Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Государственная система национальной безопасности России





Важнейшим звеном системы национальной безопасности Рос­сии служит МВД России, действующее на основе Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации. МВД России возглавляет работу органов внутренних дел и внутренние войска. В его структуру входят: МВД республик, главные управле­ния, управления и отделы внутренних дел субъектов Российской Федерации, районов, городов, закрытых административно-территориальных образований, управлений внутренних дел на же­лезнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, внут­ренние войска и др.

МВД России выполняет следующие основные задачи:

•разработка и принятие мер по защите прав и свобод граждан России, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности;

•организация и применение мер по предупреждению и пресе­чению преступлений и административных правонарушений, вы­явлению, раскрытию и расследованию преступлений;

•совершенствование нормативно-правовой деятельности органов внутренних дел и обеспечение законности их деятельности и др.

В советский период в нашей стране уникальным комплексом специальных служб, имевшим всеобъемлющий характер, являлся Комитет государственной безопасности СССР. После неудавшей­ся попытки государственного переворота в августе 1991 г., что привело к хаосу в государственных службах и управлениях, начал­ся болезненный процесс его реорганизации. В августе 1991 г. в стране оказалось две специальные службы: Межреспубликанская служба безопасности, подчиненная союзному центру, и Агентство феде­ральной безопасности российского подчинения. После распада СССР было создано Министерство безопасности России, затем Министерство безопасности и внутренних дел, которое было рас­формировано, и воссоздано Министерство безопасности, кото­рое вскоре было преобразовано в Федеральную службу контрраз­ведки. И, наконец, в 1995 г. Указом Президента Российской Феде­рации была создана ныне действующая Федеральная служба без­опасности России.



В результате непрерывных перестроек, нанесших серьезный ущерб организации и профессионализму российских органов без­опасности, вместо КГБ было создано шесть специальных служб, имеющих статус федеральных министерств и ведомств: ФСБ Рос­сии, СВР России, ФСО России, Служба безопасности Президен­та Российской Федерации (СБП), Службы специальной связи и информации при ФСО России (Спецсвязь России), Пограничная служба ФСБ России.

В настоящее время весомый вклад в дело обеспечения нацио­нальной безопасности вносит ФСБ России, являющаяся строго централизованным ведомством, находящимся в непосредствен­ном подчинении Президенту Российской Федерации. Центральные органы этого ведомства возглавляют единую систему органов контрразведки России, функционирующих независимо от орга­нов власти субъектов Российской Федерации на местах, в кото­рую входят территориальные органы контрразведки (в республи­ках, краях, областях) и органы контрразведки в Вооруженных силах, пограничных войсках, внутренних войсках и других воин­ских формированиях. В их систему возвращены органы правитель­ственной связи и информации, а также пограничные войска.

В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. (с изм. от 10 января 2003 г. № 4-ФЗ) «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» органы ФСБ Рос­сии осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выяв­лению и пресечению шпионажа, терроризма, организованной пре­ступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркоти­ческих средств и контрабанды. Кроме того, они ведут дознание и предварительное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресече­нию и раскрытию деятельности незаконных вооруженных форми­рований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объ­единений, ставящих своей целью насильственное изменение кон­ституционного строя России.

Следует выделить приоритетные направления деятельности ФСБ России:

•участие (с использованием специальных и правовых мер) в нор­мализации обстановки в Северокавказском регионе;

•выявление и нейтрализация угроз конституционному строю и целостности России, помощь местным органам власти в стабили­зации социально-политической и экономической обстановки, предупреждение конфликтов на национальной и религиозной ос­нове;

•активизация контрразведывательной деятельности по проти­водействию устремлениям иностранных спецслужб, повышение эффективности борьбы с проявлениями организованной преступ­ности.

Особо важные задачи стоят перед органами контрразведки в обеспечении безопасности российских стратегических объектов.

В связи с переходом в систему ФСБ России органов правитель­ственной связи и информации у ведомства добавилась важная за­дача по обеспечению надежного функционирования и развития защищенных информационно-телекоммуникационных систем России как инструментов органов государственной власти и уп­равления, и в первую очередь по обеспечению надежной защиты конфиденциальной информации Президента Российской Феде­рации, органов государственной власти и управления, право­охранительных структур, а также кредитно-финансовых и налогово-имущественных ведомств и учреждений России.

Новые задачи добавились и с включением в систему ФСБ Рос­сии пограничных войск, которые используют в своей работе тех­нические, агентурно-оперативные и военные методы охраны го­сударственной границы России.

Как отдельное федеральное ведомство функционирует в на­стоящее время Служба внешней разведки. В соответствии с Феде­ральным законом от 8 декабря 1995 г. № 5-ФЗ (посл. ред. от 14 фев­раля 2007 г. № 20-ФЗ) «О внешней разведке» приоритетными на­правлениями деятельности Службы внешней разведки является обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти России разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборон­ной, научно-технической и экологической областях.



Федеральная служба охраны и Служба Безопасности Прези­дента Российской Федерации в настоящее время объединены в одно ведомство — Федеральную службу охраны Российской Федера­ции, предназначенное для обеспечения физической охраны и ней­трализации угроз безопасности Президента и высших должност­ных лиц Российской Федерации.

Наряду с действующей государственной системой обеспече­ния безопасности в последние время в России активно формируется и общественная система безопасности, основу которой со­ставляют общегражданские структуры различного уровня. Массо­вое возникновение общественных организаций и движений — су­щественный показатель практической демократизации российского общества. Только Минюстом России за последние полтора деся­тилетия было зарегистрировано около 2 тыс. политических партий, движений, союзов, ассоциаций, обществ, гильдий, землячеств, фондов и клубов. В целом в стране действуют десятки тысяч фор­мальных и неформальных общественных объединений и групп[48].

Создание общественных организаций в сфере обеспечения на­циональной безопасности обусловлено тем, что государствен­ные органы, призванные обеспечивать безопасность в различ­ных сферах, сами нередко дезорганизованы в сложившейся ныне криминогенной ситуации и не могут эффективно самостоятель­но, без привлечения общества справиться со всем задачами обес­печения национальной безопасности. Граждане остро чувствуют свою незащищенность и в системе общественных организаций напрямую, без посредничества государства, пытаются предпри­нять шаги по обеспечению национальной безопасности семьи и государства.

Роль и место общественных структур в демократизации обще­ства и создании организационной основы общественной системы национальной безопасности определяется их социально-полити­ческой сущностью и способностью решать следующие задачи:

быть упреждающей оповещающей системой о появлении ис­точников национальной опасности и возрастании национальных угроз;

• на ранних этапах выявлять и предупреждать возникновение кризисных ситуаций, национальных конфликтов и противоречий;

• защищать права и свободы, потребности и интересы много­национального гражданского общества;

• формировать общественное мнение и воздействовать на него;

• осуществлять общественный контроль за деятельностью орга­нов власти и управления, за исполнением их решений;

• вовлекать широкие массы граждан в практическую деятель­ность по обеспечению общенациональной безопасности, стаби­лизации обстановки, достижению общегражданского многона­ционального мира и согласия;

• бороться с социальными, национальными и моральными пороками, коррупцией, служебной безответственностью и неком­петентностью государственных служащих;

• развивать гражданское самосознание, творчество, инициати­ву и подвижничество[49].

Широкий общественный резонанс получает деятельность об­щественных аварийно-спасательных служб, положительно оцени­вается работа многих частных детективных и охранных предприя­тий, служб безопасности, охранно-сыскных агентств, структур эко­логической безопасности; все большее влияние на ход событий в периферийных регионах России оказывают казачьи формирования.

Исключительное значение для становления негосударственных служб безопасности имело создание в 1990 г. Фонда националь­ной и международной безопасности — неправительственного об­щественного международного объединения.

Общественные организации и движения в России в своей со­вокупности образуют уже довольно разветвленную общественно-политическую инфраструктуру. Можно типологизировать их в за­висимости от правового статуса и масштабов деятельности, сфе­ры приложения сил, состава учредителей и целей учреждения, специфики финансирования в системе национальной безопасно­сти. По своему правовому статусу и масштабам деятельности него­сударственные службы национальной безопасности подразделя­ются на международные, общероссийские, межреспубликанские, межрегиональные и местные.

В зависимости от сферы приложения сил существуют негосу­дарственные службы экономической, политической, национальной, военной, технологической, экологической, гуманитарной, информационной, этнической, религиозной безопасности. По составу учредителей и целям учреждения различают: сословные возрожденческие структуры (казачьи формирова­ния, Российское Дворянское Собрание, Общероссийская политическая организация «Союз офицеров», военно-исторические клубы и др.); организации ветеранов войны в Афганистане; дочерние структуры правоохранительных органов;

• структура безопасности региональных и местных органов вла­сти (Национальная гвардия, отряды местной самообороны и др.).

В зависимости от специфики субсидирования различают:

•коммерческие структуры негосударственных служб безопас­ности, нацеленные на получение доходов от выполнения охран­но-сыскных функций, оказания юридических услуг и информаци­онно-аналитической работы;

•аварийно-спасательные службы, специфика функций кото­рых определяет «замыкание» этих служб на государственные ко­миссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующее субсиди­рование;

•военно-патриотические объединения, главная функция кото­рых заключается в морально-психологической и физической под­готовке подрастающего поколения к службе в армии, существуют за счет государственных субсидий, благотворительной помощи, допуская при этом определенную коммерциализацию своей дея­тельности.

Вопрос о создании общественной системы национальной без­опасности непосредственно связан с проблемой отношений госу­дарственной власти и общества, попытками уравновесить их вза­имное воздействие друг на друга. Несмотря на процессы демокра­тизации, государство продолжает подменять общество, формиро­вание институтов гражданского общества тормозится. А посколь­ку процессы выживания и безопасности приобретают сегодня приоритетное значение для нашего народа, то и самоорганизация общества наиболее продуктивно может идти посредством созда­ния структур общественной национальной безопасности.

У специальных служб и общественных структур национальной безопасности есть множество общих точек приложения сил и средств, взаимных интересов, начиная от защиты жизни, здоро­вья, имущества, прав граждан многонационального государства и заканчивая участием в законотворчестве по проблемам националь­ной безопасности, анализе окружающей обстановки с точки зре­ния наличия или отсутствия угроз национальной безопасности и выработке рекомендаций для соответствующих государственных и общественных структур. Наиболее целесообразным представля­ется взаимодействие структур общественной системы националь­ной безопасности в области информации.

В основе деятельности негосударственных национальных струк­тур безопасности лежат два принципа. Первый принцип — содей­ствие обеспечению национальной безопасности, второй — стрем­ление к самостоятельности. По сути их деятельность способствует выравниванию ритма жизни общества, дает надежду на защиту интересов граждан многонационального государства, а иногда и государства в условиях определенного сбоя в деятельности струк­тур власти или несоответствия направленности их деятельности объективным многонациональным интересам.

Вместе с тем при возникновении юридической несостоятель­ности негосударственных организаций обеспечения безопасности, слабом контроле за их деятельностью со стороны государствен­ных органов власти в условиях нестабильности социально-поли­тической и экономической ситуации достаточно велика вероят­ность использования сил этих организаций в авантюрных обще­ственно опасных целях. Структурные противоречия процесса ста­новления негосударственных организаций безопасности еще боль­ше увеличивают риск потери контроля над ситуацией. Нередко местные органы власти создают свои военизированные подразде­ления, не подчиненные вышестоящим органами власти, что ве­дет к рассогласованию деятельности негосударственных органи­заций обеспечения безопасности, ориентированных на разные органы государственной власти. Эти действия дестабилизируют национальную безопасность.

Все подобные организации хотят иметь свою правовую «верти­каль» и не подчиняться никаким иным структурам кроме проку­ратуры, хотя функции с государственными структурами обеспе­чения безопасности у них во многом совпадает. Так, например, казачьи формирования могут выполнять роль, сходную с ролью пограничных войск и милиции, а охранно-сыскные структуры — с военизированной охраной и уголовным розыском и т.д.

Конечно, подобная аналогия условна, но вполне определенно показывает, в каких функциональных нишах происходит вытес­нение старых структур национальной безопасности новыми. По­нятно, что подобное вытеснение требует четкого юридического обоснования, разграничения полномочий и функций традицион­ных государственных структур обеспечения национальной без­опасности и новых негосударственных, а также определения уровня их материального обеспечения. Целесообразно строить систему взаимоотношения этих двух структур на принципе взаимодопол­нения, а не взаимоисключения.

Контрольные вопросы

1.Раскройте основное содержание структуры «социальная система».

2.Дайте определение понятия «социум».

3.Расскажите об обеспечении безопасности социума в направлении обеспечения его стабильности.

4.Какие функции системы безопасности определены Законом РФ «О безопасности»?

5.Объясните сущность системного подхода к обеспечению националь­ной безопасности.

6.Расскажите об основных системных угрозах и опасностях россий­ского социума.

7.Раскройте основное содержание разделов Концепции националь­ной безопасности Российской Федерации.

8.Перечислите основные функции, выполняемые МВД России в си­стеме национальной безопасности России.

9.Какие функции в системе национальной безопасности России вы­полняет Федеральная служба безопасности Российской Федерации?

10.Расскажите о функциях Федеральной службы внешней разведки в системе национальной безопасности России.

11.Какие функции в системе национальной безопасности России выполняет Федеральная служба охраны Российской Федерации?

12.Расскажите о деятельности общественной системы безопасности.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.