КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. 1. Человек и общество. Основные направления формирования культуры
Тема 2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ России
Тема 2.1. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ России Учебные вопросы: 1. Человек и общество. Основные направления формирования культуры национальной безопасности 2. Управление элементами политической системы при обеспечении национальной безопасностью России 3. Национальная безопасность в условиях устойчивого развития России 4. Сущность национальных интересов, безопасности и связанный с ними комплекс проблем Национальная безопасность является основополагающим элементом развития государственной экономической и социальной самостоятельности Российской Федерации. После распада СССР возникла реальная угроза национальной безопасности России. Официальным государственным документом, развивающим содержание и структуру национальной безопасности России, явилась Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Первая редакция Концепции была утверждена Указом Президента России от 17 декабря 1997 г. № 1300. Вторая редакция Концепции утверждена Указом Президента России от 10 января 2000 г. № 24. Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Под национальной безопасностью России понимают безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Концепция национальной безопасности обобщает информацию о положении в мировом сообществе, национальных интересах России, об угрозах ее национальной безопасности в сфере экономики, в социальной, внутриполитической и культурной сферах, в международной, военной, пограничной, информационной, экологической областях. Значительное внимание в Концепции уделено обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. В соответствии с Законом «О безопасности»: «...безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Под жизненно важными интересами подразумевается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности общества и государства. Закон и Концепция определяют объекты безопасности: личности — ее права и свободы; общества — его материальные и духовные ценности; государства — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Гармония взаимоотношений между личностью, обществом и государством обеспечивает устойчивое развитие национальной безопасности. Нарушение взаимоотношений приводит к разрушению национальной безопасности. В Законе «О безопасности» и Концепции национальной безопасности сформулированы исходные положения для определенной структуризации проблемы национальной безопасности. По характеру источников угроз можно выделить внешнюю и внутреннюю безопасность. Внешняя безопасность определяется как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, исходящих из-за рубежа (Р.М.Юсупов). Внешняя безопасность может быть нарушена как военным путем, так и иными враждебными действиями (терроризм, экономический шпионаж, экономическая диверсия и т.д.). Внутренняя безопасность представляется как защищенность жизненно важных интересов указанной триады от внутренних угроз (Р.М.Юсупов). К этим угрозам в первую очередь нужно отнести факторы, связанные с кризисным состоянием экономики в конце XX столетия, с «болезнью» социальной сферы (криминализация общества, коррупция и организованная преступность, расслоение общества на богатых и бедных и т. д.), ростом числа крупных техногенных аварий и природных катастроф, обострением демографической проблемы, негативными процессами в науке, образовании, духовной сфере, появлением этно-территориалъных проблем, а также проблем в области миграции населения (этническая миграция внутри страны, вынужденные переселенцы и др.). Государственная политика и система обеспечения национальной безопасности разрабатывается и реализуется на двух уровнях — федеральном и региональном. При этом защита от внешних угроз является задачей федерального уровня, а защита личности и населения от внутренних угроз — в значительной мере задачей регионального уровня. Выделение региональной безопасности обусловлено тем, что регионы отличаются друг от друга экономическими, социальными, культурно-историческими, географо-климатическими, этно-демографическими и другими условиями развития. В последние годы наметилась устойчивая негативная тенденция усиления дифференциации в уровнях доходов населения по регионам страны и в разнице производства регионального валового продукта. Так, в 2007 г. разница в производстве регионального валового продукта на душу населения между самыми благополучными и самыми отсталыми субъектами федерации составляла 64 раза. Это «критически рекордный» показатель в мире. В Европе такая разница не превышает 6 раз. В отдельных регионах России возникли очаги социальной напряженности, к которым относятся: очаги межэтнической напряженности; регионы с опасной концентрацией населения, находящегося ниже уровня бедности; районы вынужденной миграции населения из стран ближнего зарубежья; регионы и города — потенциальные центры чрезмерно высокой безработицы. Систему обеспечения безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Как отмечают многие ученые России, научно-методические основы национальной безопасности еще только начинают разрабатываться. Поэтому предлагаемый учебник является базой для дальнейшего развития учебно-методического комплекса по национальной безопасности для специалистов по безопасности жизнедеятельности всех направлений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |