КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика современного информационного общества
Общество определяется как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Возникшее на природной основе и взаимодействующее с ней общество находится в процессе закономерного изменения и развития. Общество имеет определенную прогрессивную направленность, основанную на постоянном притоке, генерации и перераспределении информации. Для объективного анализа исследуемой проблемы целесообразно рассмотреть социально-политические, социально-экономические и технические аспекты развития общества на современном этапе, которые влияют как на жизнедеятельность человека в целом, так и на развитие системы образования в частности. Качественные изменения в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, обозначили движение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития — информационному обществу. В настоящее время, в условиях постиндустриального периода, характеризующегося коренными изменениями, происходящими в сфере науки, техники и производства, российское общество столкнулось с необходимостью решения комплекса глобальных проблем современности. Наиболее значимой из них мы считаем проблему информационной безопасности, которая пронизывает все сферы жизни человека. Основными чертами нового информационного общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социальной системы, трансформации среды, под влиянием которой меняется личность. В 1920-е гг. О.Шпенглер провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего ему на смену. В 1940-е гг. вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 1950-х гг. тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в главный товар выдвинул американский ученый экономист Ф. Махлуп. Таким образом, исследования в области информатизации нового общества приобрели актуальность уже в 1950—1970-е гг., когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. В связи с этим проблема существования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных исследованиях. Как показал анализ научной литературы по данному вопросу, большинство исследователей рассматривали особенности современного общества в основном одноаспектно — с гуманитарной, экономической, политической или социальной точек зрения. Такое отношение породило огромное число различных названий и определений. Так, Дж.Литхайм назвал новое общество буржуазным, Р.Дарендорф — посткапиталистическим, Г. Кан — постэкономическим, К. Боулдинг — постцивилизационным, Л. Этци-они — постмодернистским, С.Алстром — постпротестантским, Р.Сейденберг — постисторическим, а Р.Барнет предложил термин «постнефтяное общество». При детальном рассмотрении становится очевидным, что большинство этих определений приближается к понятию «постиндустриальное общество» (Д. Белл, США, 1950-е гг.). Почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», т.е. «после-», говорящую о том, что их авторы ожидают какого-то глобального переворота в технике и в сознании людей. Все эти определения отталкиваются от уже достигнутого, однако принципиально новое общество, в котором одновременно проявляется преемственность и присущая ему новизна, О. Тоффлер называет информационным обществом. По мнению Ж.Эллюля, одной из основных проблем нового общества является опасность появления информатизированно-бюрократической машины. При этом Ж. Эллюль указывает, что общество стоит перед выбором свободного развития или кибернетизации*. Существует концепция исключительности наступающей эпохи, в которой информация будет основной экономической ценностью и самым большим потенциальным источником богатства. Вместе с тем подчеркивается, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру (Г. Кан, Т. Стоуньер).
* Эмюлъ Ж. Политическая иллюзия / пер. с фр. В.В.Лазарева. — М.: МОТА BENE, 2003. - 432 с. Таким образом, информационное общество — это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Это новое общество характеризуется следующими отличительными чертами: •повышение роли информации и знаний в жизни общества; •возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; •создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; •ускорение научно-технического прогресса и превращение научных знаний в реальный фактор производства, повышение качества жизни человека и общества; •участие значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий, информации и знаний; •существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и знаний; •глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Информационное общество — это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Данное свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, в котором, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Это свойство информации может быть конструктивным или, наоборот, деструктивным. Следовательно, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека, перспективы его развития или гибели. Это позволяет нам ввести категорию «информационная безопасность». Развитие с точки зрения накопления и передачи информации проходило в несколько этапов, о чем свидетельствуют исследования таких ученых, как Э.Тоффлер, Д.Белл, К.Ясперс, Дж.Мартин, Д.Рисман, А.Турен, И.П.Ильин и др. На первом этапе (до второй половины XIX в.) существовала «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, бумага и книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки с помощью почты писем, пакетов и т.п. Основная цель такой технологии заключалась в представлении информации в нужной форме. Для второго этапа (с конца XIX в.) характерна «механическая» технология, инструментами которой являлись: пишущая машинка, телефон, диктофон и оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Цель технологии уже меняется: представление информации в нужной форме более удобными средствами. Третий этап (1940—1960-е гг.) — «электрическая» технология, была основана на появлении портативных диктофонов, электрических пишущих машинок, ксероксов, больших ЭВМ с соответствующим программным обеспечением. Изменяется цель технологии. Важное значение имеет не форма представления информации, а формирование ее содержания. Главным отличительным фактором становится определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Четвертый этап (с начала 1970-х гг.) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся ЭВМ, а впоследствии персональные компьютеры с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается к формированию содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно к организации аналитической работы. Кроме того, приобретается опыт формирования содержательной стороны управленческой информации. В дальнейшем происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Активное вхождение в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшее в результате бурного развития техники и электроники, способствует формированию и распространению особого типа мироощущения человека. Это связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, особенно телевидения, широким распространением персональных компьютеров, построением всемирных информационных сетей, разработкой технологий виртуальной реальности и другими технологическими инновациями. Это развитие требует организации самостоятельной профессиональной сферы «информационная безопасность». В России, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, существуют условия для интенсивного постиндустриального развития: •быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи; •информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества; •развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий; •в общественном мнении складывается понимание необходимости интенсификации постиндустриального развития; •принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-коммуникационных технологий в некоторых важных областях деятельности человека, общества и государства. Анализируя современное состояние развития информационного общества в России следует отметить, что уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также уровню развитых стран мира. Это определение является базовым в понимании необходимости обучения специалиста информационной безопасности. Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества. Не развито производство конкурентоспособного телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, в результате чего зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий значительно превышает критический уровень. Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в условиях постиндустриального развития. Медленно реализуются работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для сохранения культурного наследия. Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопасности информационных и коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры страны. Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постиндустриального развития общества, недостаточно скоординированы, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского общества. Перечисленные опасности в системе развития российского информационного общества определяют основные направления в профессиональной подготовке специалиста в области информационной безопасности. В целях обеспечения информационной безопасности России необходимо решить следующие задачи: «повышение информационной устойчивости и конструктивности в общественном развитии, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан; •укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям; •повышение информационного качества образования и здравоохранения; •создание информационных условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации; •повышение эффективности информационной деятельности в системе государственного управления; •противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России. Решение перечисленных задач базируется на следующих принципах: • сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; • опережающее развитие информационной инфраструктуры . создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры и системы информационной безопасности; . обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и знаниям, к использованию информационно-коммуникационных технологий; • укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий; • обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации на основе неукоснительного соблюдения правопорядка и конституционной безопасности в этой сфере; • содействие развитию глобального информационного общества; • международное сотрудничество в системе развития безопасности и информационного общества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |