КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2.1. Человек и общество. Основные направления формирования культуры национальной безопасности
Проблема обеспечения национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности граждан Российской Федерации становится все более актуальной. Это обстоятельство объясняется прежде всего многообразием факторов угроз и опасностей, огромными затратами государства на их идентификацию, предупреждение и защиту от них. В этих условиях на первый план выдвигаются проблемы безопасности социума, т. е. общества, отдельной группы населения, личности. Таким образом, все большее значение приобретает раскрытие понятия «национальная безопасность», которая во многом эквивалентна понятию «безопасность социума». Надежное обеспечение национальной безопасности России во многом определяет дальнейшие пути развития и российского общества. Системное обеспечение национальной безопасности государства предполагает формирование культуры национальной безопасности человека. Педагогическая теория и практика занимается активной разработкой путей и средств развития этого качества личности. Актуальность данной проблемы обусловлена определенными обстоятельствами. Во-первых, возникают новые проблемы, связанные с обеспечением национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека, к тому же уровень знаний населения об этих проблемах, особенно о вопросах личной безопасности, значительно отстает от подготовленности людей противостоять им. Во-вторых, уровень общей культуры населения в сфере национальной безопасности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного обучения в этой области. Если в образовательных учреждениях этот вопрос решается, так как существует обязательное преподавание дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», то по месту жительства и во многих административных, общественных учреждениях и на производственных предприятиях обучение, даже в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), не ведется.
В-третьих, во многих образовательных учреждениях разного уровня отсутствуют квалифицированные преподаватели безопасности жизнедеятельности, а обучение ведут специалисты, не имеющие соответствующего образования, что серьезно сказывается на качестве обучения, не говоря уже о формировании культуры национальной безопасности. В-четвертых, при развитии безопасного типа поведения не всегда учитываются возрастные, социальные, национальные особенности личности и связанные с этим психофизиологические особенности людей в усвоении ими учебного материала, приобретении специальных знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. В настоящее время в теории формирования культуры национальной безопасности, дидактике и методике преподавания безопасности жизнедеятельности обобщены эмпирические данные и сформулированы выводы о процессе подготовки человека к овладению им навыками личной и общественной безопасности. Вместе с тем к наименее изученным вопросам относятся теоретические основы процесса развития культуры безопасности школьников. В частности, не определена структура, не выявлены доминантные качества и системообразующие факторы педагогического процесса в этом направлении, не определены характеристики и предпосылки целостного процесса формирования культуры национальной безопасности. Недостаточная изученность процесса формирования культуры национальной безопасности является одной из причин низкой эффективности подготовки молодежи к безопасной жизнедеятельности. Такое положение в педагогической теории и практике не отвечает современным требованиям к системе образования, ориентирующейся на личностный подход к воспитанию.
Анализ различных подходов к определению понятия «культура безопасности» позволяет выделить два его аспекта — личностную характеристику человека и социальное явление. Как личностная характеристика культура безопасности определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и окружающей его средой, способствует развитию и реализации его личностных качеств, открывает возможность осознания человеком своего места в окружающем мире, важности проблем безопасности жизнедеятельности и приоритета всех форм позитивной жизни как обязательного условия существования личности в социуме. Как социальное явление она способствует гармонизации взаимодействия человека с социумом и средой его обитания, служит средством развития всех сторон жизнедеятельности и одновременно определяет устойчивость формирования системы «человек—среда обитания». Таким образом, культуру национальной безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека в различных условиях государственного и национального развития, представленных в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Ключевым моментом теории национальной безопасности является то, что для обеспечения безопасности социума на различных его уровнях (глобальном, национальном, региональном или личностном и т.д.) и в различных сферах жизнедеятельности определяющую роль играют как знания людей об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, так и формирование у них культуры национальной безопасности. Последняя выступает в различных сферах жизнедеятельности как необходимое условие обеспечения устойчивого развития современной цивилизации. В контексте содержания образовательного процесса культура национальной безопасности включает в себя знания о безопасной жизнедеятельности в различных условиях развития государства и нации. Жизненный опыт личности в условиях национального развития реализуется в совершенствовании материальных объектов, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях учащихся, деятельности и личности субъектов воспитания.
Основными компонентами культуры национальной безопасности социума являются аксиологический, функциональный, творческий и личностный. Аксиологический компонент раскрывает культуру национальной безопасности посредством интеграции национальных ценностей, продуцирующих и развивающих ее. Этими ценностями являются имеющие особую значимость для общества или индивидуума материальные объекты (природные, производственные, социально-культурные и т.д.), положительно оцениваемая информация, интеллектуальные и моральные качества или действия, законодательно зафиксированные нормы и правила общежития, охраны труда, производственной безопасности, знания, умения и навыки безопасного поведения, здоровый образ жизни и т. п. Развитие этого компонента обеспечивает вся система обучения и воспитания людей на основе общечеловеческих и национальных ценностных приоритетов. Функциональный компонент определяет культуру национальной безопасности как совокупность индивидуальных психофизиологических качеств человека, необходимых для предупреждения воздействия на него опасностей и угроз, а также адекватных действий в условиях опасных ситуаций. Такими качествами являются психологическая устойчивость и оптимальный уровень физического развития, которые заключаются в способности человека выполнять заданные функции при условии воздействия неблагоприятных и опасных факторов окружающей среды. Данный компонент приобретает в настоящее время особую актуальность и обеспечивается проведением специальных мероприятий (психологические тренинги, производственная гимнастика, занятия физической культурой и т.д.).
Творческий компонент заключается в прогнозировании и умении избегать опасных ситуаций, а в случае их неизбежности — в эффективном противодействии им, что проявляется в решимости, гибкости, вариативности, находчивости, смелости, выборе нетрадиционных решений и поведения, при одновременной критичности к ним и их оценке с точки зрения нравственных категорий и законности. Личностный компонент культуры национальной безопасности составляют знания, умения и навыки о способах и приемах безопасного взаимодействия индивида с обществом, государством и окружающей средой, на базе которых формируются, сохраняются, реализуются, транслируются и развиваются посредством различных способов жизнедеятельности фундаментальные ценности, составляющие общую культуру человека. Этот компонент раскрывает пути осуществления безопасного поведения, способы удовлетворения потребности в безопасном взаимодействии с социумом и окружающей средой, в получении новой информации, накоплении и передаче социокультурного опыта в сфере обеспечения безопасности. Повседневная деятельность человека качественно характеризует уровень его культуры безопасности, а результативность повседневной деятельности в свою очередь определяет уровень социальной ценности индивида. Личностный компонент культуры национальной безопасности должен формироваться с раннего детства, поддерживаться и развиваться на протяжении всей жизни человека. Исходя из содержания культуры национальной безопасности и ее основных компонентов, можно выделить основные направления ее формирования. Формирование мотивации безопасного поведения. В ходе формирования личности на ранней стадии развития ребенка под влиянием социальных, культурологических, педагогических и других факторов (родителей, окружающих людей, воспитателей, учителей и т.д.) могут проявиться три основные тенденции этого процесса. Первая тенденция формирует личность, склонную к саморазрушению, у которой не только отсутствует мотивация к безопасному поведению, но имеется и противоположная мотивация, проявляющаяся в готовности к целенаправленному созданию опасных ситуаций либо неосознанному влечению к вредным действиям, неоправданной жертвенности, мученичеству и т.д. Такая личность склонна к неоправданно повышенному риску, ведет нездоровый образ жизни, перманентно создает опасные ситуации. Стремление к саморазрушению возникает под влиянием негативного примера взрослых, склонных к алкоголизму, наркомании, неоправданному риску, в результате жестокого обращения с ребенком, в случае предъявления к нему непомерных требований и т.д. Вторая тенденция развивает преувеличенное стремление к безопасности, желание всецело контролировать события, полностью исключить риск опасных ситуаций. Человек с такими личностными качествами может оказаться излишне осторожным и предусмотрительным. Крайнее выражение данной тенденции проявляется в нерешительности, боязливости и даже откровенной трусости. Такое поведение является результатом влияния боязливо-тревожных взрослых, которые не столько формируют стремление к безопасности, сколько запугивают ребенка возможными, обычно преувеличенными опасностями. Третья тенденция проявляется в умении обеспечить свою личную безопасность, а также безопасность окружающих людей адекватно сложившейся ситуации. Такой человек стремится к полно- * ценной жизни, не лишенной элементов риска, при этом он осознанно ставит цели, реализация которых помогает своевременно предвидеть, предупреждать и преодолевать опасные ситуации. Этот тип мотивации выражается в тенденции к рациональному преодолению возможных опасностей, формируется под влиянием воспитания, основанного на постепенном расширении зоны самостоятельности и ответственности ребенка. При этом воспитатели всемерно поддерживают ребенка в моменты, когда его усилий недостаточно для преодоления трудных, а тем более опасных ситуаций. Формирование оптимального типа мотивации к безопасному поведению является фундаментом культуры безопасности. Формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения и убежденности в их истинности. Данный процесс осуществляется в семье и в образовательных учреждениях всех уровней. Система таких знаний должна быть теоретически и методически обоснованной и реализовываться посредством учебно-методического комплекса, включающего учебные программы, методические пособия, всестороннее информационное обеспечение учебного процесса, применение современных технологий обучения. Однако наличие системы знаний — лишь первая ступень овладения основами культуры безопасности. Не менее важно положительное отношение к ним, убежденность в их необходимости и истинности. Знания естественным образом должны дополняться практическими умениями и навыками. Воспитание характера и личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Люди с сильным характером, развитыми волевыми качествами, уравновешенные, решительные, смелые, оптимистичные, гуманные способны сохранять самообладание, спокойствие, трезвость рассудка даже в крайне сложных ситуациях и находить рациональный выход из них. Психологическая подготовка к безопасному поведению. Психологическая устойчивость к опасным ситуациям является решающим фактором выживания, так как в момент опасности на людей действует комплекс сверхсильных раздражителей, нарушающих нормальную психическую деятельность, возникает эмоциональное напряжение — стресс, который в значительной степени влияет на работоспособность человека и его способность бороться с опасностью. Поэтому необходимо готовить человека к адекватному поведению в условиях непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, формировать стрессоустойчи-вость, способность реально оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладание в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями. Все это достигается соответствующими технологиями, разработанными современной психологией. Обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях. Физическая подготовка необходима для развития таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость; это обеспечит активность действий человека и адекватность его реакций на опасности и чрезвычайные события. Субъекты формирования безопасного поведения должны хорошо знать основные средства и методы развития данных качеств, а также способы организации занятий по физической подготовке. В этом случае возможен наиболее точный подбор оптимального сочетания средств, форм и методов ее совершенствования применительно к конкретным условиям обстановки. Итак, в основе повышения надежности функционирования системы «человек—среда обитания» лежит не только преобразование этой среды в направлении повышения ее безопасности, но и изменение самого человека и социума в целом на основе формирования культуры безопасности. Таким образом, можно сделать ряд выводов. 1. Национальная безопасность рассматривается как решающее условие жизнедеятельности социума, позволяющее ему создавать, сохранять и умножать материальные и духовные национальные ценности. Основными понятиями безопасности жизнедеятельности в системе национальной безопасности, являются «угроза», «опасность», «риск», «безопасность». Четкое и ясное представление об этих понятиях составляет основу теоретической подготовки специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности. 2.Основополагающим методологическим принципом исследования проблем национальной безопасности является системный подход к ее обеспечению, т.е. деятельность всего социума, направленная на защиту национальных интересов, ценностей и их приумножение. 3.Системное обеспечение национальной безопасности социума предполагает определенный уровень культуры национальной без опасности, активный поиск путей и средств формирования которой ведет сегодня педагогическая теория и практика безопасности жизнедеятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |