Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, процесс и элементы мотивации

Понятие о научении.

Процессуальные теории трудовой мотивации.

Содержательные модели мотивации.

Понятие, процесс и элементы мотивации.

Понятие мотивации, потребность, модель мотивации через потребности, мотив, мотивационная структура, мотивирование, типы мотивирования, стимулы, стимулирование, мотивационный процесс, методы мотивации, вознаграждение. (пособие Федорковой Н.В.)

Виды мотивации:

- внешняя и внутренняя;

- типы трудовой мотивации.


Таблица 1 – Типы трудовой мотивации

Тип Характеристика Ведущие формы мотивирования
Инструментальная Работник с этим типом мо­тивации ценит в работе заработок, по преиму­ществу в денежной форме. Он против сокращения сумм офици­альной зарплаты и премий в пользу других форм выплат: страхов­ки, ссуд и кредитов, приобретения дорогостоящих товаров (жи­лья, земельного участка, автомобиля, гаража и т.п.) по льготным ценам. Он будет работать с максимальной отдачей на любой ра­боте, если его труд будет справедливо и высоко оплачиваться. Зарплата, премии и т.п.
Профессиональная Такой человек видит в рабо­те возможность реализовать свои знания и умения и тем самым получить признание окружающих, достичь более высокого поло­жения на предприятии и в обществе. Для такого работника глав­ное - интересная, содержательная работа, возможность проявить себя и доказать окружающим и себе, что он может справиться с заданием, которое не каждому по силам. Индикатором работника этого типа является развитое профессиональное достоинство. Содержание, ответственность и организация работы
Патриотическая Тип работника-"патриота", пре­данного своему делу, коллективу, стране, некогда очень распрост­раненный, к началу 90-х годов стал встречаться реже. Эти люди стараются хорошо работать из высоких моральных, религиозных или идеологических соображений, потому что "за державу обид­но", потому что иначе не вывести страну (отрасль, регион, город, предприятие, цех) из тупика. Такой работник более всего ценит результативность общего дела, в котором участвует, и обществен­ное признание своего участия, выраженное более не в материаль­ных, а в моральных знаках и оценках. Моральные стимулы
Хозяйская одна из самых глубоких и устойчивых. Наряду с инструментальной она более всего соответствует рыночным условиям, а потому в недалеком прошлом была у нас менее всего развита. Работник с таким ти­пом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной от­дачей, не настаивая на ее особой интересности или на очень вы­сокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля. Но хозяином очень трудно управлять - он суверенен и не только не нуждается в приказаниях или наказани­ях, но и не терпит их. Работник занимает позицию хозяина

 

 


Таблица 2 – Методы мотивации

Экономические прямые методы Экономические непрямые методы Нематериальные методы
1 Оплата труда 1 Предоставление льгот в оплате жилья 1 Повышение привлекательности труда
2 Премии за качественные и количественные показатели труда 2 Предоставление транспортного обслуживания 2 Продвижение по службе
3 Участие в доходах предприятия 3 Питания работников на предприятии 3 Участие в принятии решений на более высоком уровне
4 Оплата обучения 4 Бесплатное медицинское обслуживание 4 Повышение квалификации
5 Оплаты медицинского обслуживания 5 Льготы по приобретение путевок в детские лагеря 5 Гибкие рабочие графики выхода на работу  
6 Оплата путевок на отдых и санаторно-курортное лечение 6 Льготы по уплате родительской платы за детей в дошкольных учреждениях
7 Оплата стоимости проезда к месту работы 7 Продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой
8 Стипендии работникам, состоящим в списочном составе и направленным предприятием на обучение в учебные заведения 8 Увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе
9 Суммы, предоставляемые работникам для долевого участия в строительстве жилья 9 Предоставление права выхода на работу в удобное для работников время

 

Понятие вознаграждения. Для побуждения людей к эффективной деятельности применяются вознаграждения. Вознаграждение понимается в более широком смысле, чем просто деньги или удовольствия. Вознаграждение включает в себя все, что человеку пред­ставляется ценным для его жизни. Вознаграждения бывают внутренние и внешние. Внутренние человек получает от самой работы. Когда она ему кажется значимой и он ее хорошо выполняет, у него появляется чувство самоуважения. Внутренним вознаграждением можно считать дружбу и общение, которые возникают в процессе работы с коллегами. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - это создание соответствующих условий для работы и правильная поста­новка задачи.

Внешние вознаграждения человек получает от организации. Это - зар­плата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвала и признание, а также дополнительные выплаты и льготы.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внут­ренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, менеджер должен знать, какие существуют у работников потребности и что заставляет их трудиться производительно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование группы и ее основные характеристики | Процессуальные теории трудовой мотивации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.