Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути, средства и способы ее обеспечения

Вопрос 2. Энергетическая безопасность России.

Вопросы энергетической безопасности стоят на повестке дня международной политики еще с середины прошлого века, а в отдельных странах — еще раньше.

Страны, обладающие избытком энергетических ресурсов, все­гда стремились, во-первых, использовать в своих интересах бла­гоприятную конъюнктуру, а во-вторых, защитить эти ресурсы от возможного захвата (или контроля) со стороны стран — импор­теров этих ресурсов. Напротив, страны-импортеры (или их коали­ции) стремились либо захватить (на более ранних этапах), либо взять под контроль основные энергетические ресурсы, либо раз­вить и использовать компенсирующие конкурентные преимуще­ства в иных сферах.

Впрочем, все это относится к любому ресурсу или преимуще­ству (интеллектуальному, культурному потенциалу, особенностям географического положения или климата). Это не удивительно, так как каждая страна, преследуя свой интерес, стремится выст­роить систему договоренностей с другими странами. При этом не­редко удается выстроить такую систему, в целом выгодную всем участникам, хотя те или иные элементы этой системы могут быть отдельным сторонам не вполне выгодны. Наиболее яркий при­мер — Европейское экономическое сообщество.

В этой связи перед каждым государством встает проблема обес­печения собственной энергетической безопасности. Согласно стра­тегии энергетической безопасности под ней понимают состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государ­ства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топли­во- и энергообеспечению.

В обычных условиях подобное состояние защищенности соот­ветствует обеспечению в полном объеме потребностей в топлив­но-энергетических ресурсах требуемого качества по экономиче­ски приемлемым ценам, а при чрезвычайных ситуациях — га­рантированному обеспечению минимально необходимых потреб­ностей. Обеспечение энергетической безопасности России явля­ется необходимым условием поддержания требуемого уровня на­циональной и экономической безопасности на основе эффек­тивного использования топливно-энергетического потенциала страны.

Энергетическая безопасность характеризуется тремя главными факторами:

• способностью топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обеспечивать экономически обоснованный внутренний и экспорт­ный спрос достаточным количеством энергоносителей соответ­ствующего качества;

•способностью потребительского сектора экономики рацио­нально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение, дефицитность топливно-энергетического баланса;

•устойчивостью энергетического сектора к внешним эконо­мическим и политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способностью минимизировать ущерб, вызванный про­явлением этих факторов (неблагоприятной конъюнктурой миро­вых цен на нефть, неплатежами, инвестиционным спадом, сти­хийными бедствиями и крупными авариями, внешними военны­ми, политическими и экономическими акциями).

Согласно стратегии энергетической безопасности к числу важ­нейших принципов ее обеспечения могут быть отнесены:

• заменимость исчерпываемого ресурса (темпы потребления исчерпываемых ресурсов топлива не должны превышать темпов освоения замещающих их источников энергии);

•диверсификация видов топлива и энергии (экономика не дол­жна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя, не допустима моноструктура топливно-энергетического баланса);

•экологическая приемлемость (развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окру­жающую среду);

•рациональное потребление органических ресурсов топлива (использование органического топлива в энергетике не должно приводить к нехватке его как сырья для химической переработ­ки);

•приоритетность внутреннего потребления энергоресурсов и рационализация структуры экспорта путем перехода от преиму­щественного экспорта первичных энергоносителей к более широ­кому экспорту продуктов их переработки;

•гарантированность энергообеспечения населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;

•максимальная возможность использования во всех технологи­ческих процессах и проектах отечественного оборудования (это позволит предприятиям ТЭК стать одним из основных заказчиков для машиностроения, химической, оборонной и других отраслей промышленности);

•государственная поддержка инвестиционными проектами в энергетическом секторе, привлекающими в страну инвестиции и создающими новые рабочие места.

Комплекс конкретных мер, направленных на обеспечение энер­гетической безопасности страны и отдельных регионов, включает меры превентивные, направленные на снижение возможностей возникновения и реализации угроз, а также уменьшающие вос­приимчивость систем топливо- и энергоснабжения к таким угро­зам, и ликвидационные, обеспечивающие ликвидацию послед­ствий чрезвычайных ситуаций и восстановление условий топли­во- и энергоснабжения потребителей. Приоритетными являются следующие меры:

•макроэкономического характера;

•по повышению надежности элементов систем энергетики и систем энергоснабжения, включающие в себя организацию си­стематического контроля за состоянием (мониторинга) и осуще­ствление активной политики обновления оборудования с вводом более надежного и безопасного;

•снижению возможностей возникновения внешних угроз, свя­занных с обеспечением бесперебойности и эффективности функ­ционирования транспортных магистралей и поддержкой отече­ственных экспортеров в доступности для них внешних рынков;

•снижению восприимчивости систем топливо- и энергоснаб­жения к угрозам (проведение активной энергосберегающей поли­тики, диверсификация источников поставляемых энергоносите­лей и используемых видов энергоресурсов на потребительских установках и др.);

•созданию опорной системы топливо- и энергоснабжения на период возможных экстремальных ситуаций (создание специали­зированных хранилищ топлива и резервных источников энергии; рассредоточение энергообъектов по территории; расширение воз­можностей по взаимозаменяемости отдельных видов топлива у
потребителей; формирование запасов средств для аварийно-восстановительных работ).

Среди ликвидационных мер следует выделить прежде всего сле­дующие меры:

•по развертыванию деятельности заранее созданных аварийно-восстано-вительных служб;

•оперативному перераспределению энергоресурсов;

•ограничению и отключению потребителей, исходя из соци­альных приоритетов и необходимости сохранения в особых усло­виях хотя бы на минимальном уровне систем жизнеобеспечения населения и экономики региона;

•восстановлению складских запасов топливных ресурсов и дру­гих материальных ценностей, опустошенных за период чрезвы­чайных ситуаций.

Для своевременной и адекватной реакции государства на воз­никающие угрозы энергетической безопасности, анализа состоя­ния энергетической и экономической безопасности России, существенно различающихся своими условиями и уровнем разви­тия, предусматривается разработка критериев (индикаторов) та­кой безопасности, создание системы ее мониторинга и механиз­мов, позволяющих стабилизировать ситуацию, оформленных спе­циальным законодательным актом Российской Федерации, при­нятие Доктрины энергетической безопасности.

Подводя краткий итог, необходимо отметить, что в настоящее время состояние энергетической безопасности и сбалансирован­ность энергетических потребностей страны в ближайшие годы значительно не улучшится. Это связано с тем, что в газовой про­мышленности и в электроэнергетике упущено время для созда­ния необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста. В этой связи необходима разработка Правительством Российской Федерации комплекса специальных мер по обеспечению потреб­ностей страны в энергоресурсах и формированию рационального топливно-энергетического баланса на ближайшее десятилетие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мониторинг экономических опасностей и угроз | Вопрос 3. Финансовая безопасность: сущность, структура и основные направления развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.