КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. 1. Обеспечение национальных интересов и национальной безопасности России
Тема 3. Геополитические условия обеспечения национальной безопасности России
Учебные вопросы: 1. Национальные отношения в России и перспективы их развития 2. Межнациональные противоречия и конфликты как факторы политической нестабильности Вопрос 1. Национальные отношения в России и перспективы их развития Обеспечение национальной безопасности России происходит в условиях развития сложных общественных процессов, среди которых на одном из первых мест стоят национальные проблемы. Связанные с необходимостью решения задач политического переустройства общества, они оказались трудноразрешимыми для пришедших к власти политических партий. Вместо разрушенной советской политической системы и национальных отношений ни одна партия не смогла представить ни эффективного механизма, регулирующего политические отношения, ни сколько-нибудь приемлемой национальной политики, способной разрешить множество противоречий. Знание этнических проблем и выработка на их основе механизма согласования национальных интересов дает возможность найти пути урегулирования национальных противоречий и конфликтов. Поэтому научный анализ этих проблем необходим, особенно людям, профессионально занимающимся обеспечением безопасности. Однако этот анализ эффективен только тогда, когда ориентирован на учет реальной ситуации в сфере национальных отношений. Любая национальная проблематика обязательно приобретает политическое наполнение. В свою очередь национальная составляющая содержится в политических явлениях и процессах, особенно там, где общество отличается сложной национальной структурой. Российское общество является многонациональным по факту своего исторического развития. В связи с этим процессы, происходящие на территории России и других государств, ранее входивших в состав СССР, пересекаются как в области политического, так и национального развития. С одной стороны, национальные проблемы играют роль серьезного фактора, влияющего на политику и оказывающего нередко определяющее воздействие на политические процессы (распределение власти, властных полномочий, их легитимизация, характер государственного устройства, политический режим, институты политической системы). Национальное сознание, совокупность представлений, в комплексе образующих то, что называется «национальной идеей», также оказывают влияние на политическую сферу (политическое сознание, политическую психологию, политическую культуру, нормы, регламентирующие политическое поведение или политическое участие граждан, специфические формы их мобилизации, рекрутирования для поддержки той или иной политики). С другой стороны, политическая деятельность является важным инструментом решения тех задач, которые складываются в национальной и межнациональной областях. Эти задачи оформляются, осознаются, формулируются и проводятся в жизнь, в том числе при помощи средств политики многие аспекты национального развития получают особую институционализацию в политической системе в зависимости от степени своей напряженности и акцентированности. Политические аспекты часто имеют решающее значение в процессах консолидации национальных общностей, играют роль главных мотивов национального сплочения вокруг каких-либо задач (национальное освобождение, самоопределение, борьба за суверенное существование и создание государства, национальное выживание и процветание, полноправное участие в международном общении). Таким образом, можно констатировать, что происходит глубокое взаимопроникновение как национального содержания политики, так и политического содержания национальной общности и ее идентичности. В совокупности образуется особая разновидность общественных процессов — этнополитическая, которая представляет собой реальный и значимый элемент всякого государственно-организованного и национально-структурированного общества. В настоящее время в системе развития этнополитических процессов в мире существуют два основных подхода. Первый подход — ассимиляторский, суть которого заключается в том, что в многонациональных государствах неизбежно должна происходить ассимиляция всех национальных групп какой-то одной крупной нацией (например, в США). Второй подход — плюралистический, который подразумевает, что каждый человек имеет право на собственную национальную идентичность. Этот подход как принцип национальной политики предполагает поощрение самобытности каждой национальности как реального своеобразия, а не унификацию. Эта концепция рассчитана на то, что не смешение основных этнических групп в некую единообразную массу, а возрождение наций и народностей открывает путь к стабильному общему национальному сосуществованию, может способствовать снятию напряженности в социальных ожиданиях национальных групп, которые постепенно будут замещаться этнокультурными ценностями и компенсаторами (Канада, Бельгия, Швеция). В настоящее время существует несколько важнейших национальных проблем: во-первых, проблема государственного положения народов, изменение их государственного статуса, которая решается либо путем собственного этнополитического самоопределения и создания самостоятельного государства, либо путем создания национальных и национально-религиозных движений в целях оппозиционного давления на центральное правительство для восстановления некогда утраченного статуса (крымские татары, немцы Поволжья), вступления в ранее отнятые административные права на свою территорию (турки-месхетинцы, ингуши), изменения государственной принадлежности бывших автономий (Нагорный Карабах, Южная Осетия), перехода к принципиально новой государственности (Приднестровье, Чечня, Абхазия, Гагаузия); во-вторых, особенно острыми стали проблемы мигрантов (Прибалтика); в-третьих, проблемы коренного населения Севера и Дальнего Востока. Каким же образом национальные проблемы определяют политическую ситуацию в современной России? В сложных условиях с высоким уровнем национальной напряженности это шаткое равновесие в любой момент может быть разрушено. Такое положение является не только следствием социально-экономического кризиса, но и порождением противоречий в национальной среде. Во-первых, Россия уникальна в национальном отношении. На ее территории проживают народы, значительно отличающиеся по своей численности. Так, более чем из 120 народов, населяющих Россию, численность только таких наций, как русские, татары, чуваши, башкиры и мордвины, превышает один миллион человек. Например, численность 26 народов Севера насчитывает всего 181 тыс. чел. И с точки зрения государственности Россия представляет собой весьма сложное явление. Так, 16 этнических групп (7,8 млн чел.) представляют народы СНГ; 30 (1,3 млн чел.) — народы за пределами СНГ (болгары, греки, немцы и т.д.); еще 30 этнических групп (173 тыс. чел.) — народы, не имеющие государственности (ассирийцы, курды, уйгуры, цыгане и т.д.); 22 народа (116 тыс. чел.) не имеют национально-территориальных образований; 10 (67 тыс. чел.) — не имеют никаких национальных территорий в мире. Проблемы вызывает и тот факт, что во многих республиках в составе Российской Федерации титульное население составляет меньшинство. Только в 5 из 21 республики численность титульного населения превышает 50 %: чуваши (69 %), тувинцы (64 %), коми-пермяки (60 %),чеченцы (58 %),осетины (53 %). В остальных республиках России в целом титульное население составляет 32%, а в автономиях — 10,3%. Особенностью России является дисперсное (рассеянное) проживание многих народов. Например, численность татар в Татарстане составляет всего 30%. Отсюда проблемы ассимиляции, забвение родного языка, утрата национальной самобытности и др. Во-вторых, Россия — страна многоконфессиональная, в которой, помимо основных конфессий (православного христианства и мусульманства), существуют десятки других религиозных объединений. Синтез религиозного и национального компонентов создает возможность для деятельности экстремистов, так как в межнациональных конфликтах они нередко используют религиозный фактор. В-третьих, важнейшим в существовании национальных проблем является субъективный фактор — национальные лидеры, элиты, политические партии, общественные движения. Это наглядно проявлялось в событиях 1992—1993 гг.: активизация национал-сепаратистских, дезинтеграционных устремлений практически во всех республиках Российской Федерации; возникновение конституционного конфликта федеральных органов с некоторыми республиками, ингушско-осетинский конфликт. Данная тенденция была несколько ослаблена принятием новой Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г., в которой были уравновешены требования и республик, и краев, и областей, входящих в состав России, что явилось началом определенного перелома в межнациональных отношениях. Важное значение имело и то, что после осенних событий 1993 г., когда силовыми методами было ликвидировано противостояние Верховного Совета и Президента Российской Федерации, республиканские руководители лишились возможности балансировать между двумя ветвями власти. Они уже не смогли использовать в своих целях национальные движения. В-четвертых, возникновение «русского вопроса», который заключается как в понижении жизнеспособности русского этноса, о чем свидетельствуют вопиющие факты его деградации и вымирания, социального и культурного упадка, разрушения духовных основ, так и в ухудшении отношения к русским со стороны других этносов России. Это обусловлено и неразумной национальной политикой, и подъемом местного национализма, что не могло не осложнить положение русских в республиках (Северный Кавказ, Татарстан, Якутия и т.д.). Все это происходит на фоне разговоров о русском шовинизме, имперских устремлениях русских и т.д. В-пятых, усиление миграционных тенденций. Россия единственное государство из бывших республик СССР, откуда в настоящее время люди не выезжают. Большой проблемой для государственной власти в России стали возвращающиеся на родину граждане. Даже представители народов, получивших свою независимость (армяне, азербайджанцы, грузины, казахи, молдаване, прибалты и др.), которые не спешат возвращаться на свою этническую родину, стремятся обосноваться в России, причем в городах с преимущественно русским населением. Анализ миграционных тенденций в СНГ показывает, что поток населения из политически и экономически нестабильных регионов на территорию России будет возрастать. В связи с этим важно не допустить националистических проявлений, которые в настоящее время имеют место. В политической жизни национальные проблемы проявляются в различных аспектах, в том числе и в характере государственной власти, которая имеет ряд качественных особенностей. Она различается по форме государства (монархия или республика), политическому режиму (демократический или тоталитарный), государственному устройству (унитарное государство или федеративное). Государственное устройство отражает распределение властных полномочий между центральными институтами, региональными и местными органами власти. Унитарное устройство государства предполагает целостность, неделимость суверенитета, деление территории страны по административно-территориальному признаку. Федерация представляет собой более сложную систему, когда несколько государственных образований, обладающих той или иной долей политической самостоятельности, образуют одно союзное государство. В общепринятом понимании — это добровольная ассоциация суверенных субъектов, созданная для достижения общих целей при фиксированном делегировании определенных полномочий в центральные (федеральные) органы. Федерация характеризуется верховенством Конституции, которая четко разграничивает полномочия между федеральными властями и субъектами (государствами и территориями, образующими союз), наличием механизма разрешения правовых споров и конфликтов между ними. Субъекты федерации носят разные названия: штаты (Австралия, Бразилия, Индия, Мексика, США); провинции (Аргентина, Канада); кантоны (Швейцария); земли (Австрия, Германия); республики (входили в состав СССР, СФРЮ, ЧССР). Они обладают собственной учредительной властью, правом принимать свои конституции, развивать правовые и судебные системы, устанавливать гражданство наряду с федеральным. Федерации представляют собой различные политические объединения. Выделяют несколько типов федеративного объединения: федерация с широким объемом полномочий, которыми наделены субъекты (США, Швейцария); федерация с неопределенными полномочиями субъектов, что характерно для развивающихся стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Нигерия, ОАЭ). Федерации отличаются от такого взаимодействия суверенных государств, как конфедерация. В результате ее создания не возникает нового суверенного государства, поэтому не предусматривается и конституционного регулирования и распределения полномочий, которые закрепляются в межгосударственном договоре. Национальные законодательства государств, образующих такой союз, имеют приоритет перед этими договорами. Примерами конфедераций являются: Ганзейская лига (XIV—XVII вв.); Германский союз (1815—1866); Объединенная Арабская Республика (1958 — 1961); современный пример — Европейский Союз. Федерации в СССР и России имеют свои особенности, которые связаны с историческими условиями развития нашего государства. Особенностью Российской империи, а затем и Советского Союза являлось то, что они представляли собой цивилизационный конгломерат, включающий несколько культурных пространств. На этой территории проживали народы, относящиеся к десяти языковым семьям, распределенным в свою очередь, на два десятка языковых групп. Из них 70,3 % относятся к славянским группам, 17,3 % — к тюркским, от 1 до 1,8 % — к дагестанской, иранской, балтийской, германской, финно-угорской группам. Народы, проживавшие на территории СССР, относились к нескольким культурно-историческим комплексам, этноконфессиональным системам: прибалтийско-католической и прибалтийско-протестантской, униатской (западные белорусы и украинцы), славяно-православной, тюрко-мусульманской, восточно-христианской (армяне), буддистско-ламаистской. Такие особенности, вне всякого сомнения, затрудняли взаимопонимание между этносами, относящимися к этим комплексам и системам. К тому же в настоящее время стало очевидным, что государственное единение народов нашей страны не было подкреплено адекватными гражданскими формами духовных связей, деидеологизированными, внеклассовыми линиями интеграции. Особенностью формирования Советского Союза было и то, что его народы прошли в своем развитии различные пути государственности. Одни из них имели достаточно развитые ее формы, другие находились на начальных стадиях политической консолидации, а у некоторых этногенез не получил каких-либо зрелых проявлений. Советскому Союзу досталось не лучшее наследство и в плане административно-национального устройства, которое в Российской империи было весьма сложным. К 1917 г. в ее состав входили 74 губернии, 20 областей, 2 округа, 9 градрначальств, 8 генерал-губернаторств. Специфический статус Великого княжества со многими институтами государства имела Финляндия. Протекторатами были Бухара и Хива. Регионы Средней Азии и Закавказья находились под управлением военного министерства, не имея органов гражданской администрации. Ни у царского правительства, ни у сменившего его временного, ни у многочисленных политических партий не было готовой концепции национально-государственного устройства России. Наиболее общие представления о нем были и у большевиков. В. И.Ленин пришел к признанию необходимости федерализма лишь в 1917 г., до этого отстаивая после реализации права каждого народа на самоопределение унитаризм. Создание Советского Союза с самого начала носило явочный характер, когда стихийно снизу стали создаваться различные образования республиканского типа (Донская, Кубанская, Черноморская, Таврическая республики и др.). Отсутствие единого плана и общего руководства процессом формирования федерации усугублялось тем, что всякое государственное образование рассматривалось большевиками с точки зрения предстоящей мировой революции лишь как временная, переходная ступень к безгосударственному мироустройству. К тому же имело место сложное смешение представлений об административной (без законодательных полномочий), национально-территориальной и культурно-национальной автономиях. В связи с этим в 1922 г. было начато создание многослойной федерации, подразделяющей народы на ряд статусных категорий: союзно-республиканскую, автономно-окружную и автономно-областную. В 1930 — 1950-е гг. система национально-государственной иерархичности народов была конституционно закреплена как оптимальная форма. Однако на практике это привело к противопоставлению народов, «коренных» и «некоренных» кадровых элит, к созданию напряженности и конфликтности в сфере этнополитики. Отказ от репрессивной национальной политики в 1950—1970 гг. не сопровождался, однако, ослаблением фактического унитаризма. Реальные преобразования в сфере национальной политики подменялись декларациями, имитациями формального национального представительства. Естественные этнические процессы вступали в противоречие с официальной политикой, что усугублялось диспропорциями социально-экономического развития. Общее государственно-политическое пространство СССР не стало пространством развития гражданского общества с прочными горизонтальными связями (между регионами, этносами, гражданами, свободными от властной регламентации и идеологических догм и т.д.), которые позволяли бы создать гарантии от распада страны. И стоило только в ходе перестройки общества ослабить партийно-государственную монополию в сфере экономики, политики, идеологии — все рухнуло, погребая под своими обломками героические усилия и жертвы многих поколений советских людей, Советский Союз перестал существовать. Национальная проблематика стала преобладающей в борьбе за власть местных лидеров, причем как бывших партийно-государственных руководителей, так и лидеров оппозиции. В настоящее время многие этнополитические проблемы, которые еще недавно были достоянием СССР, стоят перед Россией, являющейся суверенным государством. Как сложится ее судьба — разделит ли она участь Советского Союза или станет сильным демократическим многонациональным государством — во многом зависит от политики российского руководства, поведения лидеров как в центре, так и в регионах, самого российского народа. С точки зрения национального государственного устройства варианты развития страны могут быть различными. Первый вариант — это федерация национальных государств. На территории России этот вариант уже существовал. Скорее всего, может повториться драматический опыт СССР. В условиях общей нестабильности усугубятся и без того острые национальные противоречия, территориальные претензии, усилится сепаратизм и национализм, в том числе и русский. Логика такого государственного устройства и такой политики будет неизбежно толкать народы России к национальному самоопределению и отделению от нее. Второй вариант заключается либо в возврате к губернскому устройству, либо переустройству страны по принципу западных федераций на региональной основе. Этот принцип проверен временем и в дореволюционной России, и в ряде современных стран (США, Германия, Индия и т.д.). Однако в реальной российской ситуации он вряд ли осуществим, так как противоречит национальным устремлениям народов России, считающим национальное самоопределение одним из основополагающих принципов национально-государственного устройства и за годы советской власти достигшим в этом значительного прогресса. Формирование федерации по второму варианту может быть воспринято народами страны как скрытая форма русского шовинизма. В настоящее время принят третий вариант, законодательно утвержденный в ныне действующей Конституции Российской Федерации. Его авторы считают, что он учитывает российскую действительность и мировой опыт государственного строительства. Суть этого варианта заключается в том, что в основу государственности России положен федерализм, который призван обеспечить самоуправляемость регионов внутри государственных образований с системой общегосударственных институтов, отражающих и представляющих интересы как всех граждан страны, так и население этих образований. Субъектом федерации в этом случае являются и национальные автономии, и административные образования (края, области). Такое устройство, по замыслу его авторов, снижает исключительность статуса автономий, обеспечивает уровень регионального самоуправления, ослабляя давление на центр, и тем самым сохраняет страну. Вместе с тем, и данный вариант не исключает опасность сепаратизма, но уже не столько национального, сколько регионального. На практике это уже имело место, когда наряду с сепаратизмом Татарстана и Чечни заявляла о себе Уральская республика, шли разговоры о Сибирской и Дальневосточной республиках. Для того чтобы как-то сгладить такие тенденции и создать единую вертикаль исполнительной власти, в России в 2001 г. был введен институт Полномочных представителей Президента Российской Федерации (шесть региональных представительств). Из перечисленных тенденций национального развития можно определить перспективы развития этнополитических процессов в России. Развитие этих процессов будет зависеть от социально-экономической обстановки в стране. Практика социально-экономического руководства в регионах нестабильна. Особенное беспокойство вызывает усиление неравномерности развития субъектов Российской Федерации. Эта тенденция в свою очередь может усилить центробежные устремления субъектов, оказавшихся в более выгодном социально-экономическом положении и имеющих перспективы внешнеторгового развития (Санкт-Петербург, Калининградская область, Приморье и др.). Источником межнациональной напряженности может стать и усиление миграции в Россию. Без сомнения, определенное стабилизирующее значение в решении национальных проблем имеет принятая Конституция Российской Федерации. Она упорядочивает федеральные отношения. Однако в ней имеются противоречия, которые не способствуют смягчению напряженности в межнациональных отношениях. Конституция — правовая основа национальных отношений. Согласно ее положениям формируется концепция национальных отношений, в которой должны быть сформулированы принципы, цели и задачи национальной политики, пути и средства ее решения. Однако для этого необходимо разработать стратегию национальных отношений, основанную на принципах демократии и гуманизма. Ведь не секрет, что многие допущенные ошибки и промахи в национальной политике происходят из-за отсутствия общей концепции и стратегии развития национальных процессов. -Например, федерация — проверенная опытом многих стран эффективная форма государственного устройства. Непременным условием ее прочности и жизнеспособности является равноправие входящих в нее субъектов. Однако в нарушение этого принципа подписано соглашение с Татарстаном — договора, предоставляющего ему особый статус. Фактически это означает перевод федеральных отношений на конфедеративные. Такое положение провоцирует дезинтеграционные национал-сепаратистские тенденции и в других регионах. Для перспектив здорового развития современных этнополитических процессов в России огромное значение имеет то, какая идея положена в основу концепции национальной политики и национальной безопасности. В настоящее время нет альтернативы сохранению и укреплению единого федеративного российского государства как общей родины народов, живущих на его территории. При этом должно неукоснительно соблюдаться законодательно закрепленное Конституцией Российской Федерации равенство прав и свобод всех граждан вне зависимости от национальности. Равенство прав и свобод должно в свою очередь предусматривать защиту прав граждан и образуемых ими национальных и религиозных сообществ; национально-культурное развитие народов России; предотвращение и урегулирование межнациональных конфликтов. Необходимо создание условий, позволяющих представителям различных национальностей самостоятельно определять и реализовывать свои социально-культурные цели, образовывать институты гражданского общества, в том числе в формах национально-культурной автономии, оказывать всемерную поддержку наименее защищенным национальным образованиям. Главное место в государственной стратегии развития Российской Федерации должна занять политика межнационального согласия. Как подчеркивается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |