Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российский рынок машиностроения

Машиностроение, по определению РАН, представляет собой целый комплекс, состоящий из ряда отраслей (энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтехимическое, транспортное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; автомобильная, электротехническая, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая, электронная, приборостроение и др.), что является основой развития технологического ядра промышленности страны.

За последние три года разработана также общая стратегия развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г., в которую вошли две концепции (автомобильной и станкоинструментальной промышленностей) и восемь стратегий (строительно-дорожного и коммунального, нефтегазового, тракторного и сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения, приборостроения, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, электротехнической промышленности) развития.

За последние годы выявлены и наиболее перспективные для России отрасли. Это — автомобилестроение; энергомашиностроение, прежде всего производство оборудования для ТЭК; транспортное машиностроение; сельскохозяйственное машиностроение; станкостроение.

Что касается автомобилестроения, то несмотря на некоторые колебания спроса на его продукцию, автомобильный рынок в течение последних лет в целом непрерывно расширяется. Причем по всем составляющим — легковым и грузовым автомобилям, автобусам. Разработанная и одобренная Концепция позволила не только сохранить, но и развивать рынок легковых автомобилей.

В 2001 г. была разработана и одобрена Правительством "Стратегия энергетического машиностроения России до 2010 года. (Основные направления)", т. е. отрасли, которая давно стала полноправным участником глобального рынка: 70 % выпускаемой продукции этого профиля идет на экспорт, и только за последние два года наши энергомашиностроители выиграли конкурсы по крупным проектам.

Однако потенциал данной конкурентоспособной на мировом уровне отрасли гораздо выше. Для его раскрытия предлагается ряд мер, главные из которых — развитие внутреннего рынка путем расширения тендерных закупок оборудования для субъектов "естественных" монополий (прежде всего — РАО "ЕЭС России"), введение в состав тендерной комиссии представителей государства, создание совместных с соответствующими субъектами монополий программ развития, а также реализация принципов инновационного подхода.

Предлагаемый алгоритм расширения рынка энергомашиностроительной продукции впрямую проецируется и на рынок транспортного машиностроения. Повышение доли заказов, размещаемых через тендеры, должно стать нормой и для такого субъекта "естественной" монополии, как ОАО "Российские железные дороги".

Рынок оборудования для газо- и нефтедобывающих отраслей неоправданно сужен. Скажем, доля России на мировом рынке нефти сейчас более 10 %, газа — около 23, а производство нефтегазового оборудования составляет всего лишь 3 % мирового. Значит, дело в качестве поставляемого нашими предприятиями оборудования, его неполном соответствии мировым стандартам.

Чрезвычайно важным и перспективным представляется рыноки сельскохозяйственной техники, станкоинструментального оборудования.

Еще одно из важнейших направлений развития станкостроения — модернизация имеющегося парка станков и развитие вторичного рынка оборудования.

Как видим, роль государства в развитии машиностроения стала принципиально иной. Она полностью соответствует новым реалиям — экономической независимости предприятий и их работе только в соответствии с рыночным спросом.

Проблемы есть. Более того, их много. Это — уже упоминавшиеся старение основных фондов и его активной части — оборудования; низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции; отсутствие денежных кредитных ресурсов и неразвитая система лизинга сложного оборудования и техники; опережающий рост цен на продукцию и услуги "естественных" монополий; высокий уровень налогообложения, заметно сокращающий оборотные и инвестиционные средства предприятий; недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса и устаревшие подходы к организации производства; кадровый дефицит на предприятиях.

36.1. Европейская интеграция: Европейский Союз.

Европейский Союз (Евросою́з) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

 

Страны-члены ЕС 27

Местонахождение Еврокомиссии Брюссель

Государство-председатель Совета Евросоюза Словения (с 1 января 2008)

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

В настоящее время три наиболее обыденных атрибута принадлежности к Евросоюзу (собственно членство в ЕС, Шенгенской зоне и зоне евро) являются не вмещающими, а пересекающимися категориями:

Европейские институты:

1. Европейский совет. Европейским Советом называется саммит глав государств и правительств стран-членов ЕС их заместителей - министров иностранных дел. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета.

2. Европейская комиссия. Европейская Комиссия — основная движущая сила Европейского союза. Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена.

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь.

3. Совет ЕС. Совет ЕС, или Совет Министров ЕС, - данный орган наделен рядом функций как исполнительной так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского Союза. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне.

В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского Союза.

4. Европейский парламент. Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

5. Европейский cуд. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям;

6. Палата аудиторов. Создана для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Функции:

  • проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
  • следит за качеством управления финансами;
  • после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
  • помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

7. Европейский Центробанк. Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировой рынок машиностроительной продукции и доля России в нем | Маркетинг производителя и потребителя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.