Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правотворчество

Источники (формы права).

Под источниками форм права понимаются способы выражения и закрепления правовых норм.

Основными источниками (формами) права являются - правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридическая доктрина, религиозные источники.

Правовой обычай - это санкционированная государством правила поведения, которые сложились в обществе в результате многократного повторения людьми одних и тех же действий. В настоящее время правовой обычай является основным источником права в правовой семье обычного права (входят страны центральной Африки, некоторые азиатский страны). В России правовой обычай санкционируется государством в виде обычая делового оборота.

Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному делу, которое в последствии используется при вынесении решений по подобным делам, т.е. казуальное решение распространяется на аналогичные ситуации. Прецеденты высших инстанций обязательны для низших инстанций. Юридический прецедент является одним нз главных источников права в правотворчестве англосаксонской правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. В Росси источником права не является, однако казуальное решение Конституционного суда РФ следует рассматривать как прецедент толкования. Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. НПА издаются государством, либо другими субъектами с санкции государства; Принимаются с соблюдением процедуры, т.е. в результате правотворчества. Оформляются в виде официального документа. Имеют определенные формы: законы и подзаконные нормативно-правовые акты. НПА является основным источником права в странах Романо- германской системы права (в т.ч. и России, странах континентальной Европы).

Нормативный договор - это договор, который содержит нормы права. Нормативность в договоре обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений, т.е. субъекты вынуждены закреплять в договоре общие права и обязанности на длительный срок. В обыкновенном договоре такой нормативности нет, ибо стороны опираются на уже существующую норму права. По сути нормативный договор позволяет сторонам конкретизировать положения общих принципов прав либо универсальных норм. Используется в международном, трудовом, гражданском праве.

Юридическая доктрина — научные труды, цитаты видных юристов, используемые в юридической практике как аргумент для доказывания своей правоты. Использовались в древнем Риме, Средневековой Англии, современном мусульманском нраве.

Религиозные источники, служащие источниками права. В современном мусульманском праве таковыми источниками являются Коран, Сунна (сборник высказываний пророка Мухаммеда), Иджма (мнения исламских юристов), Кияс (умозаключения по аналогии).

 

Правотворчество — это деятельность направленная на принятие, издание, изменение, либо отмену нормативно-правового акта.

Правотворчество в РФ осуществляется в следующих формах: а) правотворчество народа (референдум);

б) законотворческая деятельность ФС и законодательных органов субъектов;

в) подзаконное нормотворчество исполнительно-распорядительной власти и органов местного самоуправления;

г) заключение договоров с нормативным содержанием.

Центральное место в правотворчестве занимает законодательный процесс.

Законодательный процесс - это деятельность высшего представительного органа государства (ФС) по принятию, изменению, либо отмене закона.

Однако законодательный процесс делится на два этапа: 1. подготовительный

- изучается необходимость разработки закона; - изучается «цена» закона;

- изучается эффект от принятия закона;

- изучается общественное мнение, связанное с принятием закона;

- формируются рабочие группы по разработке закона (научные институты, министерства и т.д.); определяются субьекты законодательной инициативы (кто выступает с законодательной инициативой).

Разработка законопроекта обсуждается в комитетах и комиссиях ГД.

2. Собственно законодательные процедуры (они охватывают 4 стадии):

внесение законопроекта в порядке законодательной инициативы (законодательной инициативой обладал.т субъекты, указанные в ст. 104 Конституции РФ);

- обсуждение законопроекта в грех чтениях;

- принятие закона - принятие в ГД, одобрение СФ, подписание Президентом; - опубликование — обнародование.

Принципы правотворчества:

1.Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

2.Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук.

3.Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.

4.Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы.

5.Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

15. Понятие и виды ПРАВОВЫХ АКТОВ

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

16. ЗАКОН. Понятие и виды.

Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:

1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо тугого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

18.ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

 

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

19. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона Действие в о времени определяется началом вступления НПА в силу и утратой таковой. НПА вступает в силу с:

а) момента принятия, подписания документа; б) момента опубликования; в) момент а, указанного в специальном акте (так в соответствии с ФЗ от 1994 г. ФЗ вступают в силу по истечении 10-ти дней с момента первой официальной публикации (в Парламентской газете, Российской газете); г) с момента, указанного в самом акте.

НПА утрачивает силу с:

а) с момента отмены НПА;

б) момента замены другим актом; в) по истечении срока действия.

Существует понятие «переживание закона»: сам закон отменен, но некоторые нормы имеют юридическую

Действие закона в пространстве определяется субъектом правотворчества, т.е. его полномочиями по изданию акта. Различают общие и локальные правовые акты.

НПА, тем не менее могут распространять свою юридическую силу и в не территории государства (экстерриториальность нормы права) - нормы уголовного закона, о гражданстве, конституционные нормы.

Действие НПА «о кругу лиц предполагает конкретное определение субъектов, которые подпадают под действие норм. Нормы есть общие и специальные. Однако из общих правил применения норм имеются исключения:

а) связанные с дееспособностью лиц; б) в отношении иностранных граждан (они не могут участвовать в выборах и т.д.); в) в отношении дипломатов (дипломатический иммунитет).

По общему правилу закон (HПА) обратной силу не имеет Однако в двух случаях такая сила имеет

а) если в самом законе устанавливается обратная сила;

б) в уголовном праве обратная сила имеет место, если закон смягчает наказание или устраняет противоправное деяние вообще.

20. Норма права: понятие, структура и виды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции и принципы права | Систематизация законодательства и ее виды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.