения - «внимание, мобилизация, активность» (ВМА). Это состоя­ние школьника во время экзаменов, когда он хорошо знает предмет и уверен в своих си­лах, состояние рабочего, занятого интересным делом, требующим выдумки, умения пра­вильно распределить силы, чтобы добиться высоких результатов. Это духовный подъём, который испытывает художник за мольбертом, состояние лектора, стремящегося увлечь аудиторию и т.д. Состояние напряжения не только мобилизует физические и интеллекту­альные, но и также защитные силы организма. Стимулируются процессы роста, улучша­ется заживление ран, быстрее осуществляются процессы компенсации и восстановления нарушенных болезнью функций организма. Состояние ВМА, когда всё в организме «собрано в кулак» для достижения трудной цели, когда все процессы подчинены этой единст­венной цели, академик А.А. Ухтомский (физиолог) определил как доминанту (в переводе: латинского «господствовать»).

Деятельность внутренних органов изменяется для того, чтобы наилучшим образом обеспечить работу тех систем организма, которые в данный момент наиболее необходимы для решения задачи. В небольшой степени повышается давление крови, учащается пульс, усиливается дыхание, возрастает поглощение кислорода, слегка повышается температура тела. Наиболее высокая активность отмечается в деятельности головного моз­га, органов чувств, скелетных мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Даже внешне человек преображается: на лице печать вдохновения, лёгкий румянец покрывает щёки, он сосредоточен и внимателен.

Когда перед организмом встают чрезмерно сложные задачи, когда ситуация оказы­вается настолько необычной, что величины мобилизации резервов, характерной для со­стояния ВМА недостаточно, независимо от нашей воли и желания, включаются силы тре­воги, возникает всеобщая мобилизация всех важных сил и резервов.

Возникает // степень напряжения - «стеническая отрицательная эмоция» (СОЭ), ко­торая и физиологически, и психологически резко отличается от ВМА. Появляется чувство ярости, гнева, негодования. В нашем теле возникает подлинная буря, все функции взвин­чены до предела. Резервы мобилизуются полностью. Сердце бешено колотится, словно хочет вырваться из груди. Усиливаются окислительные процессы; в кровь выбрасывается огромное количество сахара и адреналина; возрастает артериальное давление; расши­ряются сосуды мозга, сердца, скелетных мышц, лёгких, кровоток через них увеличивает­ся. В то же время наступает спазм других сосудов других органов, деятельность которых должна быть заторможена. Человек буквально кипит и готов взорваться, силы его возрастают в десятки раз.

Известен случай, когда мать увидела при рубке леса, что тяжёлое бревно, упав, придавило руку её ребёнку. Она подскочила и отбросила его в сторону. Это бревно потом перетаскивали десять мужчин.

Другой случай произошёл у полярников. Один из членов экипажа почувствовал тол­чок в плечо, оглянувшись, увидел пасть белого медведя. Мгновенно подпрыгнув, оказал­ся на плоскости крыла. Его друзья не поверили, что он сам туда запрыгнул. Механик ещё раз попытался сделать прыжок на крыло в спокойной обстановке, но не смог достичь и половины высоты.

Неразряженная эмоция ломает нормальную работу внутренних органов и может да­же привести к заболеванию. Гипертония, язва желудка, некоторые формы бронхиальной астмы, кожные заболевания провоцируются подобными состояниями, когда человек сдерживает себя, внешне сохраняет спокойствие, подавляет эмоциональное напряжение без проявления двигательной активности.

Разряжать свои эмоции лучше всего любой мышечной деятельностью, а не дракой, битьём посуды и прочее.

/// степень напряжения - «астеническая отрицательная эмоция». Появляется страх отчаяние, ужас, тоска, резко угнетаются интеллектуальные, и энергетические ресурсы подавляются наши защитные силы, защита пассивная. Человек лишается способности мыслить и действовать: «подкашиваются ноги», «опускаются руки», «путаются мысли». Единственная надежда на спасение сохраняется лишь при полном отказе от деятельно­сти. Пример с мышами. Поместили в стеклянную банку 15-20 белых крыс, закрыли крыш­кой и включили звонок. 4-5 крыс легли и замерли, а другие в ужасе стали метаться, пры­гать. Крысы, которые были в мнимой смерти, быстрее обрели прежнюю форму.

Мужественный человек отличается от труса не тем, что не испытывает страха, а именно тем, что силой воли подавляет непроизвольно возникшую реакцию. Он подавляет страх и заставляет действовать вопреки ему, в соответствии с чувством долга и условия­ми, которых требует обстановка, «глаза боятся, а руки делают».

Трусливый человек - это слабый человек, он не может владеть собой и оказывается во власти страха, иногда преувеличенного: «У страха глаза велики». Его воля и интел­лект подавлены. В опасной ситуации он теряет способность анализировать обстановку и действовать так, как нужно, поэтому и погибает первым. И наоборот, волевой человек способен владеть своими эмоциями и контролировать ситуацию, недаром о таких гово­рят: «Смелого пуля боится».

Нельзя в такой стадии находиться долго, необходимо стремиться увеличить резер­вы организма: информацию (умения, навыки, опыт), энергию (силу, ловкость, выносли­вость), время, не доводя до острой его нехватки. Защитой для нервной системы могут стать в этом случае сон, аутотренинг и доверительный разговор с человеком, которому Вы верите. Неважно, что он не всегда сможет помочь. Главное, что выслушает Вас, даст возможность «излить душу» и тем уменьшит состояние нервного напряжения.

Но иногда трудности остаются, задача сохраняется, и невозможность решения её приводит к ещё большему росту напряжения.

Возникает IV степень напряжения - невроз, срыв высшей нервной деятельности, заболевание. Нужно помнить при этом, что управлять напряжением, командовать эмо­циями, приказывать им в лоб нельзя. Эмоции возникают непроизвольно, на уровне под­сознания, так же, как независимо от воли и сознания, бледнеет или краснеет при гневе лицо, потеют при волнении ладони, начинает учащённо биться сердце и пробегают мурашки по телу.

 

4. Факторы и средства долголетия.

Что Вы должны помнить и делать, чтобы укрепить своё здоровье, повысить работо­способность, приобрести уверенность в своих силах и развить резервы, хранящиеся в Вашем организме?

Во-первых, преодолеть психологический барьер и начать регулярные занятия физи­ческими упражнениями, используя зарядку, ритмическую гимнастику, плавание, бег или ходьбу, лыжи, велосипед и т.д.

Естественный предел человеческой жизни определяется по способу, предложенно­му французским естествоиспытателем XVIII века Бюдгоном. Возможная продолжитель­ность жизни человека (как и животных) должна в 5-7 раз превышать период его роста. Рост человека заканчивается к 21-25 годам, значит, естественный срок его жизни 150 лет. И.П. Павлов считал срок жизни 100 лет. Нормальным сроком жизни человека считают 100-150 лет.

Известны долгожители, которые достигли возраста 150 лет. Так, англичанин Томас Парр прожил 152 года. Зафиксированы и более долгие сроки жизни до 180-200 лет. В 1985 году у нас в стране насчитывалось более 22000 человек в возрасте более 100 лет.

Главная задача - не «прибавить годы к жизни», а «прибавить жизни к годам», то есть избавить старость от болезней, сделать её активной. Искусство продлить жизнь - это искусство не сокращать её.

Американский учёный Р.Коллинз считает, что сокращение жизни зависит от внеш­них факторов и стиля поведения человека (жизнь в большом городе, материальная не­обеспеченность, нервный характер, отсутствие движения, курение, употребление спирт­ного, холостая жизнь, частые заболевания, избыточный вес), но не был учтён им фактор труда. Современные научные данные утверждают, что бездельник должен вычеркнуть из своей жизни столько лет, сколько труженик может к ним прибавить. Более 70% обследо­ванных мужчин-долгожителей имели трудовой стаж свыше 60 лет.

Уйдя на пенсию, занимаясь своим «хобби», Вы способствуете творческому подъёму и доживёте до старости.Пенсионный возраст - это ещё не старость. Согласно решению симпозиума геронтологов 1962 года, были установлены следующие возрастные катего­рии: 45-60 лет - средний возраст, 60-75 - пожилой, 75-90 - старческий, 90 и старше - долгожители.

 

 

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение понятия "здоровья", перечислите виды его и что включает каждое из них?

2. Назовите функции здоровья, показатели и качества.

3. Назовите причины, обуславливающие низкий уровень здоровья. Факторы и группы, формирующие здоровье.

4. Что включает в себя резервы организма и перечислите скрытые резервы?

5. Перечислите аспекты здоровья и их значение.

6. Что составляет уровень здоровья по В. А. Иванченко и Р. М. Баевскому?

7. Расскажите о закономерностях здоровья по В. А. Иванченко.

8. Что надо делать, чтобы укрепить свое здоровье и повысить работоспособность?

9. Что изучает валеология, геронтология и ювенология?

10.Отчего зависит продолжительность жизни индивидуума?

11. Назовите факторы и средства, способствующие долгожительству.

12.Назовите границы и возрастные категории старения.


 

Таблица №2

 

Исходное положение Упражнения Дозировка Методические указания
1 ноги врозь, руки на пояс   «выпады вперед» 1–вдох, левая нога вперед, голову откинуть назад, правая нога на носке; 2–выдох, ногу на место, голову опустить. 5 раз Повторить тоже с правой ноги.
2 О.С., руки на пояс   «на бис» 1–вдох, поворот влево, руки в стороны; 2–выдох, наклон вперед и влево, руки назад; 3-вдох, поворот вправо, руки в стороны; 4–выдох, наклон вперед и вправо, руки назад; 5–вдох, О.С., руки вверх; 6–выдох, руки опустить. 2 раза При поворотах и наклонах держать ноги на месте. Руки разводить в стороны до уровня плеч.
3 ноги врозь, руки на пояс     «мельница» 1,2-круговые движения локтями вперед; 3,4-вверх; 5,6-назад; Тоже в обратную сторону. 5 раз Дышать равномерно, без задержек.
4 сидя на стуле   «стульчик» 1-вдох; 2-выдох, согнуться, коснуться лицом рук, вытянув живот. 6 раз Сидеть на стуле лицом к спинке, держа руки на ней. Спина прямая.
5 О.С.     «полет» 1-вдох, ноги на носки, откинуть голову назад, поднять за спиной руки; 2-выдох, ноги на ступни, подбородком коснуться груди, руки опустить. в течении 1 минуты Упражнение выполнять медленно. Спину держать прямо.
6 О.С., руки в замок на затылке   «потягушки» 1-вдох, на носки, прогнуться назад; 2-выдох, на ступни, руки в стороны и вниз. 6 раз Поддерживать более большой угол наклона. Дыхание глубокое.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.