Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и условия инноваций

Стимулами инновационной деятельности являются как внутренние, так и внешние проблемы предприятия.

К основным внутренним проблемам относятся:

– износ оборудования;

– высокие энергозатраты;

– недостаток производственных мощностей.

Причиной инноваций могут стать институциональные перемены (смена руководства, смена собственника).

Внешний стимул инноваций – конкуренция на рынке конечной продукции.

Наибольшее давление испытывают товары, конкурирующие с импортными. Мощным фактором инноваций является экспорт продукции предприятия.

Анализ предприятий, успешно ведущих инновационную деятельность, показывает, что основным побудительным мотивом для разработки инноваций является желание и стремление руководства осуществлять инновационную деятельность, т.е. на предприятии должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку новой продукции постоянно заинтересовывать в инновациях весь персонал.

Другим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, которые осуществляют связь предприятия с конечным потребителем с целью выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров.

Практика показывает, что большинство неудач с выведением инноваций на рынок, объясняется тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды.

Обобщая перечисленные выше условия, можно сказать, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется совокупностью различных ресурсов:

1) интеллектуальные ресурсы (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационные программы и т.д.);

2) материальные ресурсы (опытная база, технологическое оборудование, ресурс площадей и др.);

3) финансовые ресурсы (собственные, заемные, государственные);

4) кадровые ресурсы (лидер-новатор, персонал, заинтересованный в инновациях, опыт проведения НИР, опыт управления персоналом);

5) информационные ресурсы (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел и др.).

Основные условия активной инновационной деятельности на предприятии следующие:

1) создание инновационного климата. Идеи рождаются и развиваются на тех предприятиях, где создан благоприятный инновационный климат.

2) определение главных направлений инновационной деятельности.

3) расширение сбора инновационных идей. К инновационной деятельности нужно привлекать как можно больше людей.

4) планирование осуществления инноваций. Прежде, чем идея будет воплощена, необходимо оценить ее эффективность и разработать пути ее реализации.

5) реализация инноваций. Инновационные идеи должны осуществляться на предприятии и закрепляться на рынке.

Инновации на предприятии наталкиваются на сопротивление. Основные препятствия инноваций следующие:

1) дискомфорт, так как инновации ведут к изменениям с точно непредсказуемыми последствиями; инновационная деятельность сложна и некомфортна;

2) риск, так как успех инновационной деятельности, как правило, не гарантируется;

3) время, так как все работники загружены текущими обязанностями и для инновационной деятельности «не хватает времени».

Для создания инновационного климата на предприятии имеются следующие возможности.

Первая возможность. Личный управленческий стиль руководителя. Сам предприниматель должен быть генератором идей, инноваций и носителем инновационного стиля деятельности. Предприниматель должен интересоваться, какие улучшения и новшества запланированы у работников и когда их можно реализовать. За идеи и инициативу он должен периодически, систематически поощрять работников. Все это способствует усилению инновационной деятельности работников. Практика показывает, что слабая заинтересованность в реализации идей является следствием управленческого стиля.

Вторая возможность. Относится к малым и средним предприятиям, не располагающим средствами для содержания исследовательских подразделений. Они должны иметь в каждом подразделении по 1 – 2 сотрудника, способных работать теоретически.

Поэтому при приеме на работу следует обращать внимание, в первую очередь, на способность претендентов к инновационному мышлению. Вместе с тем предприятия должны создавать необходимые условия для проявления творчества в работе: авторов новых идей необходимо ограждать от негативного воздействия и не допускать, чтобы идеи были уничтожены еще при зарождении.

Третья возможность. Работника каждого предприятия инициативны, если знают, что их идеи и инновационный стиль работы замечаются и ценятся.

Поэтому предприниматель должен за каждое новшество вознаграждать работника, например, повышать зарплату или премировать. Важно придать общественную значимость инновационной деятельности. Необходимо высказать благодарность, вывесить информацию на видном месте, чтобы новаторы стали известны всему коллективу.

Четвертая возможность. Новшества всегда в определенной степени содержат риск, так как их успех с большой надежностью предусмотреть нельзя. Предприниматель берет на себя оправданный риск.

Пятая возможность. Благодаря инновационному климату появляется много новых идей во всех сферах деятельности предприятия, которые предприниматель не в состоянии реализовать одновременно. Поэтому следует обратить внимание на несколько главных направлений инновационной деятельности.

Особое внимание должно уделяться идеям, способствующим осуществлению стратегии предприятия (например, стратегия, направленная на повышение качества). В этом случае следует реализовывать идеи, формирующие повышение качества.

Шестая возможность. Все виды инноваций, реализуемых на предприятии, можно разделить на две группы:

– инновации в отношении изделий и технологий, направленные на улучшение удовлетворения запросов покупателя;

– инновации, касающиеся всех сфер деятельности предприятия (инновационные улучшения в организации производства, в маркетинге, снабжении, сбыте и т.д.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность, виды и функции инноваций | Оценка эффективности инноваций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.