КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мониторинг экономических опасностей и угроз
Вопрос 1. Составляющие экономической безопасности России. Тема 3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Учебные вопросы: 1. Составляющие экономической безопасности России. Мониторинг экономических опасностей и угроз 2. Энергетическая безопасность России. Пути, средства и способы ее обеспечения 3. Финансовая безопасность: сущность, структура и основные направления развития Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что проблемам обеспечения безопасности как общества в целом, так и его граждан, должно уделять особое внимание каждое государство на любом этапе своего развития. В условиях современной России, в связи с глубоким экономическим кризисом 1990-х гг., появлением новых и обострением существующих внутренних и внешних угроз особое значение приобретает проблема экономической безопасности. Экономическая безопасность — это материальная основа национальной безопасности. Она служит гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. В настоящее время используют множество различных определений этого понятия. Экономическая безопасность — это состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути, формы своего экономического развития. Известный российский ученый, академик Л.И.Абалкин считает, что экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию[50]. Другие авторы полагают, что национальная экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов[51]. По нашему мнению, экономическая безопасность представляет собой такое состояние народного хозяйства, которое позволяет удовлетворить всю совокупность реальных, действительных экономических потребностей общества, обеспечивает его экономическую независимость, стабильное и устойчивое развитие, прогресс, достойное равноправное положение в мировом хозяйстве, надежную, т.е. не допускающую перехода за критический предел, защищенность от внутренних и внешних угроз и влияния непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов. Таким образом, когда речь идет об экономической безопасности государства, то кратко можно сказать, что она состоит в способности народного хозяйства развиваться в устойчивом расширенном масштабе; удовлетворять реальные экономические потребности общества на уровне не ниже критического предела; обеспечивать экономическую независимость государства; противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам. Экономическая безопасность не является абстрактной теоретической конструкцией экономической науки. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества. Существуют следующие важнейшие виды экономической безопасности: •финансовая; •энергетическая; •промышленная; •оборонная; •продовольственная. В последние годы в экономической теории проблемы экономической безопасности рассматриваются довольно часто, но в основном односторонне и по устоявшемуся шаблону. Экономическая безопасность государства должна быть представлена как целостная, единая система. Такой подход позволит не только четко представить систему экономической безопасности государства, но и послужит методологической основой для рассмотрения экономических систем региона, отрасли, предприятия, домашнего хозяйства, личности. Упорядочивающим фактором системы экономической безопасности, позволяющим определить совместимость и состав ее элементов, является причастность каждого из них к получению конечного результата. Для определения составных элементов системы экономической безопасности следует четко определить конечную цель обеспечения экономической безопасности. Как отмечалось ранее, для обеспечения экономической безопасности государства необходимо добиться того, чтобы его экономическая система находилась в состоянии, способном развиваться в устойчивом расширенном масштабе, могла удовлетворять реальные экономические потребности общества на уровне не ниже критического предела, обеспечивать экономическую независимость государства, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам. Для достижения цели по обеспечению экономической безопасности в ее систему должны войти: объект и субъекты безопасности, механизм и практические действия по обеспечению безопасности. Объект безопасности — это то, на что направлены действия субъекта по обеспечению его безопасности. В настоящее время научное экономическое сообщество четко не определилось в понимании и однозначной трактовке объектов экономической безопасности. Чаще всего к ним относят личность, общество, государство, иногда некоторые элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Когда мы говорим об экономической безопасности государства, региона, отрасли, то имеем в виду материальную основу для удовлетворения экономических потребностей. В связи с этим объектами безопасности на различных иерархических уровнях являются: экономическая система государства, отрасль народного хозяйства, экономика региона, фирма или предприятие любой организационно-правовой формы, как хозяйствующий субъект — домашнее хозяйство, личность. Элементы экономической системы государства как объект экономической безопасности государства могут быть представлены согласно различным определяющим признакам, например, исходя из содержания и характера возникающих в ней отношений, отраслевой или территориальной принадлежности, роли или места в создании конечного результата и т.д. Так, исходя из содержания и характера возникающих в ней отношений экономическая система общества представляет собой единство трех взаимосвязанных элементов: производительных сил, производственных отношений и экономической надстройки, функционирующих в целях производства благ, необходимых для воспроизводства общества, удовлетворения его потребностей. Субъекты безопасности — это организации, государственные институты, службы, отдельные личности (оперативные работники, частные детективы, сотрудники служб безопасности и др.), которые обеспечивают безопасность объекта на основе практических действий при реализации механизма обеспечения безопасности. Очень важным составным элементом системы безопасности является механизм обеспечения экономической безопасности. Реализация возможностей по обеспечению экономической безопасности государства находится под влиянием целой гаммы факторов: экономических, политических, психологических, научно-технических, социальных и др. Под факторами реализации возможностей по обеспечению экономической безопасности понимают такие причинно-следственные связи, существующие в системе обеспечения безопасности, которые выступают движущими силами, побудительными мотивами превращения возможности в действительность и максимизации усилий в использовании внутренних резервов. Реализация возможностей по обеспечению экономической безопасности происходит в определенной последовательности. Она протекает как объективный процесс, подчиненный определенным закономерностям. Выяснение причинно-следственных связей, последовательности протекания событий по обеспечению экономической безопасности, влияния различных факторов на эти события позволяет определить концептуальную модель — механизм обеспечения экономической безопасности. Данный механизм представляет собой теоретическое обоснование последовательности происходящих событий по обеспечению экономической безопасности. Это условный образ, схема. Он является теоретическим отображением, представляющим результат познания тех событий, явлений, которые происходят в реальной действительности. Формирование механизма обеспечения экономической безопасности — дело очень сложное. Важнейшим его составным элементом является необходимость определения потребностей в обеспечении экономической безопасности. В настоящее время наука рассматривает категорию «потребность» не столько как состояние нехватки, нужду, дискомфорт, а как отношение необходимого соответствия между нормальным функционированием, развитием организма или протеканием жизненного процесса и условиями или мерой условий этого функционирования. В «Философской энциклопедии» отмечается, что потребность — это «состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности». Несомненно, для обеспечения экономической безопасности государства, предотвращения существующих опасностей и угроз или устранения последствий их воздействия необходимо, чтобы экономическая система государства была способна удовлетворить весь спектр экономических потребностей общества. В основе экономических потребностей лежат материальные условия жизни людей и условия производственной деятельности. Удовлетворение экономических потребностей должно создать материальные условия жизнедеятельности человеческого общества, его духовной жизни, воспроизводить как материальные, так и личные факторы производства. К экономическим потребностям относятся: • потребности в материальных благах, включающие блага производственного и потребительского назначения (станки, машины, оборудование, пища, жилище, одежда и т.д.); • потребности в услугах; • потребности в энергии, тепле, пространственном перемещении вещей и людей; • потребности в научных разработках в интересах экономики; • потребности в условиях, способствующих воспроизводству рабочей силы; • потребности в продуктах труда, являющихся материальной основой производительной и социальной инфраструктуры. Экономические потребности — это своего рода требования общества к экономической системе. Размеры и структура этих потребностей неоднородны. С изменением структуры и возрастанием опасностей и угроз, усилением международной напряженности, появлением форс-мажорных обстоятельств, развитием общественных потребностей и производства экономические потребности возрастают. Их удовлетворение зависит от возможностей экономики, уровня развития производительных сил, степени зрелости производственных и прежде всего организационно-экономических отношений, эффективности производства и управления, наличия материальных ресурсов и квалификации трудовых ресурсов и т.д. Осознанные потребности приобретают форму общественных интересов. Как известно, без потребности нет интереса. Хотелось бы также подчеркнуть, что и потребность, и интересы имеют общественную форму. Они формируются, возникают в определенном обществе, не свободны от общества, производственных отношений, господствующих в нем. Поэтому, как и сама потребность, так и интерес, ее выражающий, выступают в определенной социальной форме. В концентрированном виде общественные интересы представлены в таких официальных документах, как Концепция национальной безопасности, Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации и др. Осознанные экономические потребности, выраженные через экономические интересы общества, являются информационным потоком для управляющей подсистемы общества по организации производства. Управляющая подсистема на основе внутреннего механизма функционирования экономической системы осуществляет экономическое управление процессом удовлетворения экономических потребностей. На основе учета характера господствующих производственных отношений, объективных экономических законов государство определяет и формулирует цель обеспечения экономической безопасности. Следующим составным элементом механизма обеспечения экономической безопасности является определение сил, средств и путей достижения поставленных целей. Несомненно, что в настоящее время главными, определяющими являются интенсивные факторы роста общественного производства, а значит, и укрепления экономической безопасности государства. Составным звеном механизма обеспечения экономической безопасности должен быть и хозяйственный механизм, т.е. совокупность тех средств, с помощью которых можно достичь поставленной цели. Как правило, хозяйственный механизм включает правовые акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, а также совокупность условий, стимулов, побудительных мотивов, объективно существующих в экономике и регулирующих поведение основных экономических агентов. Если цель показывает направленность функционирования экономики в интересах обеспечения экономической безопасности, а силы, средства и пути достижения поставленной цели — за счет чего эта цель может быть достигнута, то хозяйственный механизм определяет, каким образом используются имеющиеся возможности; он является формой проявления объективных экономических законов, способом хозяйствования. Таким образом, хозяйственный механизм представляет собой сознательно разработанный инструментарий управления. Определив цели, средства их достижения и хозяйственный механизм обеспечения экономической безопасности, соответствующие органы управления осуществляют непосредственное управление данным процессом. В ходе использования возможностей экономической системы общества в интересах обеспечения экономической безопасности государства управляющая подсистема оказывает влияние на управляемую, используя различные принципы и методы управления: административные, экономические, социально-психологические и др. Одним из важнейших составных элементов системы экономической безопасности является практическая деятельность государства по обеспечению своей экономической безопасности. Она включает ряд практических действий. Прежде всего это уточнение экономических интересов и определение приоритетов в хозяйственной деятельности по обеспечению экономической безопасности. На основе этого разрабатываются основные направления экономической безопасности (формулировка целей и задач, определение сил, средств и мер их достижения, разработка механизма обеспечения экономической безопасности, организация конкретных действий, контроль и уточнение экономической политики); ведется постоянная работа по выявлению случаев, когда фактические параметры отклоняются от пороговых значений, а также разрабатываются меры по выходу из зоны опасности; организуется работа по выявлению, предупреждению, а в случае необходимости предотвращению выявленных опасностей и угроз. Потребности обеспечения экономической безопасности формируются под влиянием ряда факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, прогнозируемых и непредсказуемых и т.д. В концентрированном виде они могут выступать как деструктивные факторы, оказывающие влияние на экономическую безопасность. В современной науке выделяют несколько степеней таких деструктивных факторов: 1) появление зоны риска — вероятность возникновения обстановки, способной породить опасность; 2) вызов — провокационные действия или способ давления; 3) опасность — реальная возможность причинить зло, нанести ущерб; 4) угроза — намерение нанести ущерб. В настоящее время для обоснования четких и наиболее значимых путей укрепления экономической безопасности и определения тех сил, которые ее обеспечивают, очень важно выделить наиболее серьезные современные опасности и угрозы. Основой организации, планирования и осуществления практических действий всей системы обеспечения экономической безопасности являются анализ концепции угрозы, оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Система реальных и потенциальных угроз не является постоянной, и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для экономической безопасности. Одним из важных переходов к анализу угроз является их классификация и ранжирование по характеру и степени той опасности, которую они представляют. При такой классификации могут использоваться различные признаки. На рис. 8.1 представлена классификация угроз экономической безопасности по следующим признакам: •по источнику угрозы (внутренние — источник на территории Российской Федерации, внешние — источник расположен за границей государства); •происхождению угроз (вызванные политикой государства, инициированные иностранными государствами; исходящие от криминальных структур; конкурентов; контрагентов); Рис. 8.1. Классификация угроз экономической безопасности •вероятности реализации (реальные могут осуществляться в любой момент времени, потенциальные могут реализоваться в случае формирования определенных условий); •последствиям (всеобщие отражаются на всей территории Российской Федерации или большинстве ее субъектов, локальные отражаются на отдельных объектах); •отношению к человеческой деятельности (объективные формируются независимо от целенаправленной деятельности, субъективные создаются сознательно, например, путем разведывательной, подрывной и иной деятельности, организованной преступности, террористическими группами); •объекту посягательства (угрозы информации, финансам, персоналу, деловой репутации); •возможности прогнозирования (прогнозируемые на уровне хозяйствующего субъекта и непрогнозируемые); •величине ожидаемого ущерба (катастрофические, значительные, вызывающие трудности). При такой классификации угроз на конкретном этапе экономического развития могут выделяться определенные приоритеты безопасности, которые не являются постоянными и могут претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время, в условиях глубокого кризиса, главная угроза экономической безопасности Российской Федерации находится во внутренней сфере и определяется внутренними проблемами социально-экономического, политико-правового, демографического, экологического и иного характера. Совокупность угроз безопасности представляет собой динамическую систему причинно-следственных связей с большим числом контуров, обратных связей, наличие которых может значительно усиливать результаты реализации какой-либо конкретной угрозы безопасности. Эта особенность ярко проявляется на современном этапе развития государства, характеризующемся наличием большого числа локальных угроз и быстро нарастающими кризисными ситуациями вследствие их взаимодействия. Рассмотренная классификация угроз безопасности в их взаимодействии и динамическом развитии однозначно приводит к выводу о необходимости комплексного, системного подхода к решению вопросов обеспечения экономической безопасности на любом уровне управления — государство, регион или отдельное предприятие. Для того чтобы противостоять давлению извне и своевременно предотвратить реальные внешние опасности и угрозы, их необходимо четко выявить. Наиболее опасными из них в современных условиях являются: •усиливающееся завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России и, как следствие, возрастание зависимости нашей страны от импорта многих, в том числе и стратегических, видов товаров; •дискриминационные меры некоторых международных организаций и зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях с Россией, протекционистская политика по отношению к нашей стране, вытеснение российских предприятий с традиционных внешних рынков, особенно военной и машиностроительной •скупка иностранными фирмами наших предприятий в целях контроля над ними и создания условий для обеспечения собственного успеха в конкурентной борьбе как на внешнем, так и на внутреннем рынках; •необустроенность таможенной границы и недостаточный экспортный и валютный контроль; •неразвитость инфраструктуры экспортно-импортных операций и др. В последние годы особую опасность для экономической безопасности государства представляют внутренние опасности и угрозы: • глубокий спад производства ВВП за годы реформ; •резкий спад инвестиций в сферу производства, преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность; •разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики, старение производственной базы; •увеличение имущественной дифференциации населения, задержка выплаты заработной платы и пенсий, социальная напряженность; •структурная и отраслевая деформированность российской экономики, усиление топливно-сырьевой направленности экономики, свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности; •отставание разведки запасов полезных ископаемых от масштабов их добычи; •низкая конкурентная способность отечественной продукции; •возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, нарушение производственно-технических связей между предприятиями, нарушение межотраслевого баланса народного хозяйства; •высокий уровень монополизации экономики, особенно естественных монополий; •кризис денежной и финансово-кредитной системы; сохранение инфляционных процессов; •несовершенство механизмов формирования экономической политики, лоббизм при принятии экономических решений; •негативная политика в среде приватизации, резкое занижение стоимости приватизируемых объектов; •криминализация экономики, рост коррупции, связь некоторых чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению частью производства и их проникновение в различные властные структуры, ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и т.д. В научной экономической литературе приводится большое количество показателей состояния экономической безопасности государства. К наиболее значимым из них следует отнести: • уровень и качество жизни населения, которое можно оценить многими параметрами: средняя заработная плата, индекс потребительских цен, производство ВВП или валового национального продукта на душу населения, социальный и физиологический прожиточный минимум, индекс дифференциации доходов (децильный коэффициент), уровень безработицы, уровень потребления основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность жильем, состояние здравоохранения, уровень образования, продолжительность жизни, а также совокупный индекс развития человеческого потенциала, предложенный ООН в конце 1990-х гг., и др.; •темпы роста (динамика) валового внутреннего продукта и валового национального продукта; •темпы роста производства продукции основных отраслей или сфер экономики, а также важнейших стратегических видов продукции; •состояние инвестиций в народное хозяйство; •дефицит (состояние) бюджета; •состояние платежного баланса; •конкурентоспособность продукции; •сальдо внешней торговли (доля в экспорте готовых изделий и высокотехнологичных товаров, импортная зависимость); •государственный (внешний и внутренний) долг; •деятельность «теневой экономики»; •уровень монополизации экономики; •структура собственности; •степень управляемости экономикой; •состояние налоговой системы; •обеспеченность страны ресурсами; •количество неплатежеспособных предприятий и сумма неплатежей; •уровень производительности труда и эффективности производства; •состояние и воспроизводство факторов производства; •уровень расходов на науку, научно-исследовательские открытия и конструкторские разработки (НИОКР), подготовку кадров и др. К фактам, свидетельствующим о критическом состоянии экономической безопасности государства, относятся: нарушение производственных связей; неплатежи, выражающиеся в неоплате государственных заказов; задержки выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы; монопольное ценообразование на продукцию естественных монополий и порождаемая им «инфляция издержек»; безработица и разгул преступности; демонетаризация экономики и натурализация обмена (бартер) и др. Рассмотрение теоретических основ экономической безопасности государства убедительно свидетельствует о том, что она зависит от очень многих факторов. Для того чтобы не оказаться в положении государства без собственного независимого экономического будущего, необходима целенаправленная работа по выходу из экономического кризиса, предотвращению реальных угроз, борьба с криминальными элементами в экономике. В этой связи очень важно понимание сущности экономической безопасности в целом и экономической безопасности предприятия в частности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |