Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика современного информационного общества




Общество определяется как совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей. Возникшее на природной основе и взаимодействующее с ней общество нахо­дится в процессе закономерного изменения и развития. Обще­ство имеет определенную прогрессивную направленность, ос­нованную на постоянном притоке, генерации и перераспреде­лении информации.

Для объективного анализа исследуемой проблемы целесооб­разно рассмотреть социально-политические, социально-экономи­ческие и технические аспекты развития общества на современном этапе, которые влияют как на жизнедеятельность человека в це­лом, так и на развитие системы образования в частности.

Качественные изменения в экономической, социально-поли­тической и духовной сферах общественной жизни, обусловлен­ные интенсивным развитием и использованием современных ин­формационно-коммуникационных технологий, обозначили дви­жение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития — информационному обществу.

В настоящее время, в условиях постиндустриального периода, характеризующегося коренными изменениями, происходящими в сфере науки, техники и производства, российское общество стол­кнулось с необходимостью решения комплекса глобальных проб­лем современности. Наиболее значимой из них мы считаем проблему информационной безопасности, которая пронизывает все сферы жизни человека.

Основными чертами нового информационного общества явля­ются его информатизация, создание новых интеллектуальных тех­нологий, ускорение темпов развития техники, превращение ин­формации в важнейший ресурс человечества. Перечисленные фак­торы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социаль­ной системы, трансформации среды, под влиянием которой ме­няется личность.

В 1920-е гг. О.Шпенглер провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего ему на смену. В 1940-е гг. вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 1950-х гг. тезис о наступлении информационной экономики и превращении инфор­мации в главный товар выдвинул американский ученый эконо­мист Ф. Махлуп.

Таким образом, исследования в области информатизации но­вого общества приобрели актуальность уже в 1950—1970-е гг., когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. В связи с этим проблема суще­ствования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных иссле­дованиях.

Как показал анализ научной литературы по данному вопросу, большинство исследователей рассматривали особенности совре­менного общества в основном одноаспектно — с гуманитарной, экономической, политической или социальной точек зрения. Та­кое отношение породило огромное число различных названий и определений. Так, Дж.Литхайм назвал новое общество буржуаз­ным, Р.Дарендорф — посткапиталистическим, Г. Кан — пост­экономическим, К. Боулдинг — постцивилизационным, Л. Этци-они — постмодернистским, С.Алстром — постпротестантским, Р.Сейденберг — постисторическим, а Р.Барнет предложил тер­мин «постнефтяное общество». При детальном рассмотрении ста­новится очевидным, что большинство этих определений прибли­жается к понятию «постиндустриальное общество» (Д. Белл, США, 1950-е гг.). Почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», т.е. «после-», говорящую о том, что их авторы ожидают какого-то глобального переворота в технике и в созна­нии людей. Все эти определения отталкиваются от уже достигну­того, однако принципиально новое общество, в котором одно­временно проявляется преемственность и присущая ему новизна, О. Тоффлер называет информационным обществом.

По мнению Ж.Эллюля, одной из основных проблем нового общества является опасность появления информатизированно-бюрократической машины. При этом Ж. Эллюль указывает, что общество стоит перед выбором свободного развития или кибер­нетизации*.

Существует концепция исключительности наступающей эпо­хи, в которой информация будет основной экономической цен­ностью и самым большим потенциальным источником богатства. Вместе с тем подчеркивается, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру (Г. Кан, Т. Стоуньер).

 

* Эмюлъ Ж. Политическая иллюзия / пер. с фр. В.В.Лазарева. — М.: МОТА BENE, 2003. - 432 с.

Таким образом, информационное общество — это новая исто­рическая фаза развития цивилизации, в которой главными про­дуктами производства являются информация и знания. Это новое общество характеризуется следующими отличительными чертами:

•повышение роли информации и знаний в жизни общества;

•возрастание доли информационных коммуникаций, продук­тов и услуг в валовом внутреннем продукте;

•создание глобального информационного пространства, обес­печивающего эффективное информационное взаимодействие лю­дей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовле­творение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

•ускорение научно-технического прогресса и превращение на­учных знаний в реальный фактор производства, повышение каче­ства жизни человека и общества;

•участие значительной части трудоспособного населения в про­изводственной деятельности, связанной с созданием и использо­ванием информационных технологий, информации и знаний;

•существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению инфор­мации и знаний;

•глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

Информационное общество — это цивилизация, в основе раз­вития и существования которой лежит особая субстанция, услов­но именуемая «информацией», обладающая свойством взаимо­действия как с духовным, так и с материальным миром человека. Данное свойство особенно важно для понимания сущности ново­го общества, в котором, с одной стороны, информация форми­рует материальную среду жизни человека, выступая в роли инно­вационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных вза­имоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансфор­мируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Это свойство информации может быть конструктивным или, наобо­рот, деструктивным. Следовательно, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека, перспективы его развития или гибели. Это позволяет нам ввести категорию «ин­формационная безопасность».

Развитие с точки зрения накопления и передачи информации проходило в несколько этапов, о чем свидетельствуют исследова­ния таких ученых, как Э.Тоффлер, Д.Белл, К.Ясперс, Дж.Мар­тин, Д.Рисман, А.Турен, И.П.Ильин и др.

На первом этапе (до второй половины XIX в.) существовала «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, бумага и книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки с помощью почты писем, пакетов и т.п. Основная цель такой технологии за­ключалась в представлении информации в нужной форме.

Для второго этапа (с конца XIX в.) характерна «механическая» технология, инструментами которой являлись: пишущая машин­ка, телефон, диктофон и оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Цель технологии уже меняется: представ­ление информации в нужной форме более удобными средствами.

Третий этап (1940—1960-е гг.) — «электрическая» технология, была основана на появлении портативных диктофонов, электри­ческих пишущих машинок, ксероксов, больших ЭВМ с соответ­ствующим программным обеспечением. Изменяется цель техно­логии. Важное значение имеет не форма представления информа­ции, а формирование ее содержания. Главным отличительным фактором становится определяющая роль информационных тех­нологий во всех сферах жизнедеятельности людей.

Четвертый этап (с начала 1970-х гг.) — «электронная» техно­логия, основным инструментарием которой становятся ЭВМ, а впоследствии персональные компьютеры с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащен­ные широким спектром базовых и специализированных программ­ных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается к формированию содержательной стороны информации для уп­равленческой среды различных сфер общественной жизни, осо­бенно к организации аналитической работы. Кроме того, приоб­ретается опыт формирования содержательной стороны управлен­ческой информации.

В дальнейшем происходит процесс персонализации АСУ, ко­торый проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и исполь­зуют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессор­ную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и ло­кальные компьютерные сети.

Активное вхождение в жизнь общества новейших информацион­ных технологий, произошедшее в результате бурного развития техники и электроники, способствует формированию и распро­странению особого типа мироощущения человека. Это связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, особенно телевидения, широким распространением персональных компьютеров, построением всемирных информационных сетей, разра­боткой технологий виртуальной реальности и другими технологи­ческими инновациями. Это развитие требует организации само­стоятельной профессиональной сферы «информационная безопас­ность».

В России, являющейся одним из центров мировой науки и куль­туры, существуют условия для интенсивного постиндустриально­го развития:

•быстрыми темпами совершенствуется информационная инфра­структура как составная часть глобальной информационной инф­раструктуры, развивается рынок услуг связи;

•информационно-коммуникационные технологии активно ис­пользуются в экономической, политической, социальной и ду­ховной жизни общества;

•развивается система правового регулирования отношений, свя­занных с созданием и использованием информационно-коммуни­кационных технологий;

•в общественном мнении складывается понимание необходи­мости интенсификации постиндустриального развития;

•принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-ком­муникационных технологий в некоторых важных областях деятель­ности человека, общества и государства.

Анализируя современное состояние развития информационного общества в России следует отметить, что уровень развития рос­сийской информационной инфраструктуры, использования ин­формационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жиз­ни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также уровню развитых стран мира. Это определение является базовым в понимании необходимости обучения специалиста информаци­онной безопасности. Сохраняется неравенство в доступе к ин­формации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более пре­вращается в фактор, тормозящий социально-экономическое раз­витие общества.

Не развито производство конкурентоспособного телекомму­никационного оборудования и средств вычислительной техни­ки, в результате чего зависимость развития российской информа­ционной инфраструктуры от поставок зарубежных информацион­но-коммуникационных технологий значительно превышает кри­тический уровень.

Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в услови­ях постиндустриального развития.

Медленно реализуются работы по использованию информаци­онно-коммуникационных технологий для сохранения культурно­го наследия.

Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения ин­формационной безопасности страны в недостаточной мере спо­собна противостоять современным угрозам, связанным с исполь­зованием возможностей информационно-коммуникационных тех­нологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопас­ности информационных и коммуникационных систем, исполь­зуемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.

Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постинду­стриального развития общества, недостаточно скоординирова­ны, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского об­щества.

Перечисленные опасности в системе развития российского информационного общества определяют основные направления в профессиональной подготовке специалиста в области информа­ционной безопасности.

В целях обеспечения информационной безопасности России необходимо решить следующие задачи:

«повышение информационной устойчивости и конструктив­ности в общественном развитии, конкурентоспособности стра­ны, благосостояния и качества жизни граждан;

•укрепление государственных гарантий реализации конститу­ционных прав человека и гражданина в информационном обще­стве, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям;

•повышение информационного качества образования и здраво­охранения;

•создание информационных условий для сохранения и разви­тия культурного разнообразия и самобытности народов, прожи­вающих на территории Российской Федерации;

•повышение эффективности информационной деятельности в системе государственного управления;

•противодействие угрозам использования потенциала инфор­мационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

Решение перечисленных задач базируется на следующих прин­ципах:

• сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и граж­данского общества;

• опережающее развитие информационной инфраструктуры
общества и ее безопасности;

. создание благоприятной среды для развития информацион­ной инфраструктуры и системы информационной безопасности;

. обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и зна­ниям, к использованию информационно-коммуникационных тех­нологий;

• укрепление доверия и безопасности при использовании ин­формационно-коммуникационных технологий;

• обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации на основе неукоснительного со­блюдения правопорядка и конституционной безопасности в этой сфере;

• содействие развитию глобального информационного обще­ства;

• международное сотрудничество в системе развития безопас­ности и информационного общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.