КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути, средства и способы ее обеспечения
Вопрос 2. Энергетическая безопасность России. Вопросы энергетической безопасности стоят на повестке дня международной политики еще с середины прошлого века, а в отдельных странах — еще раньше. Страны, обладающие избытком энергетических ресурсов, всегда стремились, во-первых, использовать в своих интересах благоприятную конъюнктуру, а во-вторых, защитить эти ресурсы от возможного захвата (или контроля) со стороны стран — импортеров этих ресурсов. Напротив, страны-импортеры (или их коалиции) стремились либо захватить (на более ранних этапах), либо взять под контроль основные энергетические ресурсы, либо развить и использовать компенсирующие конкурентные преимущества в иных сферах. Впрочем, все это относится к любому ресурсу или преимуществу (интеллектуальному, культурному потенциалу, особенностям географического положения или климата). Это не удивительно, так как каждая страна, преследуя свой интерес, стремится выстроить систему договоренностей с другими странами. При этом нередко удается выстроить такую систему, в целом выгодную всем участникам, хотя те или иные элементы этой системы могут быть отдельным сторонам не вполне выгодны. Наиболее яркий пример — Европейское экономическое сообщество. В этой связи перед каждым государством встает проблема обеспечения собственной энергетической безопасности. Согласно стратегии энергетической безопасности под ней понимают состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. В обычных условиях подобное состояние защищенности соответствует обеспечению в полном объеме потребностей в топливно-энергетических ресурсах требуемого качества по экономически приемлемым ценам, а при чрезвычайных ситуациях — гарантированному обеспечению минимально необходимых потребностей. Обеспечение энергетической безопасности России является необходимым условием поддержания требуемого уровня национальной и экономической безопасности на основе эффективного использования топливно-энергетического потенциала страны.
Энергетическая безопасность характеризуется тремя главными факторами: • способностью топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обеспечивать экономически обоснованный внутренний и экспортный спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества; •способностью потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение, дефицитность топливно-энергетического баланса; •устойчивостью энергетического сектора к внешним экономическим и политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способностью минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих факторов (неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, неплатежами, инвестиционным спадом, стихийными бедствиями и крупными авариями, внешними военными, политическими и экономическими акциями). Согласно стратегии энергетической безопасности к числу важнейших принципов ее обеспечения могут быть отнесены: • заменимость исчерпываемого ресурса (темпы потребления исчерпываемых ресурсов топлива не должны превышать темпов освоения замещающих их источников энергии); •диверсификация видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя, не допустима моноструктура топливно-энергетического баланса);
•экологическая приемлемость (развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду); •рациональное потребление органических ресурсов топлива (использование органического топлива в энергетике не должно приводить к нехватке его как сырья для химической переработки); •приоритетность внутреннего потребления энергоресурсов и рационализация структуры экспорта путем перехода от преимущественного экспорта первичных энергоносителей к более широкому экспорту продуктов их переработки; •гарантированность энергообеспечения населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера; •максимальная возможность использования во всех технологических процессах и проектах отечественного оборудования (это позволит предприятиям ТЭК стать одним из основных заказчиков для машиностроения, химической, оборонной и других отраслей промышленности); •государственная поддержка инвестиционными проектами в энергетическом секторе, привлекающими в страну инвестиции и создающими новые рабочие места. Комплекс конкретных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности страны и отдельных регионов, включает меры превентивные, направленные на снижение возможностей возникновения и реализации угроз, а также уменьшающие восприимчивость систем топливо- и энергоснабжения к таким угрозам, и ликвидационные, обеспечивающие ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и восстановление условий топливо- и энергоснабжения потребителей. Приоритетными являются следующие меры: •макроэкономического характера; •по повышению надежности элементов систем энергетики и систем энергоснабжения, включающие в себя организацию систематического контроля за состоянием (мониторинга) и осуществление активной политики обновления оборудования с вводом более надежного и безопасного; •снижению возможностей возникновения внешних угроз, связанных с обеспечением бесперебойности и эффективности функционирования транспортных магистралей и поддержкой отечественных экспортеров в доступности для них внешних рынков;
•снижению восприимчивости систем топливо- и энергоснабжения к угрозам (проведение активной энергосберегающей политики, диверсификация источников поставляемых энергоносителей и используемых видов энергоресурсов на потребительских установках и др.); •созданию опорной системы топливо- и энергоснабжения на период возможных экстремальных ситуаций (создание специализированных хранилищ топлива и резервных источников энергии; рассредоточение энергообъектов по территории; расширение возможностей по взаимозаменяемости отдельных видов топлива у Среди ликвидационных мер следует выделить прежде всего следующие меры: •по развертыванию деятельности заранее созданных аварийно-восстано-вительных служб; •оперативному перераспределению энергоресурсов; •ограничению и отключению потребителей, исходя из социальных приоритетов и необходимости сохранения в особых условиях хотя бы на минимальном уровне систем жизнеобеспечения населения и экономики региона; •восстановлению складских запасов топливных ресурсов и других материальных ценностей, опустошенных за период чрезвычайных ситуаций. Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающие угрозы энергетической безопасности, анализа состояния энергетической и экономической безопасности России, существенно различающихся своими условиями и уровнем развития, предусматривается разработка критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию, оформленных специальным законодательным актом Российской Федерации, принятие Доктрины энергетической безопасности. Подводя краткий итог, необходимо отметить, что в настоящее время состояние энергетической безопасности и сбалансированность энергетических потребностей страны в ближайшие годы значительно не улучшится. Это связано с тем, что в газовой промышленности и в электроэнергетике упущено время для создания необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста. В этой связи необходима разработка Правительством Российской Федерации комплекса специальных мер по обеспечению потребностей страны в энергоресурсах и формированию рационального топливно-энергетического баланса на ближайшее десятилетие.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |