КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политической нестабильности
Вопрос 2. Межнациональные противоречия и конфликты как факторы Обострившиеся в конце 1980-х гг. противоречия в сфере национальных отношений в СССР стали одной из причин его распада. Эти противоречия явились концентрированным выражением кризиса нашего общества. Национальные противоречия оказались сферой, наиболее чутко и адекватно отражавшей деформированность общественной системы Советского Союза. По сути, каждая сфера общества, переживающая состояние нестабильности, становится источником межнационального противостояния. Для многонационального общества обязательным является разнообразие составляющих его национальную структуру компонентов по численности (от нескольких сотен до десятков миллионов людей), особенностям исторического развития национальных культур, а также его пространственно-географического расселения, специфике природных условий. Стремление руководства СССР найти универсальное средство для удовлетворения разнообразных национальных потребностей и интересов, навязывание народам, населявшим СССР, одинаковых стандартов в различных сферах общественной жизни не находили поддержки на местах. Именно стремление нивелировать объективно существующее национальное разнообразие сыграло дезинтегрирующую роль в жизни государства, усилив центробежные тенденции в стране, и обусловило открытое противостояние ряда республик советской модели федеративного устройства государства. В этом смысле распад Советского Союза был обусловлен национальной политикой КПСС. В результате Россия стала суверенным государством. Но, обретя самостоятельность, она сохранила в своем этнополитическом облике много общего с СССР. В настоящее время необходимо в интересах безопасности страны внимательно изучать исторический опыт СССР и России в области этнополитики и, опираясь на него, проводить взвешенную и научно обоснованную национальную политику, организовывать и создавать систему национальной безопасности. Практика общественного развития СССР и других многонациональных государств показывает, что там, где национальные процессы не рассматривают на основе объективного научного анализа, а применяют субъективные методы, неизбежны ошибки, деформации, вызывающие этническую напряженность, кризисы и конфликты. В связи с этим одной из важнейших задач национальной политики России должна стать выработка эффективных путей и методов разрешения межнациональных противоречий и конфликтов, их прогнозирование и предупреждение. Противоречивость этнополитических процессов закономерна, так как противоречия являются источником развития этнических общностей. Однако в данном случае очень важна оптимизация этих противоречий, деятельность субъектов властно-управленческой сферы, адекватная объективному развитию противоречий. Обострения межнациональных противоречий в СССР и современной России обусловлены различными причинами. Во-первых, это причины, имеющие глобальный характер, присущие всем многонациональным государствам: с одной стороны, их дифференциация, возрастающее стремление сохранить свою национальную культурную самобытность и независимость, а с другой — интеграция, усиливающаяся интернационализация, универсализация различных сфер жизнедеятельности народов. Во-вторых, существуют причины национально-специфические, обусловленные многообразием конкретных факторов общественной жизни (исторически сложившиеся традиции и культура, особенности экономического развития, различные исторические типы цивилизации и религиозно-конфессиональная принадлежность людей). С точки зрения источника возникновения межнациональных противоречий их можно разделить на объективные, которые обусловлены внутренней сутью национальных процессов (между социальным и этническим; между историческим прошлым России и современным урбанистическим) и которые необходимо вскрывать и находить пути их разрешения, и субъективные, связанные с отступлением от объективных законов общественного развития, нарушением принципов реализации национальной политики и другими деформациями в жизни народов, обусловленными властно-управленческой деятельностью субъектов. Национальные отношения в настоящее время показывают, что игнорирование межнациональных противоречий, попытки разрешить их насильственным путем, субъективный подход в национальной политике ведут к кризису межнациональных отношений и прямым конфликтам на национальной почве. Как общественное явление межнациональный конфликт имеет две стороны: с одной — это специфическое, конкретно-национальное выражение общесоциальных противоречий, с другой — собственно национальный конфликт, хотя и обусловленный социальными противоречиями. Уроки истории СССР показывают, что доведение противоречий до конфликта крайне опасно, так как в нем сконцентрирована огромная разрушительная сила, которая развалила СССР и подтачивает устои нынешней российской государственности. Теоретический анализ межнациональных противоречий и конфликтов в СССР и на территории нынешних суверенных государств, входивших в его состав, в том числе и в России, позволяет выделить следующие основные сферы национальной политики и национальной безопасности: • отношения между центральными органами и республиками (субъектами федерации), что проявилось в войне законов союзного центра и союзных республик в СССР до его распада и российского центра с субъектами Российской Федерации после провозглашения суверенитета России (Татарстан, Тува, Чечня и т.д.); • отношения между союзными республиками СССР; накопившиеся и вновь возникающие проблемы привели к эскалации напряженности между Азербайджаном и Арменией, Узбекистаном и Киргизией, Россией и Украиной и другими республиками, которые стали причиной настороженности во взаимоотношениях и после распада Советского Союза; • отношения между союзными республиками и автономиями, а также между автономиями внутри республик; наибольшей остроты противоречия в межэтнических отношениях достигли между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.; • проблемы национальных (этнических) групп в новых суверенных государствах, образованных после распада СССР, а также этнических групп, не имеющих собственного национально-государственного образования; это касается прежде всего русских, проживающих вне России (25 млн чел.), украинцев, живущих за пределами Украины (около 4 млн чел.), российских немцев (около 2 млн чел.), татар в Башкирии, чувашей в Татарстане и т.п.; •проблемы разделенных народов (русских, азербайджанцев, молдаван и др.); •социально-политические проблемы, приобретающие национальную окраску, и т.д. Предсказать заранее, какие национальные противоречия могут привести к конфликту, создать угрозу национальной безопасности, сложно, но можно и необходимо, так как в этих противоречиях много закономерно повторяющегося. Они результат действия глубоко скрытых, исторически заложенных в социум факторов, которые выходят на поверхность, как правило, только после возникновения самого конфликта. Однако на основе научного анализа общественных процессов, исторического опыта можно выявить конкретные тенденции, способствующие возникновению напряженности в межнациональных отношениях, которые могут перерасти в конфликт: •исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или исчезновения внешней угрозы; •быстрые перемены в социальном положении одних этнических групп по отношению к другим; •внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы (явление нормальное в условиях демократии, но опасное при отсутствии демократических традиций и политической культуры); •существование этнических общин за рубежом, поддерживающих из этнической солидарности группы, вовлеченные в конфликт, увеличивая его остроту и затрудняя его решение. Трудности решения современных национальных проблем определяются двойными стандартами в подходе к ним не только национальных элит, но и народа. Они обусловлены двумя противоположными, но вполне равноправными принципами, закрепленными международными правовыми актами. Во-первых, это принцип самоопределения наций, ставший международной правовой основой обретения независимости народами. Он изложен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1960), в Африканской хартии прав человека (1986) и подтвержден Всемирной конференцией по правам человека (1993), причем в контексте основных прав человека. Это основополагающий принцип, и он не допускает двусмысленных толкований. Во-вторых, принцип территориальной целостности государств, который подкреплен следующими международными правовыми актами: резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (1970), содержащей Декларацию принципов международного права, а также Заключительным актом Хельсинкского совещания по резолюции о сотрудничестве в Европе (1975). В этих документах закрепляется недопустимость пересмотра границ, установленных после Второй мировой войны. Существование этих двух принципов свидетельствует о том, что одновременное и буквальное следование обеим нормам международного права невозможно. Разрешение конфликтов на основе этих принципов на практике (например, предоставление независимости Чечне, Абхазии, Южной Осетии, Нагорному Карабаху, Северной Ирландии, баскам и т.д.) с точки зрения международного права также невозможно. Всегда в разрешении подобных национальных конфликтов нарушается либо право народа на самоопределение, либо целостность государств. Мировое сообщество продолжает искать способы выхода из проблемных ситуаций в национальном вопросе. Еще в начале XX в. принципы, на которых возможно решение национальных проблем в современном мире, были сформулированы выдающимся русским языковедом и культурологом И.А.Бодуэном де Куртенэ. Суть их сводится к следующему: • государство не должно быть национальным, так же как оно не должно быть ни религиозным, ни сословным, ни партийным; • оно должно состоять из территориальных (экономико-географических) автономных образований, но никаких национальных или национально-территориальных автономий не должно быть; • бесперспективно и опасно разделять людей на «коренных» и «пришельцев», «хозяев» и «гостей»; • национальная принадлежность человека — это явление социокультурное, а не биологическое. Оно определяется сознательно и индивидуально (а не семьей, не государством, не религиозной общиной), аналогично тому, как определяется вероисповедание; • в школах язык преподавания должен определяться не государственной властью, а местным самоуправлением, при этом особое внимание надо обратить на характер преподавания истории, литературы, так как нередко отечественная история является лучшим средством прививки от человеконенавистничества вообще и народоненавистничества в частности. В результате развития человечество подошло к созданию правовых условий для устранения национальных конфликтов. Это подтверждают такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельсинкский акт (1975), Парижская хартия (1990) и др. В них провозглашен принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами наций и государства. Функционируют авторитетные международные организации, осуществляющие контроль за соблюдением этих норм (Комиссии ООН по правам человека, защите национальных меньшинств, Совет ООН по устранению расовой дискриминации, Гаагский международный суд и пр.). Экономическое и политическое развитие лишает возможности разойтись «по национальным квартирам», поэтому современные народы вынуждены жить вместе и уживаться друг с другом. Наметившиеся пути решения межнациональных противоречий и конфликтов не являются исчерпывающими, но определяют общие тенденции, среди которых необходимо выделить следующие: •строгий научный учет конфликтующими сторонами интересов друг друга; •обязательное достижение консенсуса путем согласования национальных целей сторон на основе взаимных уступок и договоренностей; •создание институционных государственных и надгосударственных структур, обеспечивающих проведение переговоров и правовых основ принятия решений, направленных на урегулирование национальных конфликтов; •обязательное проведение переговоров в целях устранения факторов, провоцирующих конфликтную ситуацию; •первоочередная локализация национального конфликта и ограничение возможности его распространения; принятие мер к недопущению перерастания межнационального конфликта в национальный, этнический антагонизм. В имеющих сегодня место межнациональных конфликтах в государствах, образовавшихся после распада СССР, в том числе и в России, необходимо помнить, что они начинались в 1980-х гг., когда процессы национально-государственной суверенизации республик соединились с хаотичными этническими и религиозными движениями. Под воздействием «этнического национализма» стала разрушаться унитарная по своей сути, хотя и федеральная по форме советская государственность. Национальные проблемы и в ^первую очередь конфликты становились наиболее эффективным средством мобилизации экстремистских групп населения, их политических институтов и движений, в то время как государство, оказалось неспособно удовлетворить выдвигаемые требования. Советская правящая элита усматривала в национальном, религиозном разнообразии угрозу своему благополучию, устоям государства и потому постоянно вела борьбу за унификацию. Ее идеологической основой был постулат, что устранение эксплуатации, классовых антагонизмов, социального неравенства, неравномерного экономического развития автоматически приведут к исчезновению межнациональных трений и конфликтов. Одновременно с этим происходило насаждение идеологии и практики национализма, превращение народа в субъект политики. Новая политическая элита, пришедшая к власти в государствах, образовавшихся после распада СССР, не избавилась от «малого имперского мышления» (например, Грузия, Литва, Эстония и некоторые другие), продолжает игнорировать национальный фактор, а это ведет к дальнейшей эскалации нестабильности, конфликтам, человеческим и материальным жертвам. Общее число национальных и других конфликтов в настоящее время уменьшилось по сравнению с годами, предшествующими распаду СССР (по данным Центра этнополитических исследований России, с 1988 по 1991 г. имело место свыше 150 национальных конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы), масштабы военных действий в зоне конфликтов значительно расширились, что ставит под угрозу национальную безопасность новых независимых государств, в том числе и России. Ее безопасность напрямую зависит как от того, что происходит в ее пределах, так и в новых государствах ближнего зарубежья. Серьезная опасность национальной безопасности России исходит в настоящее время от системной нестабильности в южных регионах бывшего СССР. Национальные конфликты в Центральной Азии подогреваются проблемами «спорных территорий». Сложная национально-этническая ситуация в Закавказье привела к кровавым конфликтам, которые, по сути, превратились в войны. Национальные проблемы Северного Кавказа соединили в себе нерешенные национальные противоречия, нарастающие сепаратистские и антирусские настроения. Непрекращающееся движение за восстановление политических и территориальных прав репрессированных народов, стремление к обретению государственности и соединению разделенных народов, политизация ислама и многое другое — малый перечень «национального наследия» России. Все это угрожает национальной безопасности России. В политике России в отношении национальных конфликтов, происходящих в странах СНГ и на собственной территории, прослеживается несколько аспектов: миротворческая деятельность, осуществляемая в политико-дипломатических рамках; посредничество; элементы взаимодействия с другими вовлеченными в урегулирование конфликта сторонами, а также военно-силовые методы. Силовое решение национальных конфликтов отвлекает огромные финансовые ресурсы и осложняет процесс реформирования экономики страны. В связи с этим в концепцию государственной национальной политики и безопасности должен быть положен принцип приоритетных мирных политических средств разрешения национальных конфликтов. Это не исключает того, что государство может и обязано в целях немедленной локализации военных столкновений, разоружения незаконных вооруженных формирований, пресечения деятельности организаций и лиц, призывающих к насилию, национальной резне, использовать все законные средства, включая силу, в том числе и военную. Итак, национальные противоречия и конфликты — это реальность современной российской действительности, которую нельзя не учитывать при определении современной национальной политики России, решении актуальных задач обеспечения ее национальной безопасности. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) национальные процессы в современной России характеризуются сложностью, динамизмом и противоречивостью. Это проявляется в том, что, с одной стороны, они препятствуют возникновению в стране властно-монополистической организации политической жизни с ее сверхцентрализованной системой национального и межнационального, с другой — приоритетность экономического фактора таит множество угроз для реализации прав и свобод человека, стабильности общества и безопасности государства; 2) нынешние национальные процессы в России и в целом в странах ближнего зарубежья обусловлены религиозным фактором. Его влияние способствует либо разжиганию межэтнического конфликта и превращению его в перманентный и неуправляемый, либо при определенных условиях — его локализации и прекращению. При этом следует всячески избегать «конфессионализации» этнополитического конфликта и не ждать от религии существенного позитивного влияния на развитие и разрешение такого рода конфликтов; 3) распад СССР и последовавшие за ним процессы суверенизации бывших союзных республик не привели к исчезновению национальных противоречий и конфликтов ни в России, ни в других новых многонациональных государствах. Поэтому в настоящее время вопрос заключается в том, чтобы их локализовать, предотвратить сползание к еще более насильственным и разрушительным формам противостояния. Решение национальных проблем в духе гуманизма и демократии предполагает создание общей концепции государственной национальной политики и безопасности на основе межнационального согласия и мира; 4) знание современных национальных процессов в России и странах ближнего зарубежья, умение анализировать национальные противоречия и конфликты, видеть их истоки и пути преодоления — важные условия успешной профессиональной деятельности специалистов в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности. Контрольные вопросы 1.Раскройте суть понятия «этнополитический процесс». 2.Каким образом пересекаются этнические и политические процессы? 3.Назовите объекты и субъекты этнополитики. 4.Какие подходы имеются в настоящее время к проблемам развития этнополитических процессов в мире? 5.Назовите основные этнические проблемы в Российской Федерации. 6.Чем обусловлены противоречия в современном этническом развитии Российской Федерации? 7.Какая форма национально-государственного устройства принята в настоящее время в России? 8.В чем проявляется воздействие религиозного фактора на этнополитические процессы? 9.Чем обусловлено обострение межэтнических противоречий в Российской Федерации? 10.Назовите источники возникновения межэтнических противоречий. 11.Охарактеризуйте основные сферы межэтнических противоречий и конфликтов, существовавшие на территории СССР. 12.Какими факторами обусловлено возникновение напряженности в межэтнических отношениях? 13.Какими причинами обусловлены трудности в решении современных этнических проблем? 14.Назовите основные пути решения межэтнических противоречий и конфликтов. 15.Перечислите основные аспекты политики Российской Федерации в решении межэтнических конфликтов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |