Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. 1. Человек и общество. Основные направления формирования культуры

Тема 2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ России

 

Тема 2.1. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ России

Учебные вопросы:

1. Человек и общество. Основные направления формирования культуры

национальной безопасности

2. Управление элементами политической системы при обеспечении национальной безопасностью России

3. Национальная безопасность в условиях устойчивого развития России

4. Сущность национальных интересов, безопасности и связанный с ними комплекс проблем

Национальная безопасность является основополагающим эле­ментом развития государственной экономической и социаль­ной самостоятельности Российской Федерации. После распада СССР возникла реальная угроза национальной безопасности России.

Официальным государственным документом, раз­вивающим содержание и структуру национальной безопасности России, явилась Концепция национальной безопасности Россий­ской Федерации. Первая редакция Концепции была утверждена Указом Президента России от 17 декабря 1997 г. № 1300. Вторая редакция Концепции утверждена Указом Президента России от 10 января 2000 г. № 24. Концепция национальной безопасности Российской Федера­ции представляет собой политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государ­ственную стратегию в области безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, эко­номического, социального, военного, техногенного, экологиче­ского, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Под национальной безопасностью Рос­сии понимают безопасность многонационального народа как но­сителя суверенитета и единственного источника власти в стране.

Концепция национальной безопасности обобщает информа­цию о положении в мировом сообществе, национальных интере­сах России, об угрозах ее национальной безопасности в сфере экономики, в социальной, внутриполитической и культурной сферах, в международной, военной, пограничной, информацион­ной, экологической областях. Значительное внимание в Концеп­ции уделено обеспечению национальной безопасности Россий­ской Федерации.

В соответствии с Законом «О безопасности»: «...безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Под жиз­ненно важными интересами подразумевается совокупность потреб­ностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существо­вание и возможности прогрессивного развития личности обще­ства и государства.

Закон и Концепция определяют объекты безопасности: лично­сти — ее права и свободы; общества — его материальные и духов­ные ценности; государства — его конституционный строй, суве­ренитет и территориальная целостность. Гармония взаимоотно­шений между личностью, обществом и государством обеспечива­ет устойчивое развитие национальной безопасности. Нарушение взаимоотношений приводит к разрушению национальной без­опасности.

В Законе «О безопасности» и Концепции национальной без­опасности сформулированы исходные положения для определен­ной структуризации проблемы национальной безопасности. По характеру источников угроз можно выделить внешнюю и внутреннюю безопасность.

Внешняя безопасность определяется как защищенность жизнен­но важных интересов личности, общества и государства от угроз, исходящих из-за рубежа (Р.М.Юсупов). Внешняя безопасность может быть нарушена как военным путем, так и иными враждеб­ными действиями (терроризм, экономический шпионаж, эконо­мическая диверсия и т.д.).

Внутренняя безопасность представляется как защищенность жиз­ненно важных интересов указанной триады от внутренних угроз (Р.М.Юсупов). К этим угрозам в первую очередь нужно отнести факторы, связанные с кризисным состоянием экономики в конце XX столетия, с «болезнью» социальной сферы (криминализация общества, коррупция и организованная преступность, расслоение общества на богатых и бедных и т. д.), ростом числа крупных техно­генных аварий и природных катастроф, обострением демографи­ческой проблемы, негативными процессами в науке, образовании, духовной сфере, появлением этно-территориалъных проблем, а также проблем в области миграции населения (этническая миграция внутри страны, вынужденные переселенцы и др.).

Государственная политика и система обеспечения националь­ной безопасности разрабатывается и реализуется на двух уровнях — федеральном и региональном. При этом защита от внешних угроз является задачей федерального уровня, а защита личности и на­селения от внутренних угроз — в значительной мере задачей ре­гионального уровня. Выделение региональной безопасности обу­словлено тем, что регионы отличаются друг от друга экономиче­скими, социальными, культурно-историческими, географо-климатическими, этно-демографическими и другими условиями раз­вития. В последние годы наметилась устойчивая негативная тен­денция усиления дифференциации в уровнях доходов населения по регионам страны и в разнице производства регионального ва­лового продукта. Так, в 2007 г. разница в производстве региональ­ного валового продукта на душу населения между самыми благо­получными и самыми отсталыми субъектами федерации состав­ляла 64 раза. Это «критически рекордный» показатель в мире. В Ев­ропе такая разница не превышает 6 раз.

В отдельных регионах России возникли очаги социальной на­пряженности, к которым относятся: очаги межэтнической напря­женности; регионы с опасной концентрацией населения, нахо­дящегося ниже уровня бедности; районы вынужденной миграции населения из стран ближнего зарубежья; регионы и города — по­тенциальные центры чрезмерно высокой безработицы.

Систему обеспечения безопасности образуют органы законо­дательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отно­шения в сфере безопасности.

Как отмечают многие ученые России, научно-методические основы национальной безопасности еще только начинают разра­батываться. Поэтому предлагаемый учебник является базой для дальнейшего развития учебно-методического комплекса по на­циональной безопасности для специалистов по безопасности жизнедеятельности всех направлений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России | Вопрос 2.1. Человек и общество. Основные направления формирования культуры национальной безопасности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.