Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2.1. Человек и общество. Основные направления формирования культуры национальной безопасности

Проблема обеспечения национальной безопасности в различ­ных сферах жизнедеятельности граждан Российской Федерации становится все более актуальной. Это обстоятельство объясняется прежде всего многообразием факторов угроз и опасностей, ог­ромными затратами государства на их идентификацию, преду­преждение и защиту от них. В этих условиях на первый план выд­вигаются проблемы безопасности социума, т. е. общества, отдель­ной группы населения, личности. Таким образом, все большее значение приобретает раскрытие понятия «национальная безопас­ность», которая во многом эквивалентна понятию «безопасность социума».

Надежное обеспечение национальной безопасности России во многом определяет дальнейшие пути развития и российского об­щества.

Системное обеспечение национальной безопасности государ­ства предполагает формирование культуры национальной безопасно­сти человека. Педагогическая теория и практика занимается ак­тивной разработкой путей и средств развития этого качества лич­ности. Актуальность данной проблемы обусловлена определенны­ми обстоятельствами.

Во-первых, возникают новые проблемы, связанные с обес­печением национальной безопасности в различных сферах жиз­недеятельности человека, к тому же уровень знаний населе­ния об этих проблемах, особенно о вопросах личной безопа­сности, значительно отстает от подготовленности людей про­тивостоять им.

Во-вторых, уровень общей культуры населения в сфере нацио­нальной безопасности невысок из-за отсутствия развитой систе­мы непрерывного обучения в этой области. Если в образователь­ных учреждениях этот вопрос решается, так как существует обя­зательное преподавание дисциплин «Основы безопасности жиз­недеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», то по мес­ту жительства и во многих административных, общественных уч­реждениях и на производственных предприятиях обучение, даже в Единой государственной системе предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций (РСЧС), не ведется.

В-третьих, во многих образовательных учреждениях разного уровня отсутствуют квалифицированные преподаватели безопас­ности жизнедеятельности, а обучение ведут специалисты, не име­ющие соответствующего образования, что серьезно сказывается на качестве обучения, не говоря уже о формировании культуры национальной безопасности.

В-четвертых, при развитии безопасного типа поведения не все­гда учитываются возрастные, социальные, национальные особен­ности личности и связанные с этим психофизиологические осо­бенности людей в усвоении ими учебного материала, приобрете­нии специальных знаний, умений и навыков безопасной жизне­деятельности.

В настоящее время в теории формирования культуры нацио­нальной безопасности, дидактике и методике преподавания без­опасности жизнедеятельности обобщены эмпирические данные и сформулированы выводы о процессе подготовки человека к овла­дению им навыками личной и общественной безопасности. Вме­сте с тем к наименее изученным вопросам относятся теоретиче­ские основы процесса развития культуры безопасности школьни­ков. В частности, не определена структура, не выявлены доминант­ные качества и системообразующие факторы педагогического про­цесса в этом направлении, не определены характеристики и пред­посылки целостного процесса формирования культуры националь­ной безопасности.

Недостаточная изученность процесса формирования культуры национальной безопасности является одной из причин низкой эффективности подготовки молодежи к безопасной жизнедеятель­ности. Такое положение в педагогической теории и практике не отвечает современным требованиям к системе образования, ориен­тирующейся на личностный подход к воспитанию.

Анализ различных подходов к определению понятия «культура безопасности» позволяет выделить два его аспекта — личностную характеристику человека и социальное явление.

Как личностная характеристика культура безопасности опре­деляет характер и качественный уровень отношений между чело­веком и окружающей его средой, способствует развитию и реали­зации его личностных качеств, открывает возможность осознания человеком своего места в окружающем мире, важности проблем безопасности жизнедеятельности и приоритета всех форм пози­тивной жизни как обязательного условия существования лично­сти в социуме.

Как социальное явление она способствует гармонизации взаи­модействия человека с социумом и средой его обитания, служит средством развития всех сторон жизнедеятельности и одновременно определяет устойчивость формирования системы «человек—сре­да обитания».

Таким образом, культуру национальной безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека в различных условиях государственного и национального развития, представленных в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечива­ющих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружаю­щего мира.

Ключевым моментом теории национальной безопасности яв­ляется то, что для обеспечения безопасности социума на различ­ных его уровнях (глобальном, национальном, региональном или личностном и т.д.) и в различных сферах жизнедеятельности опре­деляющую роль играют как знания людей об опасностях окружа­ющей среды и способах защиты от них, так и формирование у них культуры национальной безопасности. Последняя выступает в раз­личных сферах жизнедеятельности как необходимое условие обес­печения устойчивого развития современной цивилизации.

В контексте содержания образовательного процесса культура национальной безопасности включает в себя знания о безопасной жизнедеятельности в различных условиях развития государства и нации. Жизненный опыт личности в условиях национального раз­вития реализуется в совершенствовании материальных объектов, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и орга­низациях учащихся, деятельности и личности субъектов воспита­ния.

Основными компонентами культуры национальной безопас­ности социума являются аксиологический, функциональный, твор­ческий и личностный.

Аксиологический компонент раскрывает культуру национальной безопасности посредством интеграции национальных ценностей, продуцирующих и развивающих ее. Этими ценностями являются имеющие особую значимость для общества или индивидуума ма­териальные объекты (природные, производственные, социально-культурные и т.д.), положительно оцениваемая информация, ин­теллектуальные и моральные качества или действия, законода­тельно зафиксированные нормы и правила общежития, охраны труда, производственной безопасности, знания, умения и навы­ки безопасного поведения, здоровый образ жизни и т. п. Развитие этого компонента обеспечивает вся система обучения и воспита­ния людей на основе общечеловеческих и национальных ценно­стных приоритетов.

Функциональный компонент определяет культуру национальной безопасности как совокупность индивидуальных психофизиологических качеств человека, необходимых для предупреждения воз­действия на него опасностей и угроз, а также адекватных дей­ствий в условиях опасных ситуаций. Такими качествами являются психологическая устойчивость и оптимальный уровень физиче­ского развития, которые заключаются в способности человека вы­полнять заданные функции при условии воздействия неблагопри­ятных и опасных факторов окружающей среды. Данный компо­нент приобретает в настоящее время особую актуальность и обес­печивается проведением специальных мероприятий (психологи­ческие тренинги, производственная гимнастика, занятия физи­ческой культурой и т.д.).

Творческий компонент заключается в прогнозировании и уме­нии избегать опасных ситуаций, а в случае их неизбежности — в эффективном противодействии им, что проявляется в решимо­сти, гибкости, вариативности, находчивости, смелости, выборе нетрадиционных решений и поведения, при одновременной кри­тичности к ним и их оценке с точки зрения нравственных катего­рий и законности.

Личностный компонент культуры национальной безопасности составляют знания, умения и навыки о способах и приемах без­опасного взаимодействия индивида с обществом, государством и окружающей средой, на базе которых формируются, сохраняют­ся, реализуются, транслируются и развиваются посредством раз­личных способов жизнедеятельности фундаментальные ценности, составляющие общую культуру человека. Этот компонент раскры­вает пути осуществления безопасного поведения, способы удов­летворения потребности в безопасном взаимодействии с социу­мом и окружающей средой, в получении новой информации, на­коплении и передаче социокультурного опыта в сфере обеспече­ния безопасности.

Повседневная деятельность человека качественно характери­зует уровень его культуры безопасности, а результативность по­вседневной деятельности в свою очередь определяет уровень социальной ценности индивида. Личностный компонент культу­ры национальной безопасности должен формироваться с ранне­го детства, поддерживаться и развиваться на протяжении всей жизни человека.

Исходя из содержания культуры национальной безопасности и ее основных компонентов, можно выделить основные направле­ния ее формирования.

Формирование мотивации безопасного поведения. В ходе форми­рования личности на ранней стадии развития ребенка под влия­нием социальных, культурологических, педагогических и других факторов (родителей, окружающих людей, воспитателей, учите­лей и т.д.) могут проявиться три основные тенденции этого про­цесса.

Первая тенденция формирует личность, склонную к самораз­рушению, у которой не только отсутствует мотивация к безопас­ному поведению, но имеется и противоположная мотивация, про­являющаяся в готовности к целенаправленному созданию опас­ных ситуаций либо неосознанному влечению к вредным действи­ям, неоправданной жертвенности, мученичеству и т.д. Такая лич­ность склонна к неоправданно повышенному риску, ведет нездо­ровый образ жизни, перманентно создает опасные ситуации. Стрем­ление к саморазрушению возникает под влиянием негативного примера взрослых, склонных к алкоголизму, наркомании, нео­правданному риску, в результате жестокого обращения с ребен­ком, в случае предъявления к нему непомерных требований и т.д.

Вторая тенденция развивает преувеличенное стремление к без­опасности, желание всецело контролировать события, полностью исключить риск опасных ситуаций. Человек с такими личностны­ми качествами может оказаться излишне осторожным и предус­мотрительным. Крайнее выражение данной тенденции проявляет­ся в нерешительности, боязливости и даже откровенной трусости. Такое поведение является результатом влияния боязливо-тревож­ных взрослых, которые не столько формируют стремление к бе­зопасности, сколько запугивают ребенка возможными, обычно преувеличенными опасностями.

Третья тенденция проявляется в умении обеспечить свою лич­ную безопасность, а также безопасность окружающих людей адек­ватно сложившейся ситуации. Такой человек стремится к полно- * ценной жизни, не лишенной элементов риска, при этом он осоз­нанно ставит цели, реализация которых помогает своевременно предвидеть, предупреждать и преодолевать опасные ситуации. Этот тип мотивации выражается в тенденции к рациональному пре­одолению возможных опасностей, формируется под влиянием воспитания, основанного на постепенном расширении зоны са­мостоятельности и ответственности ребенка. При этом воспита­тели всемерно поддерживают ребенка в моменты, когда его уси­лий недостаточно для преодоления трудных, а тем более опас­ных ситуаций. Формирование оптимального типа мотивации к безопасному поведению является фундаментом культуры без­опасности.

Формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения и убежденности в их истинности. Данный процесс осу­ществляется в семье и в образовательных учреждениях всех уров­ней. Система таких знаний должна быть теоретически и методи­чески обоснованной и реализовываться посредством учебно-ме­тодического комплекса, включающего учебные программы, ме­тодические пособия, всестороннее информационное обеспече­ние учебного процесса, применение современных технологий обучения.

Однако наличие системы знаний — лишь первая ступень овла­дения основами культуры безопасности. Не менее важно положи­тельное отношение к ним, убежденность в их необходимости и истинности. Знания естественным образом должны дополняться практическими умениями и навыками.

Воспитание характера и личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Люди с сильным характером, развитыми волевыми качествами, уравновешенные, решительные, смелые, оптимистичные, гуманные способны со­хранять самообладание, спокойствие, трезвость рассудка даже в крайне сложных ситуациях и находить рациональный выход из них.

Психологическая подготовка к безопасному поведению. Психо­логическая устойчивость к опасным ситуациям является решаю­щим фактором выживания, так как в момент опасности на лю­дей действует комплекс сверхсильных раздражителей, наруша­ющих нормальную психическую деятельность, возникает эмо­циональное напряжение — стресс, который в значительной сте­пени влияет на работоспособность человека и его способность бороться с опасностью. Поэтому необходимо готовить человека к адекватному поведению в условиях непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, формировать стрессоустойчи-вость, способность реально оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладание в опас­ных ситуациях, владеть собственными эмоциями. Все это дости­гается соответствующими технологиями, разработанными совре­менной психологией.

Обеспечение физической подготовки к действиям в экстремаль­ных ситуациях. Физическая подготовка необходима для развития таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гиб­кость; это обеспечит активность действий человека и адекватность его реакций на опасности и чрезвычайные события. Субъекты формирования безопасного поведения должны хорошо знать ос­новные средства и методы развития данных качеств, а также спо­собы организации занятий по физической подготовке. В этом слу­чае возможен наиболее точный подбор оптимального сочетания средств, форм и методов ее совершенствования применительно к конкретным условиям обстановки.

Итак, в основе повышения надежности функционирования системы «человек—среда обитания» лежит не только преобразо­вание этой среды в направлении повышения ее безопасности, но и изменение самого человека и социума в целом на основе фор­мирования культуры безопасности.

Таким образом, можно сделать ряд выводов.

1. Национальная безопасность рассматривается как решающее условие жизнедеятельности социума, позволяющее ему создавать, сохранять и умножать материальные и духовные национальные ценности. Основными понятиями безопасности жизнедеятельно­сти в системе национальной безопасности, являются «угроза», «опасность», «риск», «безопасность». Четкое и ясное представле­ние об этих понятиях составляет основу теоретической подготов­ки специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности.

2.Основополагающим методологическим принципом исследо­вания проблем национальной безопасности является системный подход к ее обеспечению, т.е. деятельность всего социума, на­правленная на защиту национальных интересов, ценностей и их приумножение.

3.Системное обеспечение национальной безопасности социума предполагает определенный уровень культуры национальной без­ опасности, активный поиск путей и средств формирования кото­рой ведет сегодня педагогическая теория и практика безопаснос­ти жизнедеятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. 1. Человек и общество. Основные направления формирования культуры | Вопрос 2.2. Управление элементами политической системы при обеспечении национальной безопасностью России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.