КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Понятие концепции национальной безопасности
Приоритеты национальной безопасности различных стран имеют форму идей и концепций, связанных с бесчисленными разрозненными инициативами (Италия, Франция, Корея), или достаточно устойчивой деятельности (Германия, Великобритания, Япония). В каждой из этих концепций есть основные положения, которые можно использовать при разработке системных документов по обеспечению безопасности России. Вместе с тем анализ зарубежных материалов, связанных с национальной безопасностью, показывает, что между отечественной и зарубежной, прежде всего американской, политической наукой и практикой имеются существенные различия. Приведем некоторые из них[47]. Во-первых, в зарубежных странах национальная безопасность рассматривается преимущественно как сфера военной и государственной безопасности, а вопросы обеспечения безопасности личности и общества, особенно в социальной, экономической и экологической сферах, не рассматриваются. В России же утвердился подход к безопасности как к многостороннему явлению, составными частями которого являются политическая, социально-экономическая, военная, информационная, культурная, экологическая и другие сферы безопасности. Во-вторых, основными методами обеспечения безопасности, защиты национальных интересов в США считаются «сдерживание за счет устрашения», оборона с использованием армии и «контроль над вооружениями», обеспечивающие неуязвимость государства к враждебным актам путем достижения военного преимущества. Россия, напротив, опирается на приоритет общечеловеческих ценностей и выступает против использования военной силы. В России попытка правового обоснования общегосударственной безопасности впервые была предпринята в 1992 г. путем принятия Закона РФ «О безопасности». В 1997 г. была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации в первой редакции. В обеспечении национальной безопасности России центральное место занимает вопрос о ее политико-организационных и правовых основах. Именно понимание безопасности в широком и всеобъемлющем смысле привело к необходимости разработки Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая должна была стать теоретической основой и руководством для государственных органов и структур по выходу из того социально-политического, экономического и духовного кризиса, в котором оказалась страна. В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России определяется положениями принятой в 2002 г. (с изм. и доп. 2005 г.) новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая определяется как «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности». В этом документе дано современное официальное определение национальной безопасности Российской Федерации, представляющей собой «...безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» и сформулированы важнейшие направления государственной политики России в различных сферах обеспечения безопасности. Концепция состоит из четырех разделов. В первом разделе определены место и роль России в мировом сообществе. В документе констатируется, что Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, наша страна в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Европейском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировом процессе. Как положительная тенденция отмечены более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств по многим проблемам международной безопасности. Вместе с тем обращено внимание и на негативные тенденции, связанные с резким обострением проблем терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, а также с активизацией усилий некоторых государств, направленных на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях, попытками игнорировать ее интересы при решении крупных проблем международных отношений, способных подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения. Во втором разделе сформулированы национальные интересы России, под которыми понимается «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Национальные интересы носят долгосрочный характер. Они определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства; обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства общественными организациями; включают интересы личности (реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина), интересы общества (упрочение демократии, создание правового, социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России) и интересы государства (незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политическая, экономическая и социальная стабильность, безусловное обеспечение законности и поддержание правопорядка, развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Как подчеркивается в документе, реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому, при всей важности развития других сфер общественной жизни, экономическая является ключевой. В третьем разделе раскрыта суть основных угроз безопасности России, как внутренних, так и внешних. К внутренним угрозам относятся: состояние отечественной экономики; несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества; социально-политическая поляризация общества; криминализация общественных отношений и рост организованной преступности; увеличение масштабов терроризма; обострение межнациональных отношений. К внешним угрозам относится осложнение международных отношений. Причем внутренние угрозы выступают в настоящий момент как определяющие, в связи с тем что «углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний». В четвертом разделе определены задачи, пути и дана характеристика системы обеспечения национальной безопасности, перечислены все структуры, участвующие в формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности. В заключении документа подчеркивается, что Россия намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность, что созданные правовые демократические институты, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности, сложившаяся структура органов государственной власти — залог динамичного развития России в XXI в. Приведенный в Концепции перечень угроз в различных сферах жизнедеятельности России, меры по обеспечению их безопасности не являются исчерпывающими. Это задача текущей деятельности государственных и общественных структур Российской Федерации. В настоящее время важно создать действенный механизм разработки и практической реализации данного документа, процедуры подготовки и принятия решений в сфере обеспечения безопасности, организации их исполнения и эффективного контроля в целях стабильного и устойчивого развития России.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |